Тема эта, похоже, будет - не из приятных. С другой стороны, это всего лишь рассказ про трюмные насосы, и никаких ужасов.Но и не поговорить об этом нельзя, потому что нет человека, который бы не слышал реальных историй о том, как трюмные насосы выручали судно в практически безнадежной ситуации.
Для начала представлюсь и сообщу, что в нашей семье океанология потомственное занятие. Давным-давно наша семья серьезно занималась бизнесом страхования мореплавания. Бизнес этот весьма рискованный, чему способствуют сотни больших и малых лодок, тонущих ежегодно. Заботясь о своих деньгах, многие годы я посвятил исследованию причины гибели больших и малых судов и нашел, как мне кажется, очень простое тому объяснение: недостаток внимания судостроителей и самих владельцев лодок к насосам для откачки воды.
При постройке яхты, кораблестроитель, пообщавшись с будущим владельцем судна, также может пребывать в блаженном убеждении, что небольшой симпатичный ручной насос в рубке теоретически способен откачать поистине огромные объемы воды. К чему это приводит, хорошо известно: количество парусных судов, ежегодно оправляющихся прямо на дно, в 8 раз превышает количество судов моторных.
Разумеется, яхтсмены страдают не только от отсутствия источника энергии. На каждого яхтсмена, задумывающегося о пользе трюмного насоса, приходятся три легкомысленных морехода, которым такие мысли вообще никогда не приходят в голову
В чем тут дело?
Мы уверены, что корень зла отсутствие необходимого опыта. Известно всем, что пока не встанет проблема, никто не задумывается о способах ее предотвращения. Пожалуй, нужно затопить трюм водой или отправить судно ко дну, чтобы судоводитель всерьез задумался о пользе установки насоса в трюме. Это именно то, что называется «учиться на своих ошибках». Хотя я могу понять таких людей: будучи ребенком, я построил множество корабликов, но невозможно было сосчитать, сколько из них пошло ко дну, если на улице шел ливень, или если в кораблике была течь разумеется, я не ставил на мои кораблики трюмные насосы. В другой раз, даже поставив насос, я мог забыть проверить его работоспособность, а также заряжены или нет аккумуляторы.
К несчастью, если судно пойдет ко дну прямо в доке, это будет меньшее из зол. Гораздо серьезнее ситуация будет в открытом море, когда что-то на борту пойдет не так, и судно начнет потихоньку уходить из-под ног. Подобно тому, как глушитель выхлопных газов никогда не подскажет момент, когда он разрушится, остановив мотор трюмного насоса, а вы обо всем узнаете последним и, тогда будет уже поздно.
Таких случаев происходит сколько угодно. Или лопнет бимс, или клепка выскочит от коррозии на старом добром судне, которое уже 12 лет ходит по волнам, и ни разу еще не требовало осмотра и ремонта. Так тоже часто случается. Однако когда такое случается в море, и если судно не имеет надлежащей системы удаления воды из трюма, мы получаем то, что называется катастрофой. А вот если еще и ваша семья вместе с вами на борту, то в самом лучшем случае всю оставшуюся жизнь вам придется просыпаться от ночных кошмаров.
Давайте начнем с того, что первейшим, необходимым устройством на борту станет насос для откачки воды из трюма. Не паруса, не двигатели, не отделка кают или высококачественный музыкальный центр, а только верный безотказный и незаметный насос для откачки воды из трюма. Аварии исключить невозможно, поэтому закон требует наличия спасательных жилетов для каждого человека на борту. Но еще лучше будет иметь работоспособную систему для откачки воды из трюма, так что может быть, даже в случае аварии, удастся обойтись без спасательных жилетов.
Как выбрать подходящую систему?
К сожалению, точного ответа нет, потому что задача выбора наилучшей для конкретного судна системы для откачки воды должна учитывать, прежде всего, тип судна, а не его размер, как могло бы показаться. Некоторые типы судов более живучи, чем другие, как различны гоночный скутер и яхта класса «Дракон».
В любом случае, для каждого типа судов существует некоторый минимум. В таблице ниже перечислены минимальные требования к водоотливной системе относительно длины лодки.
Длина лодки, м | Кол-во насосов | Общая производительность л/час |
4,87 6,1 | 2 | 9460 |
6,4 8,0 | 2 | 113563500 |
8,23 10,67 | 3 | 3500 17035 |
11 12,8 | 3 | 22712 |
13,1 15 | 3 - 4 | 30283 |
15,24 18 | 4 - 5 | 34070 - 37854 |
18,3 20,7 | 4 - 5 | > 38000 |
Из таблицы видно, что в расчет следует принимать два параметра количество насосов и их производительность. Количество насосов необходимо учитывать, прежде всего, не потому, что трюмные насосы не слишком надежны, как и любое другое электрическое устройство, работающее в затопленном состоянии.
В разрез с популярным представлением, насосы сами по себе редко выходят из строя. Чаще всего причиной остановки насоса становится неисправность питающей его электрической системы. Выходом из этой ситуации может стать обеспечение герметичности всей системы откачки воды или, что дешевле, установка нескольких насосов, что обеспечит непрерывную откачку воды в случае любых неожиданностей. В расчете трудно учесть, что гарантией работоспособности насосов является надежность подачи к ним электроэнергии от бортовых аккумуляторов. От любых насосов будет мало проку, если система электропитания не обеспечит их энергией в течение необходимого периода времени. Позже мы подробнее остановимся на требованиях к аккумуляторам.
Управление количеством отсеков
Хотя выше приведенные данные, в общем, описывают метод определения количества необходимых насосов, следует учитывать и количество отсеков в трюме, из которых потребуется отдельно откачивать воду. У всех судов корпуса разные или оборудованы по-разному, поэтому любой расчет следует начинать именно с определения количества отсеков в трюме, которые следует оборудовать насосами, так что меньшее количество насосов принимать просто нельзя.
Чтобы определить количество насосов, взгляните внимательно на трюм и найдите самую низкую точку в нем. Вода будет стекать вниз, в эту точку, так что следует заранее определить, где это место в трюме.
Общее правило такое.
Каждый отсек трюма, из которого вода не имеет возможности свободно вытекать, должен быть оборудован насосом. С другой стороны, вода сможет подниматься в этом отсеке до тех пор, пока вода найдет отверстие для перетекания сквозь переборку (отверстия могут быть под кабели, соединительные трубы и т.п.) или даже сквозь дверь, - в следующий отсек. Так что даже если судно и не затонет от такого происшествия, накопление воды в отсеке может само по себе быть разрушительным для трюмных конструкций. В большей степени это угрожает малоразмерным судам, чем крупным. Это потому, что небольшие суда зачастую имеют весьма мелкие трюмы, так что даже небольшое количество воды может подтопить рубку и повредить судовое оборудование. Такая же опасность может угрожать и яхтам с мелким трюмом. В особенности же глиссирующим судам, у которых вода в трюме на полном ходу будет стекать к правому борту, если она найдет себе путь. В противном случае вода, стремящаяся к правому борту, скопится на переборке. С учетом этого и следует внимательно рассчитывать место, где следует установить трюмные насосы.
Определение количества насосов
После того, как определено количество отсеков, в которых требуется установка насосов, следует уточнить эту схему для случая перетекания воды на стоянке судна, а также на время движения. Для парусных судов эта процедура весьма проста, поскольку крен на нос и на корму для них совсем незначительны, так что центр трюма и есть место установки насоса.
Для большинства моторных лодок - на стоянке вода будет скапливаться в середине корпуса, и в районе кормы во время движения. Учитывая это, следует наметить для установки насосов две этих точки. Все другие части трюма можно будет осушить при помощи всего лишь одного насоса, размер и производительность которого могут быть рассчитаны по средним показателям.
Подвесные моторы и кормовые приводы
Такие лодки требуют особого внимания к работоспособности водоотливной системы из-за очень большого относительного веса мотора к весу лодки. Вся вода в трюме такой лодки будет стремиться к корме, так что много воды даже и не потребуется, чтобы ее утопить, даже если в носовой части у них встроен отсек непотопляемости. Насос поможет лодке сохранить плавучесть. Насос не следует устанавливать под мотором, куда к нему будет трудно добрать в случае необходимости. Так что лучше мотор поставить не на корме, а там, где доступ к нему будет ничем не затруднен.
Производительность насоса
Эту статью я начал с упоминания о милых ящичках со стороной 10 см, которые изготовитель по странной прихоти называет трюмными насосами. Чтобы было понятнее, я говорю про насосы «Rule 500» и «Rule 800». Только наивный глупец может поверить, что эта игрушка действительно способна откачать за час 500 галлонов (1893 литров) морской воды; она не сможет и не способна этого сделать, притом не только с подъемом жидкости, но и даже по горизонтали. Я должен категорически настаивать, чтобы эти устройства ни в коем случае не использовались в качестве основного насоса для откачки воды из трюма. Не только производительность такого, с позволения сказать, насоса не будет соответствовать притоку воды в трюм любого судна, за исключением, может быть, надувного пластикового бассейна, все, на что его хватит, это наглотаться мусора или волос и заглохнуть. Эти насосы хороши, когда нужно откачать несколько ведер воды из кармана между стрингерами лодки, но этот насос никогда не следует ставить основным.
Оставляя в стороне эти явно, неудачные модели, сразу же оговорюсь, что нисколько не сомневаюсь в способности компании «Rule» выпускать отличные насосы, а потому все выше изложенное следует воспринимать как плохой пример и только. Наибольшей популярностью среди изделий компании пользуются насосы моделей «1500» и «2000», а также их старшие браться модели «3700» и «5000».
Я полностью убежден, что идеальная система для откачки воды должна состоять из двух насосов, всасывающего и нагнетательного, которые следует устанавливать в двух точках где вода скапливается и там, откуда она вытекает. Предположим, что у вас 12-метровая моторная яхта. Для нее я рекомендую взять насосы «Rule 2000» и «3700», причем оба, используя мотор «2000» в качестве основного водоотливного, а «3700» - в качестве резервного. Почему я не говорю о других производителях и моделях? В основном потому, что небольшие насосы обычно не предъявляют жестких требований к параметрам электропитания, с которым в критических условиях обычно возникают проблемы. Для повседневных нужд на борту совершенно не нужен высокопроизводительный насос. Насос модели «3700» вполне способен служить резервным и АВАРИЙНЫМ насосом. Потребляемый ток насоса «3700» достигает 19 А, что довольно быстро разрядит аккумуляторы, так что и в аварийной ситуации судовой двигатель нельзя будет глушить для обеспечения подзарядки аккумуляторов.
Напротив, на парусном судне уровню воды в трюме и производительности насоса необходимо уделять исключительное внимание. Говоря афоризмами, небольшой насос паруснику не поможет. Для 12-метровой парусной яхты, если высота подъема воды из трюма превышает 1 метр, я однозначно рекомендую два насоса серии «3700». Мне доводилось видеть, как насос типа «2000», установленный в трюме глубиной всего 1,2 метра, выбрасывал за борт лишь тоненькую струйку воды. Не следует забывать, что с ростом длины трубопровода растет общее сопротивление движению потока жидкости, что также снижает производительность насоса.
Какой насос лучше?
Долгие 30 лет имея дело с ремонтом и обслуживанием трюмных насосов, безо всяких колебаний назову лучшими насосы марки «Rule». Это центробежные нагнетательные насосы, которые обычно не могут откачать последние 1-2 см воды из трюма. Если нужно полностью осушить трюм, единственным средством могут быть диафрагменные насосы, среди которые вне конкуренции продукция компании «PAR» (это сокращение от «Peters And Russell»; в настоящее время компания входит в концерн «ITT Jabsco»).
Эти насосы менее надежны, однако, они ремонтопригодны, тогда как насосы типа «Rule»
ремонту абсолютно не подлежат. Насосы «PAR» можно использовать на судне только в качестве дублирующих, используя их для полного осушения трюма, поскольку у них очень маленькая производительность: не более 30 л/мин. Да и устанавливать такие насосы можно только в абсолютно сухих помещениях. Можно использовать пластиковые нагнетательные насосы (из неопрена), однако неопытному судоводителю не рекомендуется ими пользоваться. Без воды эти насосы сразу же горят, так что во время откачки воды около насоса следует находиться неотлучно.
При использовании любого из перечисленных типов насосов обязательно СЛЕДУЕТ установить фильтр, чтобы загрязнения в воде не повредили насос.
Признавая, что в этом деле много всяких особенностей, скажем, что есть два основных способа установки насосов для откачки воды из трюма. Можно установить оба насоса в трюме, подсоединив к резервному насосу поплавковый выключатель на 15-25 см выше основного насоса, чтобы резервный включался тогда, когда основной насос остановился или не справляется с притоком воды.
Другое решение, которое я сам предпочитаю, предполагает установку выключателя и резервного насоса несколько выше (см. рис. ниже).
Причина этого состоит в отчетливой тенденции накапливания загрязнений на лопастях центрифуги. Более высокая установка насоса поможет снизить накопление грязи. В любом случае, дополнительный насос следует устанавливать так, чтобы он брал на себя воду, с которой не справляется основной насос. Разумеется, вода при этом не должна достигать некоторого критического значения, к примеру, подтапливая жилые помещения (или любое оборудование, размещенное в трюме, вроде аккумуляторов) и повреждая тем самым важные узлы судна.
Поплавковый выключатель
Совершенно замечательное по полезности и по компактности устройство. Ну, как можно его не любить? Действительно, оно не слишком надежно в работе и можно только удивляться, почему еще никто не создал что-нибудь получше. Может быть, и в самом деле разработать более надежный в работе поплавковый выключатель - не слишком сложно.
Для правильной установки поплавкового выключателя необходимо иметь в виду четыре условия:
- в трюме не должно быть грязи,
- подъему и опусканию поплавка ничто не должно мешать,
- его следует правильно подключить,
- поплавок не должен тонуть при погружении в воду.
Какой выключатель лучше: открытый или закрытый?
Закрытый поплавковый выключатель кажется предпочтительным, потому что лишен проблем с грязью в воде: с другой стороны, его нельзя настроить или проверить на месте. Более того, закрытый выключатель почему-то очень любит забиваться плавающим мусором и волосами, которые загадочным образом собираются в трюме. В итоге, выключатель стоит все время в положении «Включено». Только теперь ничего с ним сделать нельзя. В чем действительно хорош закрытый выключатель его поплавок не сможет «утонуть». При регулярном уходе открытый выключатель предпочтительнее; его просто нужно устанавливать так, чтобы поплавок не мог «утонуть».
Замечание. На поверхности воды в трюме может образовываться маслянистая пленка, собирающая мусор. В результате образуются смолистые отложения, препятствующие свободному движению поплавка. Поплавок открытого выключателя защитить от накопления смолы совсем несложно. Достаточно установить его не дальше 7 см от переборки, коромысло с поплавком при этом направив к переборке. Именно к переборке.
В чем тут причина? Если вода со смолой накатится на коромысло со стороны свободного пространства, смола отложится на поплавке. Если же поплавок повернут к переборке, смола останется на переборке или вообще не проникнет в пространство между коромыслом и переборкой. В общем, это разрешимая проблема. После этого совсем не помешает озаботиться очисткой трюма от грязи и смолы.
Никакие средства защиты не смогут защитить оборудование от грязи в грязном трюме. Не следует забывать и о том, что свободно болтающиеся в пространстве трюма провода и трубки должны быть укреплены, чтобы не мешали свободному движению поплавка выключателя. Помните, что небольшое судно может довольно сильно болтать на волнах, так что ничто не должно свободно болтаться в трюме.
Как правильно подключиться
Могу порекомендовать все электроразъемы поместить в закрытый пластмассовый корпус с минимумом отверстий, который следует укрепить поближе, где это удобнее на вертикальной плоскости. Внутри ящика должны быть разъемы, при необходимости с предохранителями. Разъемы должны быть закрыты полихлорвиниловыми трубками.
Таким образом, разъемы не потребуют дополнительного крепления, тогда как доступ к ним в любое время будет несложен и защищен от воды. Коробка с разъемами должна быть установлена так, чтобы отверстие входа проводов в коробку находилось внизу, а не вверху!
Поскольку насосы для откачки небольших количеств воды устанавливаются обычно там, где вода имеет свойство накапливаться из-за повышенной влажности в трюме, там и незащищенным разъемам будет трудно противостоять коррозии. Ни в коем случае не следует использовать изоленту, герметики и разного рода резинки для герметизации контактов. Не поможет!
Отверстие выброса воды
Все эти годы не устаю поражаться тому, что многие судостроители до сих пор не знают, где правильно оборудовать отверстие для выпуска откачиваемой воды. Можно подумать, что даже дураку должно быть ясно, что вода выкачивается из трюма через отверстие, которому достаточно находиться в пяти сантиметрах выше уровня воды, чтобы вода не заливалась обратно. Но, похоже, ясно не всем.
Отверстие для выпуска воды обычно делается у самой ватерлинии, так как в противном случае вода будет стекать по борту судна и оставлять на нем грязные некрасивые потеки. Других причин нет и искать не следует. Это, конечно, хорошо, однако не мешало бы что-нибудь придумать для предотвращения возвратного тока воды. Это «что-нибудь» называется «труба с коленом». Колено поднимает уровень транспортируемой жидкости значительно выше поверхности воды и не дает ей проникать обратно. Если же по какой-то причине выпускное отверстие опустится ниже уровня воды, из «колена» возникнет струя воды, которой позавидует фонтан. Это будет называться «сифон». К сожалению, проблема не решается удлинением «колена». Клапаны в сифоне мало помогут, потому что быстро забиваются мусором.
Как не следует устанавливать насос в трюме.
Для моторных судов я рекомендую колено сифона делать повыше примерно на 45 см выше поверхности воды. В отношении парусных судов следует учитывать профиль сечения, поскольку именно парусники способны круто ложиться на борт, выполняя поворот. Для парусника особенно важно продумать место расположения отверстия выброса откачиваемой воды. Причем это, как правило, грязная работа.
Подключение насоса к трубопроводу забортной воды вполне возможно, если только вы хорошо понимаете, что именно делаете. T-образное подсоединение следует делать в вертикальном разрезе, но оно не применимо в разрезе горизонтальном. Следует исключить любую возможность возвратного тока воды. Наилучшим будет сочленение под углом в 30 градусов. Т - образное подключение под углом 90 градусов будет причиной турбулентности и станет причиной существенного возрастания сопротивления движению воды.
Устанавливая дополнительный насос, можно избежать необходимости создания новых отверстий в днище судна, а просто увеличить диаметр существующего выпускного отверстия, скажем, с 2 см до 3 см в диаметре, добавляя новый патрубок. Нельзя будет подключать новую трубу к существующему отверстию в 2 см, поскольку увеличение потока воды через небольшое отверстие создаст сильное сопротивление потоку воды и не даст работать насосу.
Достаточно приобрести раструб побольше и, увеличить выпускное отверстие. Если Вам покажется проще высверлить новое отверстие, сделайте так. Не следует устанавливать пластиковые уплотнения выпускного отверстия. Наиболее эффективны в этом случае только латунные уплотнения.
Устанавливая патрубок к новому выпускному отверстию, укрепите его как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Трубопроводы также должны быть укреплены, чтобы они не болтались и не сплетались.
Аварийные насосы: для кого и для чего?
«Со мной это не случится»! Все так говорят. Можно выйти в море без спасательного жилета на борту, так же как и без насоса для откачки воды из трюма. И то, и другое - ошибка. Но ведь возможно, а потому многие сильно грамотные люди выходят в плавание без того, и без другого. С каждым таким выходом в плавание вероятность несчастного случая возрастает.
Всякий, кто отправляется в долгое плавание, должен иметь в трюме насос для откачки воды. В данном случае речь идет не о ручных помпах. Каждый, кому приходилось поработать ручной помпой всего пять минут, никогда больше не захочет браться за эту работу. Даже пребывая в хорошей физической форме, вы не сможете работать с ручной помпой длительное время. Вообще-то типичная ситуация, при которой потребуется аварийный насос потеря вала винта или руля, при которой открывается отверстие в корме настолько большое, что обычный трюмный насос с ним справиться не может.
Аварийный насос, приводимый в действие судовым двигателем, может спасти судно и вашу жизнь. Если собираетесь в дальний путь, возьмите с собой аварийный насос. И кончен сказ.
Нельзя спорить, насосы дорого установить, но от них порой больше проку, чем от спасательных жилетов и спасательных кругов, потому что и круги и жилеты могут просто не понадобиться, если судно удержится на плаву. Основная мысль на борту судна вы в безопасности, а в море со спасательным жилетом нет, так что не дайте судну утонуть. Насосы, приводимые в действие судовыми двигателями, обладают исключительно высокой производительностью, которая зависит лишь от оборотов, развиваемых двигателем. Такие насосы предпочтительнее электрических, потому что используют энергию механическую. Средний аварийный насос способен откачать 190-250 л/мин., и это не мало. Это сравнимо с 11500 л/ч притока воды, который возникает при средней аварии.
Мощность аккумуляторов
Итак, мы рассмотрели почти все, относящееся к оборудованию на судне системы удалении воды из трюма, кроме источника энергии. Для крупных судов, с их огромными аккумуляторами, это не проблема. Однако это колоссальная проблема для маленьких яхт, на которые изготовители, стремясь удешевить конструкцию, ставят один - два автомобильных аккумулятора.
Не могу сказать с уверенностью, что на корпусе автомобильного аккумулятора нет надписи «MARINE», однако очевидно, что все эти ярко раскрашенные пластиковые ящики абсолютно не предназначены для использования в мореходстве. Мне нет дела до того, глубокий ли цикл у них зарядки, или что они способны осветить Вселенную, мне достаточно найти хоть оfдин аккумулятор, пригодный для работы в море. Любой автомеханик скажет то же самое; каждый автолюбитель меняет аккумулятор каждые два года, потому что аккумулятор истощился, выработал ресурс, сдох. Какой необъятный рынок для халтуры!
Если Вы стремитесь сэкономить на приобретении дешевых автомобильных аккумуляторов для своей лодки, не вздумайте читать дальнейший текст, ибо ваша система водоотлива не может быть лучше источника ее энергии. Аккумулятор «сдох», и насос умолк.
Вот задача: по мере старения аккумулятора количество запасаемой в нем энергии стремительно убывает. Два 14-амперных насоса в сумме потребляют 28 Ампер. Если их подключить к новому 60-амперному аккумулятору и запустить, то теоретически через два часа аккумулятор будет пуст. Однако по мере старения аккумулятора его работоспособность будет стремительно убывать, причем ускоренными темпами.
Старый аккумулятор просто не сможет запасти достаточное количество энергии. Средний 60-амперный аккумулятор возраста 1 год сможет приводить в действие 14-амперный насос в течение всего 30 минут. Если насос будет поднимать воду, аккумулятора не хватит даже на это, потому что насос будет все время работать с максимальным потреблением тока.
Ситуация еще не ясна? Тогда спросите любого «скупердяя», всю жизнь трясущегося над своим дешевым аккумулятором, и услышите от него все то, что я рассказал. После этого, идите в солидный автомобильный универсальный магазин и спросите мощный промышленный или судовой аккумулятор. На американском рынке известны имена «Surette», «American», «Exide» и многие другие. Мощный аккумулятор узнать легко: он черный, большой, очень тяжелый и цена у него в два раза выше.
Хороший аккумулятор тяжел потому, что в нем хотя бы больше свинца. Один большой аккумулятор на 250 А*ч лучше, чем два меньшего размера, емкости даже в меньшей цене.
Емкость аккумулятора ПРЯМО связана с его размерами. Сравнивать два маленьких аккумулятора с одним большим просто невозможно. Аккумулятор на 250 А*ч стоит около 150 долл., а два аккумулятора по 90 А*ч стоят по 100 долл. каждый, так что в сумме большой аккумулятор дешевле, а пара аккумуляторов - слабее. Два по 125 А*ч будут работать почти так же, однако цена у них будет просто запредельная.
Подключение насоса
Самая распространенная ошибка подключать насос через основной выключатель на панели приборов. Часто случается так, что в случае аварии кто-нибудь выключает главный двигатель центральным выключателем, останавливая, таким образом, водоотливные насосы. Чтобы проверить правильность подключения насоса (часто бывает, знаете ли), следует выключить всю энергию на судне, а затем поднять поплавок выключателя насоса. Если насос не включился, у вас проблема, решить которую нужно незамедлительно.
Я не согласен с требованиями стандарта «ABYC», который требует оборудовать водоотливные насосы предохранителями. Слишком часто сгорающий предохранитель или срабатывающий автоматически выключатель становились причиной гибели судна. Если Вы готовы отказаться от предохранителей в электропроводке насоса, постарайтесь сделать провода подключения насоса как можно короче. Хотя не рекомендуется, что попало подключать прямо к аккумулятору, однако одно единственное исключение для водоотливного насоса стоит сделать.
Если нет другого способа, насос следует подключить напрямую. Так можно поступать только с погружными насосами. Эти моторы еще никогда не загорались и всегда запускаются исправно.
Чтобы можно было без проблем установить на борту дополнительный насос, лучший способ подключить его приобрести небольшую панель с трехпозиционным переключателем «Rule» и световым индикатором. Если источник энергии на судне расположен далеко, особенно при установке насоса в носовой части судна, не следует, выводит на панель управления насосом никакие другие выключатели для другого оборудования. Провода от насоса и к нему - следует проводить кратчайшим путем. У вас одна задача кратчайшим путем соединить аккумулятор с панелью управления насосом и поддерживать его работоспособность.
Наверняка найдется некто, кто пришлет мне возмущенное письмо со словами «как смеете вы призывать к нарушению правил?», но я никогда и не говорил, что подключаться нужно к приборной панели управления судном, тем более что это не всегда возможно в принципе.
По материалам одноименной статьи океанолога Дэвида Г. Паско. Перевод Павла Дмитриева