Якорь!.. Сразу представляется примитивный кусок металла... Однако это устройство играет порой исключительно важную роль в судьбе судоводителя. Возможно поэтому инженеров не оставляют мысли о возможности усовершенствовать якорь. Основной, проверенный временем дизайн якорей остается неизменным и сегодня, но все-таки есть, что совершенствовать даже и в якоре, предназначенном для удержания остановленного судна от сноса...
Разнообразие типов якорей невелико: они либо удерживают судно своим весом, либо цепляются, либо закапываются. Некоторые конкретные якоря, вроде военно-морских такой можно видеть на носу какого-нибудь крейсера работают своим весом и лапами одновременно, однако они редко применяются на катерах и яхтах. Другие якоря (тип «Адмиралтейский») имеют традиционные загнутые внутрь зазубренные и заостренные лапы, как на кокардах моряков. Такие архаичные конструкции встретить в жизни трудно: они хоть и красивы, но весьма неудобны.
Существуют раскладные конструкции, специально предназначенные для применения на травянистом дне, поскольку их узкие лапы с легкостью проникают через густые кусты элодеи, к примеру, и что весьма затруднительно для якорей других типов.
Универсальный якорь «Дэнфорт»
Похоже, что наиболее часто на рыбачьих лодках встречается якорь типа «Дэнфорт», отличительной особенностью которого является пара откидных заостренных “рогов”, которые обычно просто лежат на дне, но закапываются, если только якорь потянуть.
В сложенном состоянии «Дэнфорт» занимает совсем немного места и немного весит, тогда как обладает высоким отношением держащей силы к собственному весу. Это проверенная и надежная конструкция, однако, все же не идеальная. Как и все прочие конструкции, с годами «Дэнфорт» также изменялся, и порой кажущиеся незначительными изменения могли дать разительные результаты.
В 1986 году яхтсмен и толковый инженер Дон Галлерберг представил рынку легкий якорь «Фортресс».
Сегодня «Фортресс», пожалуй, наиболее известный образец из всего семейства якорей типа «Дэнфорт». Имея регулируемые лапы, якорь «Фортресс» выполнен из алюминия, что делает его легким и прочным (нет сварки, по которой возможен излом).
Другое его достоинство - гибкость. Обычно угол отклонения лап на якорях «Дэнфорт» составляет 30-32 градуса, что позволяет успешно применять его в наиболее часто встречающихся условиях. Однако на мягком илистом дне увеличение угла отклонения лап не только облегчит зацепление, но и повысит его надежность. Для таких условий угол отклонения лап якоря «Фортресс» может быть увеличен до 45 градусов.
«Фортресс» - это обновленный и облегченный «Дэнфорт», рога которого лучше зацепляются и надежно держатся за дно.
Директор по маркетингу компании «Фортресс» Дэн Шихан утверждает, что алюминиевая конструкция якоря «Фортресс» позволила сделать его рога острее сравнительно с гальванизированным покрытием якоря «Дэнфорт». Более острые рога легче и быстрее внедряются в грунт, чем другие и даже более тяжелые модели якорей типа «Дэнфорт».
Хотя все это полезно и хорошо, настоящее достоинство якорей «Фортресс», с точки зрения судоводителя, его небольшой сравнительный вес, ну или нехватка такового. Алюминий значительно легче чугуна, благодаря чему с якорем «Фортресс» проще обращаться и ставить его, особенно если якорь большого размера. Эта особенность превосходит все прочие достоинства якорей типа «Дэнфорт» и делает их столь невероятно популярными среди судоводителей-любителей.
Якорь-кошка
Несмотря на свои достоинства, кое-что делать с якорем «Фортресс» никому не захочется. Например, опускать его на дно, полное развалин затонувших кораблей. Если только Вам нравится часто покупать новые якоря. Для тяжелых условий, наподобие выше упомянутых лучше все-таки взять что-нибудь более подходящее, и якорь-кошка подойдет как нельзя лучше.
Якорь-кошка является вариантом анкер-якоря. Первоначально популярный среди рыбаков якорь-кошка был ничем иным как пучком арматурной проволоки, сваренной посредине длины стержней, причем свободные концы стержней были отогнуты как крючки или шипы. Идея была в том, что шипы-крючки могут распрямиться под нагрузкой, высвобождая зацепившийся якорь, после чего шипы загнутся в исходное положение, и так раз за разом. Этот якорь можно забрасывать и в каменистые расщелины и в кладбище затонувших кораблей.
Однако даже любимую кошку не обошли своим вниманием неугомонные изобретатели. Вот характерный пример: якорь «Майти Майт» Кена Шомона, который рассказал: «Я купил прототип этого якоря у старого морского капитана, причем он наотрез отказывался расставаться со своей самодельной «кошкой». Якорь был сделан с алюминиевым веретеном, закрепленным эпоксидным клеем линем внутри штока с приваренными к нему арматуринами. В итоге получился маленький цепкий якорь для постановки на загроможденное дно, и который легко извлечь».
Хотя якорь Шомона будет держаться за любое дно, он утверждает, что это специализированный якорь: « у него своя ниша. Эта ниша остовы затонувших кораблей и скопления коряг».
Отвлекаясь от такой ниши, укажем, что важно иметь рабочий якорь, который работает на самом различном дне. Как уже отмечено, якоря «Дэнфорт» отличаются исключительной в этом смысле универсальностью. Другой пример якорь-плуг.
Совершенствование якоря-плуга
Якорь этот в качестве имени имеет буквенное обозначение CQR, которое произносится как «сикьюр», т.е. «безопасный», - это имя дал якорю его изобретатель, Якорь-плуг широко признан за свою способность укрепляться на самых разных грунтах. Он хорошо держится и легко высвобождается. Особой популярностью якорь-плуг пользуется на крупных кораблях, прежде всего из-за своих больших размеров и веса. Якоря Брюса и «Дельта» являются слегка модифицированными версиями исходной конструкции якоря CQR.
«Якорь «Hydro Bubble» на новый уровень поднял старую идею якоря-плуга; он опускается на грунт точно в том месте, где нужно встать на якорь.
Якорь-плуг работает следующим образом: опускаясь на дно, обычно боком, ему нужно, чтобы его потянули, тогда он принимает рабочее положение и самозакапывается. Этот небольшой недостаток исправлен в новейшей версии якоря-плуга, названной «Hydro Bubble» (плавательный пузырь).
Джон Виллис, президент компании «Anchor Concepts», придумавший «Hydro Bubble», был часто разочарован в попытках поставить обычный якорь-плуг. Нужно было что-то, что обеспечило бы приземление плуга на дно в рабочем положении, но при этом оставалось бы плугом. Тут сработал инженерный подход.
«Я чувствовал, что якорь-плуг был наиболее подходящим устройством», - рассказывает он, - «потому что он создан закапываться в землю, как всем известный плуг землепашца. Поэтому, мы на компьютере попытались моделировать разнообразные промежуточные значения углов, площади и водоизмещения, стремясь найти наилучшую комбинацию этих параметров якоря».
В общем, мы пришли к идее составного якоря, поместив модуль плавучести поверх плуга. Лезвие плуга представляет собою единый кусок нержавеющей стали со съемным алюминиевым веретеном, что облегчает и сам якорь, и его хранение. Набор хомутов скрепляет вместе части, облегчая сборку-разборку якоря.
В собранном виде веретено имеет некоторую свободу перемещения в боковой плоскости, наподобие шарнира в конструкции оригинального якоря-плуга, что позволяет лезвию оставаться внедренным в грунт, даже если судно совершает боковое движение под действием ветра или течения.
Значительно отличается этот якорь от своих предшественников способом приземления на дно. Якорь «Hydro Bubble» опускается вертикально в рабочем положении благодаря поплавку, укрепленному на веретене. После касания дна самое легкое тяговое усилие, приложенное к веретену, заставит якорь закопаться.
Лезвия якоря « Hydro Bubble», выполненное из нержавеющей стали, имеет исключительно малые размеры, что также облегчает врезание в грунт. Более того, малая площадь лезвия увеличивает распределенное давление по площади контакта. В соединении, все эти детали позволяют якорю работать надежно и быстро.
Виллис делится: «До сих пор никто из водномоторников, применявших этот якорь в обычных условиях, не сказал, что тот не приземлился в рабочем положении. При малейшем приложенном давлении он немедленно закапывается. Иначе и быть не может, ведь он для этого создан».
Насколько важны упомянутые свойства якоря? Они имеют исключительное значение в тесно заставленной бухте, или при постановке над небольшим остовом корабля или у скалы, где точность постановки судна решает всё.
Никто из нас не может себе позволить иметь на борту несколько якорей для любых возможных условий, но никто и не создал пока что единственной универсальной конструкции для всех возможных условий.
Но, пока на свете не перевелись люди думающие, и инженеры, чтобы задуманное воплотить в металл, новые якоря будут неизменно появляться на рынке, и они будут все лучше и лучше.
Перевод Павла Дмитриева