У южной оконечности Новой Зеландии находится пролив Фово-стрет, знаменитый своими штормами и отделяющий остров Стюарт от южного материкового острова. Рыбаки выходят в эти воды с большой осторожностью.В 1986 году два промышлявших рыбалкой в проливе Фово-стрет молодых человека появились в недавно открывшейся компании «Stabi-Craft» и предложили спроектировать и построить небольшую, прочную и непотопляемую лодку.
Основным условием стала возможность рыбачить на такой лодке практически в любых условиях и всегда благополучно доставлять пассажиров с их добычей на большую яхту. Так началась история целого класса алюминиевых непотопляемых лодок, ставших стандартом среди множества подобных конструкций.
Даже сегодня серийная продукция компании «Stabi-Craft» превосходит большинство аналогов по безопасности и эксплуатационным характеристикам.
С самого начала своего пути «Стаби-Крафт Марин» заявила программу исследований, конструкторской проработки и самого пристального учета любых мелочей. Другими словами, каждый потенциальный покупатель может быть уверен в том, что любая модель судна «Стаби-Крафт» уходит с завода, только если соответствует высшим конструкторским и промышленным стандартам.
КОНСТРУКЦИЯ ЛОДОК «СТАБИ-КРАФТ»
Совсем недавно, после достаточно длительных испытаний и доводки на конвейер был поставлен корпус так называемого 2-го поколения. Корпус баллонного поплавка 2-го поколения в поперечном сечении имеет большее заглубление, благодаря чему у нового судна получился более высокий надводный борт.
Это стало возможным только благодаря уникальному технологическому процессу создания бортовых поплавков методом экструзии вместо традиционного разрезания листов алюминия с последующим приданием этим листам нужной формы со сваркой.
Дополнительным преимуществом этого оригинального технологического процесса является возможность одновременной закладки внутреннего коаксиального кабеля, тогда как наружная прокладка кабелей сейчас считается синонимом конструкции вчерашнего дня.
ОСТОЙЧИВОСТЬ
Ваша семья будет в безопасности на борту не имеющей аналогов лодке «Стаби-Крафт» с встроенными в корпус наполненными воздухом бортовыми поплавками. Эти поплавки обладают огромной плавучестью и обеспечивают полную остойчивость и на ходу под мотором и на стоянке.
Практически ни на какой другой надувной лодке нельзя позволять всем пассажирам садиться на один борт для групповой фотографии, иначе в кадре будут только одни пятки, а на этой — можно!
Так что лодки «Стаби-Крафт» практически непотопляемы.
Достаточно бросить взгляд на лодку «Стаби-Крафт» в движении, чтобы заметить существенное отличие от большинства аналогов: на любой скорости очень мало брызг поднимается выше бортов лодки. Разумеется, все это добавляет пассажирам комфорта и защищенности.
Большой и полностью оснащенный всем необходимым на случай любой коллизии во время рыбалки, катер «Стаби-Крафт 759 Суперкэб» сам по себе представляет собой великолепное приспособление для лова рыбы.
Стационарная рубка идеальна для непредсказуемой погоды Новой Зеландии, происходящей от непрогнозируемых осадков в районе залива Пленти, которые могут погубить самые радужные планы на выходной день.
Хотя метеопрогноз и обещал нам непрекращающийся дождь и 15-узловый ветер, дующий одновременно со всех направлений, мы провели тестирование этого судна в открытом море с приемлемым комфортом.
С самого первого дня, когда много лет назад первая лодка «Стаби-Крафт» закачалась на волнах, компания неустанно работает над увеличением жизненного пространства судна. Наиболее значительной отличительной особенностью лодок «Стаби-Крафт» являются их алюминиевые наполненные воздухом бортовые поплавки.
По положительной плавучести и остойчивости такие суда на голову превосходят обычные лодки, однако такие великолепные поплавки в бортах отнимают довольного много внутреннего пространства.
Каждое новое поколение лодок от «Стаби-Крафт» позволяет пассажирам на борту получить все больше и больше простора. Каждый бортовой поплавок разделен на несколько герметичных отсеков, что дает лодке неисчерпаемый запас плавучести, вплоть до полной непотопляемости.
Кабина катера «Суперкэб» сажается прямо на внешнее ребро бортового поплавка, благодаря чему размер кабина стал на 400 мм шире на высоте комингса. Сам же бортовой поплавок своей верхней плоскостью образует внутри кабины полочки шириной 200 мм по обоим бортам. Исключительно полезное пространство в носовой части любой лодки!
Благодаря тому, что теперь палуба составляет единое целое с внутренним объемом кабины, конструкторы «Стаби-Крафт» сочли необходимым добавить смотровой откос шириной в ступню, так что можно по-прежнему обойти кабину снаружи, для чего на носу катера имеются поручни.
В кабине управления просторно размещается рулевое управление, которое дополнено потолочной приборной панелью с радиостанцией и стереосистемой, которая съедает примерно 20 см верха кабины. Оконные проемы кабины несколько меньше стандартных. Сделано это для того по стенкам можно было проложить кабели от различных электронных устройств.
Крашеный металлический стол, опирающийся на стойку сектора газа, примет четверых едоков, а в сложенном виде образует еще одно койко-место. Двух конфорочная газовая плита в кормовой части кабины позволяет готовить горячую пищу, кофе или чай, а под плитой имеется просторный рундук. Газовый баллон хранится в одном из двух шкафов, имеющихся по обе стороны от входной двери кабины.
В кабине можно с комфортом находиться продолжительное время: можно полежать во время стоянки на якоре, а можно и переждать непогоду. Сдвигающиеся форточки на боковых окнах дают приток свежего воздуха в жаркий день, однако, необходимо отметить, что конструкторам так и не удалось избавиться от запотевания ветрового стекла при изменении погодных условий.
Приводят судно в движение два подвесных 115-сильных четырехтактных мотора «Yamaha» с винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Моторы имеют раздельное питание через два фильтра от подпалубного топливного бака емкостью 300 л.
На крейсерском ходу катер расходует 2 литра на милю пути или 1 литр на мотор на милю.
В режиме троллинга моторы сжигают около 12 литров в час, или до 25-30 литров в час на скорости 40 км/час и 3500 об./мин.
На максимальной скорости катера в 65 км/ч с четырьмя взрослыми людьми на борту расход топлива становится максимальным, так что об экономичности придется позабыть.
Поплавки надежно исполняли свою роль и отводили все брызги. 6-мм материал лодки и заглубленное на 23º V-образное днище резво резали встречную волну, без толчков и падений. Специалисты компании «Stabi-Craft» утверждают, что чем быстрее ход, тем корпус идет ровнее, но за исключением небольшого скоростного участка в акватории залива, нам так и не удалось проверить это заявление на практике.
Управлять катером с места рулевого одинаково удобно и стоя, и сидя. Огромный экран GPS — картплоттера Lowrance занимает много пространства на приборной доске, и, тем не менее, здесь же хватило места для приборов контроля работы моторов «Yamaha», включая их фирменный «умный» топливный компьютер. Сдвоенное управление моторами позволяет управлять наклоном моторов раздельно или одновременно.
Даже вблизи от берегов Кроличьего острова, частично экранирующего ветер, волны были достаточно высоки, чтобы сделать бессмысленной любую попытку бросить якорь поблизости от скал. Мы решили пройти чуть дальше оконечности самого дальнего рифа, однако наша первая попытка встать на якорь была сорвана высокой волной, выдернувшей его. Вторая же попытка оказалась более успешной. Постановку на якорь лучше всего выполнять через носовую площадку.
Обнаружилась одна проблема рыболовного применения катера: когда мы наконец-то встали на якорь, сильный прилив подхватил судно и развернул кормой по течению, так что мы удили рыбу, вынужденно сидя в кабине, которая заодно укрывала нас от непогоды.
На боковых стенках кабины много держателей для удилищ, боковые полки оказались разделены на специализированные отсеки для лески, крючков, рукавиц, поводков, стальных пассатижей, извлекателей крючков и других полезных принадлежностей, которые всегда могут понадобиться на любом рыболовном судне.
Одно из основных достоинств, отличающих корпус с бортовыми поплавками 2-го поколения от первого поколения лодок «Стаби-Крафт», — существенно увеличенная внутренняя ширина. Планшир на катере «759» имеет почти максимально возможную высоту, так что кокпит является надежным убежищем на случай любых неожиданностей, но все-таки не настолько высок, чтобы из него рыбачить без стеснения.
Цельносварной пол «в шашечку» осушается в сливную систему, которую легко очищать и которая предотвращает попадание воды в кабину из кокпита. На испытываемом судне пол кокпита покрывал наборный мат, скрывая стекающую воду и добавляя комфорта подошвам.
Путь домой был столь же ровным, как и путь из дому: модель «759» — большой катер, и если все лодки «Стаби-Крафт» такие прекрасные ходоки, то большего и пожелать трудно!
По материалам публикаций Джона Айхельшайма (John Eichelsheim),
в журнале «New Zealand Fishing News»
Дополнительная информация на сайте производителя www.stabicraft.com
Перевод Павла Дмитриева
в журнале «New Zealand Fishing News»
Дополнительная информация на сайте производителя www.stabicraft.com
Перевод Павла Дмитриева