Написать захотелось после того как я прочитал на сайтае «Баджера» вот этот отзыв. Я был очень удивлен тем, насколько разными могут быть восприятия от похожих лодок, одинаковых моментов эксплуатации и одних и тех же узлов и вспомогательных агрегатов.
Начну с того, что все лодки с НДНД Air Line (360, 390 и 420 см) – одинаковой формы и не особо отличаются габаритами и весом. Лодка 390 см (именно такая была у меня) и самая большая в серии (420 см), как у автора указанного выше обзора, кроме длины, отличаются, соответственно:
- шириной кокпита (89 и 92 см);
- диаметром баллона (50 и 52 см);
- весом «шкуры» (42 и 47 кг).
Разница в этих параметрах могла бы быть обусловлена даже отклонениям при производстве, поэтому реально говорить о том, что эти лодки весьма похожи.
Лодка Баджер Air Line 390, исходя из конструктивных особенностей, имеет немалые объемы для накачки, поэтому для комфортной эксплуатации очень желательно иметь электрический насос. Я использовал Bravo BTP 12 М.
Проблем при накачке этим насосом лодок до рабочего давления (с любым типом дна) я никогда не испытывал, даже представить сложно, что может быть по-другому. Сначала в насосе работает «быстрый» режим – объем набивается довольно оперативно, затем насос переходит в более «медленный» режим, который создает необходимое рабочее давление.
Замечу тут же, что все лодки, а, тем более, лодки с НДНД, крайне ревностно относятся к тому, чтобы баллоны и палуба были строго докачаны до указанного в паспорте рабочего давления! Малейшая его нехватка крайне негативно сказывается на поведении лодки на воде. При этом важно контролировать полученное давление манометром, а не на глазок. Этот способ, увы, очень обманчив.
В чем мы сходимся с автором обзора про лодку 420 см, так это в ее поведении на воде. Мы ходили на лодке Air Line 390 см под 2-тактным мотором «Сузуки-15». Лодка очень хорошо выходит на глиссер, как говорят иногда, «выстреливает», остойчиво идет по гладкой воде. Нос не просто высокий, можно назвать его даже очень высоким – забрызгивание кокпита будет, пожалуй, при отсутствии носового тента только в погоду, близкую к штормовой.
По скорости.
Вдвоем + снаряжение (то есть, вес около 250 кг) мы пошли сразу со скоростью 37-38 км/ч безо всяких подборов винта и прочих тонких настроек. Поскольку мы и до и после катались много на каких лодках, могу сказать, что, в скоростном плане, Баджер Air Line 390 показала чуть ли не лучшие результаты.
Неплохо выраженный киль, который отчетливо виден на фото, позволяет лодке быть достаточно мореходной, уверенно «резать» как небольшую волну, так и чуть побольше.
Но замечательные скоростные свойства лодки, делающие ее одним из лучших претендентов в номинации «Прогулочная лодка», увы, взялись не из ниоткуда. Конструкторам пришлось кое-чем пожертвовать.
Рассматривая лодку ровно сбоку, обратите внимание: ярко выраженный нос начинается почти с середины лодки! Что негативного это может нести, ведь эстетически это даже красиво? А то, что в носовой части лодки палуба вышла чутьа покатой в сторону кормы, и так называемая передняя банка вынужденно сместилась к задней. Это смещение реально уменьшило внутреннее расстояние между сидениями!
Для тех, кто думает на лодке именно рыбачить и имеет много всяких вспомогательных снастей, внушительная ширина, конечно, выручает, но рабочее «межбаночное» пространство все-таки ощутимо меньше, чем на других лодках со схожими размерами.
Палуба лодки, если не брать во внимание носовую часть, на которой не так удобно стоять под уклоном и на которой от движения под мотором (легкой вибрации) сложенные вещи начинают ползти к корме, в целом, довольно обычна для такого типа лодок.
На таком полу в меру удобно стоять, он достаточно прочный (за 10 сезонов на лодках с НДНД мне ни разу не довелось его прокалывать), при этом, от защитного коврика я бы не отказался. Но главная цель такого коврика – все-таки не защита от острых предметов, а, скорей, собирание всяческой грязи. Получается очень удобно: после выезда вынул коврик, прополоскал отдельно, а лодка чистая!
Баджер Air Line 390 поставлялась в сумке типа «конверт», и, что бы ни говорили другие пользователи, – это форма, которая нравится мне чуть ли не больше всех остальных! Попробую это аргументировать.
Во-первых, если правильно складывать лодку, она замечательно помещается в «конверт», не оставляя никаких торчащих углов. Собственно, если часть свернутой лодки из штатного конверта торчит – это указание на то, что она свернута некорректно, небрежно, неправильно!
Во-вторых, лодка в «конвертах» очень удобно утягивается ремнями.
И, наконец, в-третьих (это, может, самое главное) – упаковка типа «конверт» позволяет очень быстро хоть как-то сложить лодку в трудных условиях. Например, в морозный вечер с температурой ниже нуля, в проливной дождь, да и просто в спешке. То есть, в те моменты, когда нормально лодку сложить нет времени и тогда ее можно сложить «хоть как-то».
Что получилось по впечатлениям в итоге.
Плюсы:
• Хорошее качество изготовления, отличный, узнаваемый внешний вид.
• Скоростная модель. Отличный выход на глиссирование.
• Хорошие характеристики ширины и диаметра баллонов.
• Это – почти идеальная прогулочная лодка.
Минусы:
• Специфичная форма носа: уклон съедает рабочее пространство.
• Расположение передней банки близко к корме.
• Ограниченность чисто рыболовного использования из-за меньшего рыболовного пространства (по сравнению с аналогами).
Выводы из всего этого простые. Лодки серии Баджер Air Line безусловно имеют право на жизнь и найдут своих поклонников. Как прогулочные или скоростные лодки подойдут вообще многим. А как рыболовные – крайне ограниченно. При наличии большого количества снаряжения и необходимости ловить вдвоем стоя в лодке, рекомендую смотреть только на модель 420 см.
С. Туманов