Не последнюю роль в моем решении также сыграло и наличие автоматического смешения масла.
Лодочный мотор Selva 50 EMA стал нашим третьим подвесным двигателем.
Первым был б/у «Ветерок-8М», вторым был б/у «Нептун-23Э».
Перед сезоном 2005 года было принято решение приобрести наконец-то новый двигатель.
Выбор сначала пал на Нептун-25Э, но, почитав первые отзывы его владельцев, мы сразу изменили свое решение.
При «маркетинговом исследовании рынка» поняли, что за имеющиеся деньги придётся нам брать б/у японский мотор из Финляндии года эдак 1997 (8 лет!!!) сил эдак 40… долларов эдак за 2200…
Таких предложений в тот момент на рынке было два. Причём, при звонках в эти «фирмы» мы почувствовали такое обращение к клиентам, что будто мы должны сделать чего-то ещё дополнительное, чтобы купить предлагаемый ими лодочный мотор.
К слову сказать, такие моторы довольно часто имеют сомнительное прошлое, а некоторые «образцы» поставляются новому владельцу прямо с куском транца от лодки предыдущего хозяина.
В итоге, посоветовавшись с различными людьми — владельцами импортных лодочных моторов (один из них уже 3 года владелец Selva — сначала 4-х, а потом 9.9 л.с.), и, с трудом, победив свою «жабу», мы добавили недостающую разницу в цене.
В результате, мы просто выстрадали решение о покупке в «Баджере» по акции НОВОГО МИКСОВОГО ИМПОРТНОГО МОТОРА Selva 50 EMA за 3000 долларов. Сделав предоплату на требуемую сумму, начались томительные недели ожидания.
Конечно, очень грела покупка именно НОВОЙ вещи, в полном комплекте, с гарантией, с сервисом и теоретической возможностью заказа запчастей. Не последнюю роль в нашем выборе также сыграло и наличие автоматического смешения масла. По удобству использования (пресловутый термин UTILITY), выбранный нами лодочный мотор вплотную приближался к четырёхтактному.
Мотор пришёл, как и было обещано, в начале мая. С трудом «впихнув» его в салон — багажник НИВЫ, мы двинулись к месту установки. В переноске двигатель очень неудачен — ручек нет, руками, кроме струбцины и винта зацепится особо не за что, и, несмотря на сравнительно небольшую массу мотора (72кг) втроём переносить его очень неудобно.
Двигатель установили на мотолодку Прогресс-4 с усиленным транцем.
Установка и подключение дистанционного управления прошла довольно гладко, помогла также инструкция, присланная из сервис центра.
Налито масло в бачок автомикса, первые 10 литров бензина с обкаточной смесью 1:50 в бак. И вот, наконец, первый запуск!
Предохранительный шнур в машинку, ручку передач на «нейтраль», регулятор оборотов холостого хода наверх, пощёлкали забавным рычажком «CHOKE», ключ на старт….. и — ничего….
Т.е. стартер-то исправно крутит, но нет даже намёка на вспышки!
Ночь. Холодно. Дождь. Новый импортный мотор, неизвестно как все устроено.
Снимаем колпак и тупо туда смотрим. Всё вроде на месте, но… Небольшая паника!
Пробуем ещё и ещё.
Результат тот же. Ровно ноль. Курю. Читаю инструкцию — всё правильно делаем.
Ещё попытки — ноль! В голове мысли: снимать… везти обратно… сервис… почему не проверили при покупке?…
Почти на автомате пытаюсь его завести и непонятно почему делаю это с поднятым наверх «CHOKE»… и тут — ЕСТЬ!!!!
СРАЗУ ЖЕ СХВАТИЛ И ЗАРАБОТАЛ!!!! Вот она, та тонкость, про которую нигде ничего не было написано!!
Потарахтев часа полтора на холостых, и «сожрав» при этом три литра бензина, этот подвесной двигатель стал стабильно работать. Вибрации у него немного уменьшились, звук стал более размеренным.
Решили мы прокатится с ветерком! Сначала ещё где-то час катались на «минималке», потом подняли обороты до 3000, Прогресс-4 уже почти глиссировал, потом 3500 (в режиме глиссирования — 26км/час) потом 4000 (в режиме глиссирования — 34км/час).
На обкатке больше положенного - не крутили. Далее залили ещё 60 л бензина с маслом 1:100, после выработки которых мы решили, что обкатка закончилась, и теперь наш лодочный мотор можно нагружать по полной программе.
На полном газу с винтом, шедшим в комплекте (Solas MYST 11.6×13), пустой «Прогресс» идёт 49-51 км/ч при 5400 об./мин.
Гружёный (5 человек с вещами и 100 л. бензина) идет скоростью 46км/ч при 5100об./мин.
«Холостой» ход при 950 об./мин. 4.6-5.2 км/ч, что для троллинга конечно многовато, но зато в таком режиме ездили на «малом газу» и 3 и 4 часа и никаких проблем – ни разу наш двигатель не заглох.
Свечки после этого - практически чистые, хотя подёргивает лодочный мотор довольно ощутимо – но тут уж ничего не поделаешь: два цилиндра - есть два цилиндра.
Самый экономичный режим 4000 об./мин. при скорости 34-35 км/ч. При таком режиме расход составляет примерно 0,298 литров на км или соответственно 10,4 литров в час.
В режиме катания на вейкборде (старт на полном газу 15 сек, переход на 3200- 4000 об./мин. в зависимости от режима катания, в среднем 3 мин, сброс газа и разворот после падения) расход около 12-13 литров в час. Кстати, на вейке длиной 143 см мой лодочный мотор совершенно спокойно вытягивает 110 килограммового человека.
Бензин, по инструкции, лили только 95-й с колонки ПТК. После сжигания, в общем, примерно 250 литров бензина при плановой чистке свечей электроды рыжего налёта ржавчины не имели. Так, закоптились немного, ацетон всё быстро убрал.
Вообще, по ощущениям (после «Ветерка» и «Нептуна») свечки на этом лодочном моторе можно менять раз в пару сезонов, а не один раз на две — три канистры бензина, как на советском.
![]() |
Щёлкнул один раз «CHOKE». После этого мотор совершенно спокойно завёлся при повороте ключа. Больше такого не повторялось… Спишем это на инопланетян!
Ощущения от использования двигателя — двойственные.
С одной стороны, меня поражает вся «скукота» его использования (завёл — работает, заглушил — не работает, надо поехать — поехал). И всё это — не открывая колпак, только бензин доливай).
А с другой стороны, мне очень приятно обладать красивой и впечатляющей вещью, которая (к этому надо привыкать) тебя не подведёт и, отдых с которой будет настоящим отдыхом, а не кружком «умелые руки по уши в масле».
В заключение хочется отметить некоторый недостаток документации по использованию лодочных моторов Selva, ответы на многие очевидные вопросы в инструкции подробно не расписаны и, на сайте если и появляются, то с опозданием (напр. подключение тросов дистанционного управления, правильный запуск холодного/горячего двигателя).
Хорошо бы, чтобы фирма «Баджер» совместно с «Selva» грамотно переработали и переписали инструкции для своих лодочных моторов с учётом специфики использования их в России, где не всегда есть возможность получить необходимую помощь и ответы на вопросы в сервисе.
А в остальном, если кто-то и называет моторы Selva — «итальянский вихрь» то, скорее всего, это человек, который данные лодочные моторы никогда не эксплуатировал.
Быть может, по каким-то параметрам (напр. шумность, требовательность к качеству топлива, комплектация) эти подвесные моторы и уступают лучшим зарубежным образцам, но их цена даёт стимул прощать им многое!