Наиболее важной для меня является возможность двигаться на крейсерской скорости с максимальной загрузкой, и, при этом, экономить топливо. Гребной винт ProPulse предлагает мне для этого широкий выбор. Эффект от этого, естественно, положительный.
Наиболее важной для меня является возможность двигаться на крейсерской скорости с максимальной загрузкой, и, при этом, экономить топливо. Гребной винт ProPulse предлагает мне для этого широкий выбор. Эффект от этого, естественно, положительный.
> Выбирая для себя новый винт, какие задачи Вы предполагали решить? Что, в конечном итоге, стало решающим фактором в пользу выбора Вами именно винта ProPulse?
20 лет назад у меня появился небольшой опыт эксплуатации лодки под мотором Вихрь с винтом со сменным шагом, поэтому, при выборе винта для «Ямахи-40», никаких сомнений и раздумий у меня не было: я искал именно винт со сменным шагом.
Дело в том, что лодку предполагалось эксплуатировать в разных условиях и с разной загрузкой: от одного водителя (т.е. меня) до 600 кг. Да и по условиям эксплуатации тоже необходим был диапазон шага – по большой воде несёт много мусора и необходимо идти на малом газу, но на глиссировании. А для моей лодки при загрузке в 400 кг и шаге винта на 12 дюймов глиссирование начинается при четверти газа.
При относительно чистой воде и загрузке в 400 кг шаг устанавливается на 15 дюймов и ход на 75 % газа. По прибытии на место лова лодка, соответственно, разгружается и поездки осуществляются налегке – тогда шаг может быть максимальным. При всём этом меня не прельщает перспектива возить кучу винтов с разным шагом, да ещё и с резервными винтами, поэтому именно Pro Pulse и стал моим единственным несомненным выбором.
> Насколько полно и удобно представлена на сайте информация о винтах ProPulse? При выборе винта пользовались ли Вы консультацией менеджера? Как Вы оцениваете сроки доставки, упаковку и внешний вид (качество литья, шероховатость поверхностей лопастей) приобретенного Вами винта ProPulse?
Предоставленной на сайте информации мне было достаточно, некоторые уточнения по вопросам оплаты и доставки я сделал по телефону. Посылка с винтом через всю страну прошла дня за три-четыре, через 4 дня я получил её на почте. А ведь доставка до нас довольно тяжёлая - от ближайшего аэропорта до нас 500 км почту везут на машинах по трассе.
Главным условием срочной отправки посылки являлось обещание сразу после оплаты в банке отправить по электронной почте скан квитанции. К упаковке и внешнему виду винта после получения посылки никаких претензий не было.
> Винты каких производителей Вы использовали до приобретения этого винта? Насколько, по Вашему мнению, отличается эксплуатация винта Pro Pulse от винтов других производителей (внешне, по соотношению цена / качество / предполагаемые возможности / достигнутые ходовые качества)?
Гребной винт Pro Pulse я приобретал одновременно с двигателем и лодкой. Насмотревшись на кучи винтов с разным шагом в лодках моих товарищей, о постановке на мотор другого винта я уже не задумывался.
В результате, вожу с собой стандартный, шедший в комплекте с мотором и до сих пор на протяжении двух лет ни разу не установленный на мотор, винт в качестве запасного. С нашими перекатами без запаса не ездят. Дело в том, что после обкатки мотора в бочке с проточной водой и установки его на лодку, я посадил за штурвал друга с огромнейшим опытом хождения по нашей реке, и мы покатались на разных режимах при разном шаге на винте Pro Pulse. Он мне и сказал, что винт хороший, понравилась приемистость и широкий выбор шага.
Я думаю, что без винта ProPulse мне пришлось бы приобрести 6 (!) винтов – по два на каждый шаг (грузовой, стандарт и скоростной, все с резервом). Да ещё и возить их с собой (и запинаться о них в лодке).
Поэтому бухгалтерия простая: гребной винт ProPulse с двумя комплектами лопастей два года назад мне обошёлся примерно в 9 000 рублей, а простые винты стоили бы уже под 30 000 (стоили они тогда 4 500-5 500 рублей). При этом, при повреждении лопасти её можно заменить, а алюминиевый пришлось бы обтачивать, отбивать, рихтовать, причём все лопасти сразу (для балансировки) с последующей потерей КПД.
У моего друга есть большая коллекция обточенных винтов, которая только растёт: для судового хода ставится хороший винт; если произошёл «наезд», то все лопасти обтачиваются. В результате, у него мало хороших винтов и «море» обточенных, которые и нужны-то разве что для того, чтобы в протоках лазить, основная же (доставочная) нагрузка ложится на хорошие небитые винты, иначе придётся расплачиваться повышенным расходом топлива. И, соответственно, винты докупаются.
И главное, что я за 2 сезона так и не убил ещё все купленные лопасти.
> Просим Вас подробно рассказать о своем судне и лодочном моторе (модель, мощность, обычная загрузка и т.д.), а также в каких условиях эксплуатируется судно (спокойное озеро с песчаным дном, мелководная река с каменистым дном, соленые воды и т.д.). Возможно, Вы делали замеры скорости, оценивали динамику или расход топлива. Имели ли случаи подхвата воздуха двигателем при резких поворотах судна или другие негативные ощущения, которые появились при установке именно винта ProPulse?
Лодка у меня – «Крым» под двухтактной «Ямахой-40». Загрузка разная - от одного водителя с баком бензина до 600 кг (два пассажира, бутор, топливо). Условия эксплуатации тоже абсолютно разные: можем сначала идти по судовому ходу реки (течение - от 10-15 км/ч по большой воде до 3-5 км/ч по малой воде), а затем зайти в приток или в протоку с мелководьем. Кроме того, уровень воды у нас постоянно «пляшет», да и дно каменистое с перекатами.
Один раз я сделал замер скорости по навигатору в затоне при максимальном шаге винта и минимальной загрузке (25 л топлива, рюкзак и собака весом около 50 кг) – скорость составила 58,5 км в час. Думаю, можно было бы разогнать и побольше, да затон кончился, а на течении точный замер сделать не получилось бы.
По расходу топлива тоже получались разные результаты, но закономерность я всё-таки определил: с большим шагом для равномерной работы двигателя (двигатель должен «петь») приходится поддерживать большие обороты. Расход топлива при этом большой. При малом же шаге можно обороты сделать минимальные, но достаточные для хорошего глиссирования. При этом скорость ниже, но топливо прилично экономилось – 60-65 литров на 140 км в первом случае и 50-52 литра на 140 км во втором. А когда идешь далеко и надолго, то это много значит. Ведь чаще везёшь топливо ради того, чтобы это топливо доставить на место. Причём я заметил, что большая скорость не компенсирует повышенный расход. Река у нас довольно сложная, судовой ход очень извилистый и узкий, много перекатов, по малой воде иногда даже приходится «играть» газом. Никакого подхвата воздуха не случалось. По-моему, подхват зависит от степени заглубления двигателя, а не от винта, и если двигатель установлен правильно, то и на крутых виражах винт не будет хватать воздух.
> Какие параметры являлись для Вас наиболее важными при подборе винта с оптимальными характеристиками: максимальная скорость, крейсерская скорость, возможность двигаться на крейсерской скорости с максимальной загрузкой, экономия топлива?
Наиболее важной для меня, как вы уже, наверное, успели заметить, является возможность двигаться на крейсерской скорости с максимальной загрузкой, и, при этом, экономить топливо. Винт ProPulse предлагает мне для этого широкий выбор. Эффект от этого, естественно, положительный.
> Приходилось ли Вам до этого эксплуатировать 4-х лопастные винты других производителей или это Ваш первый опыт? Насколько, на Ваш взгляд, отличается гребной винт Pro Pulse по сравнению с ними или с обычными 3-х лопастными винтами?
Собственного опыта хождения на этом двигателе под другими винтами у меня нет. Да, впрочем, приобретать этот опыт я пока и не собираюсь - со мной ходило много разного народа (в том числе и знатные лодочники), и все они хорошо оценивали гребной винт ProPulse. Поэтому сомнений у меня пока нет.
Две навигации отмотал мой ProPulse без претензий. Из опыта товарищей могу сказать, что стальные винты у нас не используют. Больше того, их называют «убийцами»: при вылете на перекат или косу сразу убивается двигатель или редуктор, поэтому, естественно, используют винты из мягких материалов.
> Вызвала ли у Вас проблемы первая установка гребного винта ProPulse на Ваш лодочный мотор?
Никаких проблем установка винта у меня не вызвала. Пришлось только заменить штатный наконечник на более плоский, прилагаемый с винтом, потому что по длине ступица винта оказалась чуть длиннее. В принципе, можно было поставить и так, но вид перевёрнутой «корончатой» гайки для попадания в отверстия шплинтования меня не прельстил. В результате, винт отлично сел на вал.
Единственное, на-сухую шаг меняется туго и рывками, впрочем, это не проблема - речка рядом.
> Важной особенностью винтов ProPulse является то, что поврежденную лопасть достаточно легко заменить. Доводилось ли Вам наезжать на подводные препятствия с этим винтом? Как вел при этом себя Ваш винт?
Так как ходить приходится по горной речке, то мне много раз приходилось наезжать на препятствия. За прошлый сезон я наездил не меньше 1300 км. Вылетов на перекаты или мели было много, и все прошли удачно - лодка оставалась на ходу, только лопасти немного обивались по краям. Тем не менее, я на одном комплекте проездил всю навигацию.
Лопасти оказались достаточно гибкими, чтобы не обламываться или не вылетать из гнезда в ступице. Главное в этом мероприятии – это, на мой взгляд, вовремя успеть сбросить обороты двигателя. Причём были моменты, когда движение происходило «трактором» по мели на малых оборотах, так что камни летели из-под винта (а деваться некуда было, надо было выходить из сложившейся ситуации на течении в узком месте). Единственное условие – надо было ножом обработать кромку лопасти, чтобы не сильно терять КПД. Так и вожу их в запасе. Естественно, в этом сезоне я поставил новые лопасти.
Недавно у меня был случай, когда я по собственной вине потерял все четыре лопасти одновременно: заболтались и я «на газах» вылетел против течения под перекат (а, как известно, под перекатом грунт мягче). В результате, двигатель зарылся по антикавитационную плиту, а лопасти «отстегнулись». Думаю, что с другим лодочным винтом у меня могли быть проблемы с редуктором, а здесь я на вёслах отошёл на мель, поставил другие лопасти и продолжил движение. Хотя, конечно, больше я так уже не «зевал». По-глупости можно «убить» всё, что угодно.
> В комплектацию винта входит одна запасная лопасть. Это сделано для того, чтобы после повреждения трех лопастей, можно было установить напротив оставшейся запасную лопасть, тем самым получив 2-х лопастной винт, и дойти до безопасной гавани на средних оборотах двигателя. Бывали ли у Вас такие ситуации?
Я сомневаюсь в достоинствах хода на двух лопастях при двух других открытых дырках. А вот старые повреждённые лопасти стоит обрезать до «пяточки» для замены потерянных двух лопастей и возить с собой, места они займут минимум.
То, что лопасти из углеволокна более гибкие, чем металлические – это несомненный плюс.
> Какие качества и конструктивные особенности винта ProPulse Вы считаете наиболее полезными при эксплуатации именно на Вашем судне (двигателе) и в условиях ближайших к Вам водоемов? Какие недостатки этого винта Вы могли бы отметить в первую очередь?
Я далеко не самый крутой «ходок», но я знаю то, что я знаю (прошу прощения за тавтологию).
Для меня наиболее полезными качествами оказались: возможность выбора оптимального шага при выборе скорости движения и для экономии топлива, и отсутствие кучи разных винтов в кокпите.
По моим оценкам этот винт полностью отвечает моим требованиям, и я не собираюсь взамен приобретать 6 винтов с разным шагом. Если мой винт прикажет «долго жить», я куплю такой же.
Александр Владимирович, ypa-cccp@mail.ru, Магаданская обл., п. Сеймчан