Среди компонентов Вашего снаряжения, необходимого для ловли окуня, есть совершенно незаменимые. Таковым является троллинговый мотор. Вы можете иметь 3, 6 или 10 удилищ с катушками, сотни приманок, однако, считается вполне нормальным иметь одну лодку с ходовым мотором, трейлер для их перевозки и троллинговый мотор.
Лодка и ходовой мотор должны соответствовать друг другу и удовлетворять всем требованиям, предъявляемым водной инспекции касательно маломерных моторных судов. Лодка и трейлер так же должны соответствовать друг другу.
Все это вполне понятно, но как выбрать сам троллинговый мотор? Чаще всего, на практике бывает одно из двух — либо Вы купили тот мотор, который смогли себе позволить, либо тот, который рекомендовал и продал дилер при покупке лодки.
Большинство владельцев моторных лодок, однажды купив двигатель внутреннего сгорания, больше и не думают о его модернизации или замене, по крайней мере, если их устраивает его мощность.
Меньшая часть рыбаков, сменив вторую или третью лодку, начинают задумываться над приобретением специального троллингового электрического мотора. Они встают перед выбором между ручным и ножным управлением движком, однако марка движка, его рейтинг среди подобных ему моторов, способ крепления к транцу судна остаются в компетенции дилеров рынка троллинговых моторов и должны быть разъяснены покупателю. Давайте же рассмотрим особенности, возможности троллинговых моторов и их разновидности, которых имеется великое множество.
Полноценно оценить и сравнить троллинговые моторы чрезвычайно затруднительно, так как не имеется некого стандарта, относительно которого можно проводить сравнение. Мы можем сравнивать моторы между собой, оценивая их различные характеристики, например, сравнить мощность разных моторов, принцип работы, цену. Моторы для троллинга настолько индивидуальны, что их вполне можно сравнить с нижним бельем.
Первое, о чем мы поговорим, это о мощности моторов — ведь именно по этому признаку обычно начинают сравнение движков. Об этом можно говорить весь день. Как выразился один из моих знакомых, "я еще не видел мотора, который был бы слишком мощным". Мощные моторы хороши, но ведь стоит подумать и о цене, о массе и размерах движка — подойдет ли он Вам по этим характеристикам?
При общем подходе, для троллингового мотора достаточно такой мощности, при которой движимая им лодка плывет. Исходя из этого, при длине лодки в 14 футов достаточно мотора с силой тяги в 25 фунтов, при длине в 15-16 футов — 35 фунтов, а для стандартных туристических лодок, обыкновенно имеющих длину 18 футов, достаточно 40 фунтового движка. Большие лодки оснащают 50 фунтовыми моторами.
Одним словом, если у Вас большая лодка — придется приобрести большой и мощный троллинговый мотор.
Поскольку мы завели разговор о мощности моторов, то давайте поговорим и об их эффективности. Дело в том, что не все моторы, которые внушительно выглядят, когда их описывают дилеры и производители, мощны на практике. Вы можете иметь мотор с силой осевой тяги в 42 фунта, работающий на 12-ти вольтовой системе, но разрядите свои аккумуляторы в течение часа.
Рейтинг мощности моторов строится, исходя из их максимальной тяговой силы. Моторы могут иметь различные скоростные характеристики, но тяговая мощность (thrust) всегда измеряется при полностью открытом дросселе. Показатель эффективности (а это зависит и от аккумуляторов) Вашего двигателя говорит о том, как долго Вы сможете на нем идти — в течение часа или восьми часов кряду.
Имеется множество и других факторов, но эффективность — основной. В большинстве современных троллинговых моторов задействована система Pulse Width Modulation (PCM) (модуляция длительности импульса — примечание переводчика), позволяющая повысить эффективность движков до 35% по сравнению с теми моделями, где PCM не использована. Вышесказанное не означает, что мотор, оснащенный РСМ стал мощнее, просто Вы сможете пройти на нем дольше и, возможно, дальше.
Те, кто знают об аккумуляторных батареях все или почти все — просьба продолжать читать параграфом ниже — Вы сэкономите время.
Остальным же расскажу о том, от чего запитываются троллинговые моторы — об аккумуляторах. На большинстве лодочных моторов задействована 12-вольтовая система, другими словами, единственная стартовая батарея, питающая стартер мотора имеет потенциал 12 вольт. Вам нужна, как минимум, вторая 12-ти вольтовая батарея, для питания Вашего мотора.
Вы должны содержать батарею сухой, в противном случае мотор работать не будет. Стандартные батареи с жидким электролитом (Wet Cell batteries) весят около 60 фунтов; впрочем, имеются и другие. Для Вас это говорит о том, что батарея вместе с мотором будут весить около 100 фунтов или что-то типа того; и если Ваша лодка — 18-футовый Ranger, то проблем не усматривается, но если Вы ходите на 12-футовом Джон-боте (John Boatt — разновидность рыбацких плоскодонок — примечание переводчика), то проблемы, скорее всего, появятся…
Как мы уже говорили, одной 12-вольтовой батареи не достаточно, на 24-вольтовых ходят большие катера, поэтому Вам необходимо иметь два 12-вольтовых аккумулятора. Это является стандартом на больших катерах, но если Вы планируете эксплуатировать мотор на маленькой лодке, то Вам стоит задуматься, есть ли смысл таскать в течение всего дня в лодке лишние 50 фунтов лишней массы ради прибавки 7 фунтов тяговой силы.
В настоящее время 12-вольтовые моторы устанавливаются даже на большие 18-футовые лодки и, они с успехом справляются со своими функциями. Среди моторов, предназначенных для эксплуатации на 18-футовых лодках, на протяжение целого ряда последних лет наилучшим является Mercury Thruster, который так же является 12-вольтовым мотором. Большинство людей, регулярно использующих этот мотор, пользуются двумя внешними (дополнительными) батареями.
Мое мнение таково, что для эксплуатации вместе с легкой алюминиевой лодкой, достаточно 12-вольтового троллингового мотора с одной единственной батареей, чтобы не иметь проблем в течение всего дня. Длительность непрерывной работы — существенный компромисс мощности, не так ли?
Вернемся к моторам.
Следующая вещь, в которой Вы нуждаетесь — наличие системы управления мотором. Какое управление предпочесть — ручное или ножное — еще одна тема для бесконечных дебатов и мы не станем на ней останавливаться. Моторы с ножным управлением используют педаль со встроенным моментальным выключателем для управления питанием. Моторы с ручным управлением так же имеют различные виды кнопок для управления питанием, но вместо использования педали владелец мотора может управлять им непосредственно при помощи румпеля.
Моторы с ручным типом управления наиболее популярны и имеют несколько преимуществ перед моторами с управлением ножным. Основное преимущество — свободная палуба в носовой части лодки — на ней нет никаких громоздких педалей и проводов. Это весьма актуально, если Ваша лодка тесна, либо Вы рыбачите втроем и вынуждены экономить место.
При ножном типе управления эта проблема обычно решается приобретением пары дополнительных педалей, укрепляющихся на полу лодки по углам носовой части судна. Если Вы не уверены, в какую сторону лицом будете находиться в лодке во время рыбалки, то, возможно, необходимо докупить удлиняющий румпель, известный как "guide stick".
Таким образом, для подобного усовершенствования Вам потребуется порядка 30 долларов на педали и 40 долларов на удлиняющий румпель. Прибавьте это к цене мотора и Вы поймете, что покупая более дешевый мотор с ручным управлением, в конечном итоге, в денежном отношении Вы ничего не выиграете.
Обратите внимание на то, что многие владельцы моторов с ручным управлением на деле управляют ими при помощи ног. Они не удерживают румпель постоянно, но подталкивают его ногой, придавая лодке необходимое направление. Недостатки ручного управления порождаются непосредственно Вашими руками.
Когда Вы управляете лодкой, то одна из рук постоянно занята румпелем, соответственно для удилища остается лишь одна рука — вторая. И, конечно, управляя двигателем рукой, Вы не можете развернуться в другую сторону. Действительно, мы любим тот способ управления, который позволяет делать это наиболее просто, в идеале — не управлять вообще. Любой, кто имеет плохие колени, обратится к ручному управлению, разве только он ловит сидя.
Когда моторы с ножным типом управления только появились на рынке, на них возлагались большие надежды — ведь они позволяли полностью освободить руки. Обыкновенная система — кремальера и шестерня на конце кабеля, управляемые с педали, на которой установлен моментальный прерыватель цепи электрического тока и даже — потенциометр, позволяющий управлять скоростью при помощи пальца ноги. Педаль либо привинчивается к палубе, либо выполнена на тяжелом постаменте, чтобы не сдвигалась с места. Имея небольшую практику, Вы легко можете управлять лодкой при наличии такой системы, и если Вы — не близкий родственник фламинго, то она Вам весьма понравится. Те, кто любит ловить и управлять в это время лодкой сидя, оценят эту систему по заслугам, когда решат встать, запутаются в проводах и угодят за борт. Управление лодкой при помощи одних только ног — это искусство (и весьма сомнительное).
Всегда готовые пойти на встречу пожеланиям пользователей, производители лодочных моторов и аксессуаров неустанно ищут все новые пути к завлечению потенциальных покупателей. Вместо неуклюжей, большой педали управления с толстым и негнущимся кабелем, прилагаемым к мотору, они предлагают Вам приобрести за пару сотен баксов небольшую деликатную педальку с тонким и гибким длинным кабелем.
Существует даже усовершенствованный вариант, в котором кабель вообще отсутствует. Наличие RF-контактов между педалью и мотором может вносить помехи в работу эхолота и радиоприемника. Не думаю, что это нововведение настолько уж плохое, хотя и терпеть не могу новинки, типа электронного управления двигателем сервомотора.
С введением электронной сервосистемы Вы получаете еще один электромотор, а это не идет на пользу, когда Вы плаваете там, где полно водорослей. Если мотор управляется при помощи тросиков, то Вы имеете с ним непосредственную обратную связь и "чувствуете" его, что особенно важно при плавании по мелководью и заросшим водоемам; наличие электронного управления исключает обратную связь с мотором, которую я считаю весьма важной. Я предпочитаю обходиться без "навороченной" электроники.
Один из моторов с электронным управлением выделяется среди собратьев. Речь идет о "Pinpoint", в который интегрированы эхолот и компьютер, позволяющие судну с таким мотором двигаться по заданному курсу буквально без помощи рук рыболова.
Это действительно стоящее нововведение, если Вы предпочитаете ловить на "открытой воде" больших водоемов и оно обойдется Вам в $1500, чего я, например, позволить себе не могу. Мне кажется, что в ближайшем будущем появится много таких моторов и они станут популярными среди рыболовов. Фирма Minn Kota уже в течение нескольких лет предлагает систему "автопилота", позволяющую равнять курс относительно береговой линии. Будьте только внимательны в местах, где река круто изгибается!
Мы уже говорили немного насчет системы PCM (кодово-импульсная модуляция), однако насколько она позволяет экономить энергию? Оказывается, что не позволяет! Однако, новая система обладает одним свойством, которое должны оценить любители порыбачить в зарослях водорослей.
Задавая скорость, Вы задаете число оборотов гребного винта в минуту, а не просто изменяете силу тока. Это — очень важное нововведение. В прошлом, когда Вы устанавливали скорость, Вы изменяли сопротивление в электрической цепи, при этом менялась сила тока и, периодически случались ситуации, когда при наматывании водорослей на гребной винт, он просто останавливался.
При использовании системы PCM задается число оборотов винта мотора в минуту, при этом усилие на винте определяется длиной электрического импульса (прямо пропорциональная зависимость), а эта величина вариабельная и меняется по мере необходимости, следовательно, при наматывании водорослей на винт такого мотора частота вращения винта не изменяется, но под возросшим сопротивлением увеличивается длительность электрического импульса и, как следствие сила, прилагаемая на винт. (Примечание переводчика. Речь идет о т.н. импульсных электромоторах, у которых ротор вращается импульсами за счет наличия маховика, поддерживает инерцию на валу вращения. Сила, прилагаемая на винт будет определяться длиной импульса, если импульс короткий, то сила на винте малая, при той же частоте вращения и — наоборот).
То, к чему я действительно требователен, когда речь идет о лодочных электромоторах — это о наличии постоянного (моментального) выключателя (continuous switch — речь идет о выключателе типа кнопки электрического звонка, где цепь замкнута, когда палец удерживает кнопку нажатой — примечание переводчика).
Есть моторы, не имеющие моментального выключателя, но имеющие выключатель типа "вкл./выкл.". Такие моторы — очень хороши для "большой открытой воды". При движении "на ветер" я устанавливаю мотор на низкие обороты и удерживаю кнопку моментального выключателя. Вы можете установить моментальный выключатель дополнительно к имеющемуся на моторе выключателю типа "вкл./выкл.".
О проблеме скоростей.
Теперь — о непосредственной рабочей части мотора — гребном винте. Винт "Holy Grail" отлично работает на чистой воде, но и не цепляет водоросли при плавании по зарослям.
Производители из Motor Guide взялись за производство винтов с лопастями различной формы и размеров. Несколько лет назад они предложили свой новый винт "ninja" — малого размера, четырехлопастной, с уменьшенным радиусом кривизны лопастей. Это было действительно стоящее усовершенствование стандартного винта. Помимо "ninja", был представлен большой двухлопастной винт, названный "power prop". Недостатком четырех лопастных винтом являлась их меньшая эффективность при передвижении по чистой воде, в отличие от двух лопастных. В свою очередь, двух лопастные винты больше накручивают траву. В последующем были выпущены "компромиссные" — трех лопастные винты, которые неплохо справлялись во всех ситуациях — и на открытой воде и в траве.
Нелишне немного переплатить, но приобрести довольно дорогой, но чрезвычайно эффективный мотор "Johnson Trolling motor".
Любой обзор был бы неполным без разбора изделий конкретных именитых производителей — брендов. Читая этот раздел, имейте в виду, что то, о чем я пишу, — всего лишь мое личное мнение касательно моторов, которыми мне лично приходилось пользоваться в пределах моего региона.
Я знаю пару парней, которые говорят о своем моторе Pinpoint только хорошее, но это те, кто имеет постоянную занятость на работе на протяжении 80 рабочих часов в неделю и на рыбалку выбирается раз 15 в год — для них хорош любой мотор и, эту ситуацию мы рассматривать не будем.
Я совершенно уверен, что если бы имел достаточно денег, то для себя приобрел бы непременно Chevy. Недалеко от него (в ценовой категории около $1,175 среди моторов с ножным управлением) ушел Johnson.
Я знаю много парней, купивших Johnson и утверждающих, что никогда ничего другого покупать не будут. Эти моторы гладко и бесшумно работают в течение 4-5 лет, но дальше начинают немного дребезжать. Со своим Джонсоном у меня начали появляться некоторые проблемы через 10 лет эксплуатации (за этот период времени у меня было больше неприятностей с женой, нежели с мотором). По сравнению с другими более популярными моторами они несколько менее мощны, но зато совершенно надежны, а фирма производитель обеспечивает хорошее сервисное обслуживание.
Minn Kota за последнюю пару лет повысили свой рейтинг. За это время они улучшили систему крепления мотора, которая ранее не отличалась надежностью. Хотелось бы, чтобы они еще и усовершенствовали электронику мотора и сделали нормальную электропроводку вместо всяких автопилотов (Auto pilots) и радиоуправления мотором (RF controls).
Учитывая все вышесказанное, становится понятным, почему меня влечет к старой испытанной модели Motor Guide. Моторы этой фирмы так же имели некоторые недостатки, которые, однако, по мере их появления устранялись производителями. Эти моторы — наиболее популярны в моих краях. Они вполне конкурентоспособны. Для любителей половить на морских просторах идеально подходит серия моторов "Great White series".
Выбирайте тот троллинговый мотор, который нужен именно Вам, который соответствует Вашим потребностям и стилю рыбалки, который Вы предпочитаете. Троллинговые двигатели прошли длинный путь, они постоянно изменяются к лучшему, но все же лучший из троллинговых моторов еще не создан — мы ждем его.