Одна из таких недавно появившихся идей связана с использованием в развлекательно-спортивных устройствах эффекта экранирования крыла у земной поверхности. Многие экстремалы уже, наверное, знакомы с буксируемыми надувными плавучими кругами, дисками и тому подобными Kite Tube. Однако, благодаря более легким современным материалам, большей мощности, концепция недорогих экранопланов ценой менее 50 тыс. долларов обещает совершенно новые возможности.
Skimmer - это маленький гидроцикл, который подобно экраноплану может разгоняться по воде и летать над поверхностью моря, над реками и озерами. И это все притом, что управляется велосипедным рулем и перемещением веса тела пилота, подобно движению на мотоцикле. При максимальной скорости полета в 100 км/ч и наибольшей высоте полета над водой 1,5 метра, Скиммер обеспечивает фонтан адреналина в кровь и минимум проблем, ведь для управления им не требуется получать права пилота. Разработавший оригинальную концепцию экраноплана Skimmer голландский конструктор Рол Верхаген (Roel Verhagen) был награжден престижной премией Braun Prize.
Верхаген рассказывает: «Экранирующий эффект земной поверхности на полет крыла используется по меньшей мере с начала 1930-х годов. Россия уже в начале 1950-х годов даже построила огромные экранопланы, использующие этот принцип. Треугольное крыло с Т-образным хвостом, изобретенное в 1965 году Александром Липпишем (Alexander Lippisch), повысило устойчивость экраноплана. Кроме того, я всегда был поклонником двигателя, изобретенного в 1957 году Феликсом Ванкелем (Felix Wankel).
Двигатели Ванкеля используются на автомобиле Мазда RX-8 и на самолете вертикального взлета Moller Sky Car, в котором стоят не менее восьми роторных двигателей, притом, что Mazda в последнее время активно работает над водородным топливом для этих же моторов. Все это и решило проблему выбора. Новые конструкционные материалы позволили бы существенно облегчить, в общем-то, известную конструкцию, при сохранении ее необходимой прочности».
Сейчас Верхаген занят поиском партнеров для продолжения работ над проектом: «Требуется провести еще много испытаний, чтобы от проекта перейти к промышленному производству. Во-первых, требуется провести трехмерное численное моделирование конструкции. После этого нужно будет построить масштабную радиоуправляемую модель для проверки и подтверждения теоретических разработок. В случае успеха, мы приступим к поиску партнера с достаточными финансами, опытом и производственными возможностями для постройки полномасштабного прототипа, после чего уже можно будет переходить к серийному производству».
Характеристики «Скиммера»:
Длина: 2,8 м; ширина: 3,8 м; масса: 250 кг; двигатель: два двухцилиндровых мотора Ванкеля воздушного охлаждения; впрыск топлива; мощность: 60 л.с.
Миниэкраноплан Skimmer - игрушка со скоростью 100 км/ч
12 июня 2008 0:00
Прогулочные транспортные средства становятся все разнообразными благодаря развитию технологий, причем развиваются не только традиционные конструкции, но и появляются новые версии игрушек для совсем «больших мальчиков», некоторые из которых ни на что не похожи, и существуют лишь в своих собственных категориях, ни с кем не соперничая и ни с чем не сравниваемые аппараты, частично похожие на лодку, частично на сани, частично на самолет, как аэросани Туполева или, например, Bionic Dolphin...
Перевод Павла Дмитриева