Мой подвесной мотор Johnson 15 не оснащен генератором и не имеет выводов для катушек освещения. Соответственно подавляющее большинство представленных на рынке тахометров, мне просто физически не удалось бы подключить.
А вопросов по мотору в комплекте с надувной лодкой FL 390 у меня накопилось немало. Например, что происходит с двигателем после установки винтов Rascal, какие у него обороты – перекручивает, недокручивает? Этого без тахометра для лодочного мотора на слух не определить…
Прочитал статью про лодочный тахометр Tiny Tach. Заявленная автором простота принципа работы и удобство в установке меня очень заинтересовали.
Мой подвесной мотор Johnson 15 не оснащен генератором и не имеет выводов для катушек освещения. Соответственно подавляющее большинство представленных на рынке тахометров, мне просто физически не удалось бы подключить.
А вопросов по мотору в комплекте с надувной лодкой FL 390 у меня накопилось немало. Например, что происходит с двигателем после установки винтов Rascal, какие у него обороты – перекручивает, недокручивает? Этого без тахометра для лодочного мотора на слух не определить…
И вот, цифровой тахометр уже в моих руках - прислан мне на тестирование. Одновременно мною заказан, но пока еще не получен оптико-механический тахометр. Этот тахометр необходим мне специально для оценки правильности показаний Tiny Tach.
В пластиковом пакете с прибором находилась и инструкция на английском языке. Перевод руководства по эксплуатации на русском можно скачать здесь. Перевод необходим, так как, несмотря на то, что настроек в меню прибора не так много, без перевода, я вряд ли сообразил бы, что значит изменение числа градусов.

Про настройки.
Алгоритм настроек этого выносного тахометра, на мой взгляд, не совсем удобный. Для этого служит только одна единственная кнопка. Кратковременное нажатие и отпускание просто переводит тахометр из одного режима в другой по кругу. Значит, нужно заранее настроиться в голове именно на ту настройку, которую требуется изменить. То есть нужно нажать кнопку в необходимом в данное время режиме, и, не отпуская палец, подождать несколько секунд, чтобы войти в режим программирования. Затем этой же кнопкой делается выбор числового значения, которое запланировано изменить.
Наипервейшая и наиглавнейшая настройка - это задание числа градусов поворота коленчатого вала лодочного мотора, а соответственно и количества импульсов зажигания на одном из высоковольтных свечных проводов.
Двухтактный двухцилиндровый подвесной мотор за один оборот коленчатого вала имеет два высоковольтных импульса через 180` поворота коленчатого вала. Один импульс на один цилиндр, другой импульс на другой цилиндр. По умолчанию в меню на тахометре было установлено 360`. Эту цифру менять не нужно, если мотор двухтактный. Пусть будет даже трехцилиндровый двухтактный мотор. Все равно импульс зажигания будет проходить, например, на нижнем цилиндре через 360`.
Так как сигнальный провод один, а цилиндров, и соответственно высоковольтных проводов два, я решил попробовать изменить подключение этого провода. В инструкции нарисовано, что красный сигнальный провод подключается к одному высоковольтному проводу. Делается 3-4 витка и, подключение - закончено.
Я сделал несколько витков вокруг одного провода и несколько витков вокруг второго свечного провода. На фото это все отображается, правда ракурс не позволил все четко рассмотреть.

Мыслил я так. Чтобы не было наводок от второго провода, пусть цифровой тахометр считает импульсы через 180` с каждого высоковольтного провода. В настройках я задал 180`, что соответствует двум импульсам за один оборот.
Завел мотор. Все четко работает! Все показывает! Как тут не попытаться подрегулировать карбюратор и настроить холостые обороты двигателя?..
Катнулся.
Мотор раскручивается под самую завязку – 6000 об./мин. при максимально открытом дросселе. Значит родной винт шага 11 на пределе и Раскалы с параметрами 9Х9 и 9Х10 явно легки для моего подвесного мотора.
После проведения всех этих манипуляций мне захотелось опробовать другие настройки Tiny Tach и оценить влияние наводок от второго свечного провода.
Закрепил сигнальный провод (датчик тахометра) на одном высоковольтном проводе. В настройках задал 360`, что соответствует одному импульсу за один оборот коленчатого вала. На представленном фото это все четко видно.

Завел мотор.
Обороты замера с двух проводов соответствуют количеству оборотов снимаемого сигнала с одного высоковольтного провода. Это уже хорошо! Стабильность показаний в двух разных режимах вполне обнадеживает.
Теперь о влиянии наводок от второго высоковольтного провода. На основании моего тестирования – этого влияния просто нет. Провод, вероятно, надежно экранирован. По всякому прикладывал черный провод ко второму свечному проводу при работающем моторе, изменений в показаниях мною отмечено не было. Это большой плюс, так как не нужно производить какое-то сверххитрое прокладывание проводов с удалением от жгутов проводов мотора и т.д.
Монтаж тахометра занял минимум времени.
Я просунул провод внутрь двигателя и закрепил его на свечном проводе. Сам корпус тахометра приклеил клеем к румпелю мотора. Заняло это у меня приблизительно 10 минут. Сложнее оказалось найти свободное отверстие для того, чтобы просунуть сигнальный провод под колпак мотора. В результате просунул вместе с проводами, идущими от кнопки «Стоп».
Про другие настройки тахометра скажу не много:
SVC - Задаем время до очередного планируемого ТО в пределах от 0 до 50 часов. Насколько эта настройка нужна - не знаю.
SVC2 - Настройка времени до ТО2; задается в пределах от 0 до 250 часов с интервалом в 10 часов.
JOB – Время работы мотора с момента последнего сброса. Мне трудно предположить для чего и, что главное, кому нужна данная функция?

Итак, о плюсах.
Простота и доступность монтажа. Стабильность показаний. Отсутствие влияния наводок.
Что мне не понравилось?
Алгоритм настроек, но это, возможно, только для меня. Излишняя длина сигнального провода. Неказистый внешний вид. Необходимость ряда настроек, которая лично у меня вызывает большие сомнения.
Подводим итог.
По моему мнению, Tiny Tach - простейший доступный цифровой тахометр, позволяющий получить необходимый минимум данных для оценки комплекта мотор-лодка.
Имеем возможность замера оборотов мотора в реальном времени. Имеем моточасы работы мотора без возможности обнуления. Можно также вызвать из памяти прибора максимальные обороты двигателя.
Автор теста Валерий Артамонов,
Димитровград, Ульяновской обл.