Однако возвращение парусов не означает приход барков и клиперов с их огромными полотнищами парусов. Скорее всего, это будут кайты высокотехнологичные паруса типа «летающее крыло»а, способные обеспечить значительно большую тягу, чем паруса традиционного типа. Использовать их можно в качестве дополнения к основной двигательной установке даже на грузовых судах любых типов для экономии горючего, уменьшая потребление ископаемого топлива и вредные выбросы в атмосферу.
Компания Kite For Sail LLC долгое время занимается отработкой технологии использования кайта в качестве тягового органа для небольших судов в море неподалеку от Гавайских островов, где парус запускают повыше, в зону более сильных ветров, чем это было возможно с традиционными парусами.
Задуманный Доном Трэси, яхтсменом и рыболовом с острова Мэн, этот проект начался в 2004 году с модификации 5,5-метрового катамарана «Хоби» в качестве первого испытательного полигона для установки на нем необходимого оборудования. Затем были около десятка прототипов, и в итоге появилось настоящее судно-лаборатория тримаран «F24 Корсар», оснащенный кайт-системой в качестве источника основной тяги.
Проходящая в настоящее время испытания на траулере у северных берегов острова Мауи (группа Гавайских островов) 18-ти метровая парусная кайт-система является основным двигателем, тогда как штатный дизельный мотор используется в штиль или для маневрирования при постановке к причалу или для выхода судна из гавани. Испытания показали, что траулер под парусом движется со скоростью 7-10 узлов без помощи мотора при волнении от 1,5 до 2,5 м, и при скорости ветра от 15 до 20 узлов с экипажем из четырех человек, с двумя поводками на троллинге. Единственное, что, по словам Дона Трэси, омрачило опыты так это отсутствие поклевки.
В проекте принимают участие Крис, брат-близнец Дона, инженер-механик из НАСА, который подрабатывает в проекте консультантом по новейшим конструкционным материалам, проектированию и дизайну, а также Ян Фишер шкипер, знающий все течения и ветры у Гавайских островов и у острова Мауи, все их мели и бухточки. На следующие 5 лет эта дружная команда планирует переход под кайтом вдоль всего архипелага Гавайских островов, оттуда - к побережью США и далее вокруг света.
Созданная новая парусная система включает главный элемент - высокоэффективный парус-кайт, который обладает оптимальным аэродинамическим качеством практически при любой скорости ветра. Парусная система управляется автоматически с помощью встроенного программного обеспечения, в настройках которого можно указать направление и силу ветра, курс и скорость движения судна.
Автоматические запуск и уборка такого паруса занимают от 10 до 20 минут. В течение этого времени разворачиваются автоматическая лебедка и телескопическая мачта, которая поднимает контейнер с парусом-крылом, который в обычных условиях хранится на палубе или в трюме, в зависимости от конструкции судна.
Новые технологии возрождают старый парус?
8 мая 2008 0:00
Четыре сотни лет корабли в облаке парусов властвовали над морями, перевозя товары и переселенцев во все уголки планеты, но с появлением паровой машины в конце 19 века эпоха парусников закончилась, и они ушли со сцены. Однако навсегда ли? Последние разработки в Европе и в США стремятся вдохнуть новую жизнь в забытые технологии мореплавания и использовать новое виденье паруса на судне...
Перевод Павла Дмитриева