Из всех средств обеспечения безопасности судоходства этот «колоколообразный» винт в 2005 году привлек, пожалуй, наибольшее внимание журналистов. Компания RingProp заявляет, что ее пропеллеры безопаснее прочих, потому что они уменьшают возможность контакта тела пловца с режущей передней кромкой лопастей.
Компания RingProp PLC была создана в Великобритании в 2002 году для продвижения на рынке «колоколообразного» пропеллера, за 20 лет до того изобретенного в Австралии.
Располагается компания на территории морского технологического парка Gosport Haslar (под управлением инвестиционной фирмы Solent Enterprises Hub, специализирующейся в технологических разработках), а ее акции открыто реализуются на площадке AIM (Рынок Альтернативных Инвестиций).
Упомянутое достоинство нового пропеллера позволяет ему ни в чем не уступать, и даже в ряде случаев превосходить существующие модели, дополняя повышенной безопасностью для людей, находящихся в воде, меньшей опасностью для морских животных, наименьшими повреждениями водорослей, повышенной тягой, а также меньшей нагрузкой на рулевое управление при меньшем расходе топлива.
![]() |
Путь компании RingProp на рынок был долгим и весьма не простым, но в итоге все трудности оказались преодолены. Изложение истории составлено по материалам газетных публикаций, так что возможны отдельные упущения и неточности.
1982: австралийский проектировщик судов Норман Харли занялся безопасностью пропеллеров.
Конструкция безопасного пропеллера была изобретена австралийцем Норманом Харли не позднее 1986 года.
«L. Church Holdings» впоследствии доработала конструкцию безопасного винта. ИЧП «Michael Edgley Holdings» (MEH) предприняла попытки найти ту компанию, которая занялась бы сбытом изобретенного винта.
В 1980-х годах изобретатели сами попытались продавать винт в Австралии с торговой маркой «Stealth Propeller» (Бесшумный Винт).
В 1990 году эта конструкция винта прошла испытания, проведенные Нидерландским Морским Институтом (MARIN).
В мае 1991 года компания «Michael Edgley Holdings» сообщила о получении предложения о сотрудничестве от американского распространителя товаров для судоходства, имеющего годовой объем продаж в 4 млрд. долларов США. В письме было указано, что такой пропеллер за год будет способен завоевать не менее 5% американского рынка судовых винтов.
7 мая 1995 года реклама винта «Stealth Propeller» по цене от 110 долл. появилась в газете «Atlanta Constitution».
10 июля 1995 компания Stealth Propulsion International направила письмо с описанием технологических достоинств винта в адрес Береговой Охраны США в ответ на запрос относительно вводимых стандартов применения ограждений винтов на экскурсионных яхтах и других водоизмещающих судах.
20 июля 1995 года был выдан патент Австралии № AU661288 на «Пропеллер с ограждающим кольцом, укрепленным на лопастях» изобретателям Норману Харли, Дэвиду Расселу Мирфину, Уильяму Рис Моргану и Бардетту Майклу Танстилю, сотрудникам компании «Stealth Propulsion Pty. Ltd.»
В декабре 1995 года компания SPI R&D Pty. Ltd. подала заявку на изобретение Мартина Робсона и Эдди Хоффмейстера под названием «кольцевой» винт. Соответствующий патент США № 6102661 был выдан 15 августа 2000 г.
15 ноября 1996 года компания Stealth Propulsion International Ltd. отпраздновала 3-х летнюю годовщину пребывания в городе Лайолла, штат Калифорния. В компании работают уже 12 человек. Тогда же компания SPI Ltd. выкупила все права у Норманна Харли. Позднее SPI Ltd. Переехала во Флориду.
В ноябре 1996 года газеты сообщили, что президентом и исполнительным директором калифорнийской компании Stealth Propulsion International, Ltd. из городка Лайолла назначен Венделл Минник, который до того уже приобрел опыт в производстве судовых принадлежностей и яхт в Азии.
В декабре 1997 года появились сведения, что корпорация RingProp переехала в город Уэст Палм Бич в штате Флорида.
В 1998 году Куртинский технологический университет (Австралия) провёл исследования конструкций и характеристик судовых винтов.
В конце 90-х годов английский инженер-кораблестроитель проф. Мартин Ренильсон возглавил комплексные исследования по этой проблеме.
В 2000 году австралийский горный инженер и предприниматель Дон Хольт, который по сути дела и создал бизнес RingProp (нашел специалистов для разработки технологии изготовления и сделал компанию акционерной) узнал о пропеллере.
![]() |
В 2001 — 2002 годах была создана компания RingProp, акции которой были разделены между компаниями MarTek и Stealth Propulsion за права на их интеллектуальную собственность. Начата подготовка к первичному размещению акций (IPO) на бирже AIM.
27 марта 2002 года компания RingProp сообщила о завершении 2-х летнего этапа испытаний и о подготовке к заключению контракта на изготовление до 1000 штук винтов для Австралийского министерства обороны. Винты предполагалось ставить на подвесные моторы Mercury мощностью 25-40 л.с. Диаметр винтов — 25 и 30 см.
В ноябрьском 2002 года выпуске журнала «Обозрение судовых технологий» появилась статья «Колокола перемен», в которой обсуждались результаты исследований проф. Яна У. Денда из компании BMT SeaTech Ltd., выполнившего оценку рыночных перспектив компании RingProp с технологических позиций.
В ноябре 2002 года акции RingProp размещены на бирже AIM.
В 2002-2003 годах компания резко переключилась с композитно — пластиковых изделий на алюминиевые в стремлении сменить рыночную нишу на более мощные моторы, но не смогла удержать запланированные объемы продаж.
31 июля 2003 года появились сообщения о достижении соглашения с компанией JL French на производство заготовок и об уходе Джонни Танушенда с поста президента корпорации RingProp в стремлении «заняться чем-нибудь другим».
9 декабря 2003 года пресса сообщила о передаче компании JL French трех шаблонов изделий для производства, причем еще 17 шаблонов должны были быть переданы в течение января-февраля в порядке отработки модели, разработки технологической оснастки и для постановки на производство.
18 декабря 2003 года появилась статья о том, что компания Home Port Marine Marketing выбрана для разработки и реализации стратегии сбыта продукции на территории США, а также для проведения PR-акций.
21 июня 2004 года представители Home Port Marine объявили, что компания RingProp PLC представит свой новейший «колоколообразный» пропеллер для рынка США на ярмарке MAATS (Ярмарка Судовых Дельных Вещей), которая состоится 8-11 июля в Лас-Вегасе.
![]() |
Все решения собрания в пользу г-на Хульта были отменены на следующем собрании 9 декабря.
10 января 2005 года новым исполнительным директором корпорации RingProp назначен Гэри Муллинс.
6 июля 2005 года компания RingProp объявила, что она «выкупила дополняющие патенты на технологию „колоколообразного“ пропеллера у компании Saturn Marine Pty Ltd.» и, как было сказано здесь же, компания закупила станочное оборудование для изготовления пропеллеров из нержавеющей стали, оценивая рыночную потребность в подобных винтах в 400000 штук.
Подробности истории винта RingProp, вместе с достаточно пространным описанием, можно увидеть на Интернет-сайте www.RingProp.com.
Конструкция этой «новинки» преодолела множество испытаний на своем долгом пути развития, и в итоге достигла рынка США, но уже сегодня будущее компании представляется безоблачным.
Мы желаем ей процветания. Надеемся, что дальнейшие новинки в мире лодочных винтов не встретят столь же многочисленные препятствия на пути к потребителю.