В данном случае Ронни Кле говорит о своем 11-ти метровом катамаране «Твин Ви Пайлот Хаус» с парой четырехтактных подвесных моторов «Сузуки DF250». Экономичным ходом судно идет со скоростью 27 узлов, расходуя на 10 км до 15,5 л горючего.
Он поясняет свою позицию: «Катамараны движутся совершенно не так, как монокорпусные суда. Например, в повороте катамаран выносит из поворота, тогда как монокорпусное судно будет заваливаться внутрь поворота. К этому просто нужно привыкнуть. Но как только Вы привыкнете к особенностям управления катамараном, то никогда уже больше ни на что его не променяете. Катамаран режет волны, не поддаваясь им».
Имя обязывает!
Обитателям островов южной части Тихого океана мы будем вечно благодарны за открытие конструкции катамарана, не слишком отличающейся и сегодня от тех первых образцов. И хотя американские рыболовы весьма консервативны в своих пристрастиях, но и здесь ситуация начинает понемногу выпрямляться.
Катамараны обладают неотъемлемыми преимуществами: большей экономичностью при меньшей мощности двигателя, повышенной остойчивостью и грузоподъемностью, более ровным ходом и меньшей осадкой при одинаковой с монокорпусными судами осадке.
Это вполне достаточные основания для перехода на катамараны повсеместно. Более десятка компаний в США уже предлагают рынку катамаранные корпуса, которые можно разделить на три категории по режиму движения: водоизмещающий, переходный и глиссирующий режимы. Каждый режим движения характеризуется существенными особенностями.
Водоизмещающие корпуса движутся сквозь воду, «расталкивая» ее. Двойные корпуса (у катамарана) называемые спонсонами или поплавками, имеют сравнительно узкий и высокий профиль и клинообразный профиль днища, что облегчает резание воды во время движения.
Чем больше смачиваемая поверхность корпуса, тем больше сопротивление воды. Водоизмещающий тип корпуса требует большей, чем корпуса других типов, мощности для достижения одинаковой с ними скорости и менее экономичен по расходу топлива.
На нижнюю поверхность корпуса часто укрепляют специальные гидроподъемные скулы. К водоизмещающим корпусам катамаранов из-за их узости часто применяются термины «крен» и «рыскание». Отсутствие дифферента у корпусов катамаранов приводит к тому, что судно постоянно пытается уйти с курса, рыскает. Причина этого явления в том, что под действием набегающего потока воды каждый спонсон стремится двигаться своим курсом в различных направлениях.
Корпуса катамаранов глиссирующего типа предназначены для создания подъемной силы и имеют в нижней части днища уплощения или плоскую поверхность. Чем более плоским является днище судна, тем легче и быстрее оно выходит на глиссирование, развивая при этом, большую скорость из-за меньшего сопротивления воды. Но, чем меньшая часть корпуса контактирует с водой, тем у данного типа судов хуже курсовая устойчивость и выше тенденция к дрейфу. Рябь на водной поверхности ощущается шлепками или даже ударами по корпусу в случае заметного волнения водной поверхности.
Корпуса переходного типа используют наилучшие свойства водоизмещающих и глиссирующих корпусов, сводя к минимуму недостатки обоих типов корпусов.
Компании наподобие «Ворлд Кат» и «Твин Ви» создают спонсоны корпусов своих катамаранов с уширенными нижними плоскими поверхностями, что повышает их подъемную силу без ущерба остойчивости и плавучести. Увеличение ширины корпусов повышает устойчивость на курсе и увеличивает грузовое пространство трюма, а также позволяет поставить более мощный двигатель. Увеличенные спонсоны дают также и другие преимущества, включая большее пространство для хранения снастей и пойманной рыбы, но скоростью в этом случае придется пожертвовать для достижения хотя бы минимального комфорта на борту.
За исключением небольших катамаранов, предназначенных для рыбалки в прибрежных водах, эти катамараны обычно приводятся в движение двумя подвесными моторам. Два мотора лучше одного по соображениям безопасности, но, как и для монокорпусных судов, наличие второго мотора повышает цену двигательной установки и значительно удорожает ее обслуживание.
Однако все эти отрицательные соображения меркнут перед меньшей необходимой мощностью: даже с водоизмещающими корпусами, катамаран будет требовать для движения с той же скоростью меньшей мощности двигателя, чем монокорпусное судно, ведь между корпусами катамарана формируется воздушный туннель, имеющий собственную подъемную силу.
Туннель между двумя спонсонами катамарана существенно смягчает ход судна, играя роль амортизатора. Когда катамаран на полном ходу отрывается от волны, воздух, попавший между спонсонами, сжимается подобно подушке и смягчает приводнение.
Конструкция носовой части некоторых катамаранов даже создает необычное явление. Воздух, сжимающийся в туннеле, при падении корпуса на воду резко выходит вперед с тучей брызг, словно корабль чихает, так что судоводитель в рубке как бы летит через облако. Это явление можно предотвратить, если в туннеле установить наклонный щиток, отражающий поток брызг.
Другим фактором, снижающим привлекательность катамарана, является его внешний вид. Ну, посмотрите на него кому может понравиться неуклюжее судно, и внешность некоторых катамаранов определенно не вызывает охов и ахов.
Судостроители стараются придать катамаранам более привычный вид монокорпусного судна, например, увеличивая наклон форштевня спонсонов. Однако зауживание несущих поверхностей спонсонов в погоне за красотой может породить новые проблемы. Слишком большой угол наклона форштевня приведет к снижению курсовой устойчивости всего судна. И все же, чем больше будет появляться катамаранов, тем быстрее мы привыкнем к их несколько странному облику.
Так катамаран хорошее судно, или не очень?..
Решайте сами. На одном катамаране автор наловил столько рыбы, что и вспомнить страшно, а с палубы другого - сходил со смешанными чувствами. От некоторых моделей - пищал от восторга, на других вместе с ними только чихать хотелось.
И все же опытные судоводители рекомендуют со всей серьезностью подходить к выбору любой лодки, катамаран это будет или нет, которая наилучшим образом подойдет для требуемой задачи.
И, прежде чем купить, следует сделать на выбранной модели лодки пробный выход в худшую из возможных погоду. И, тогда кто знает?..
Возможно, и к Вам придет любовь именно к катамаранам…
Перевод Павла Дмитриева