Четыре сезона - немалый срок для надувного судна. Но - пока всё в порядке. Небольшая потертость днища в районе транца (вероятно, следствие не слишком аккуратного вытаскивания на берег) - единственное повреждение. Баллоны я не прокалывал.
Этим летом заменил клапан в кильсоне - начал подтравливать. Весла, сиденья и пол в нормальном состоянии. Иногда от чего-то слегка загибаются углы алюминиевого профиля, окантовывающего фанерные слани, но выправить их - минутное дело...
Этим летом заменил клапан в кильсоне - начал подтравливать. Весла, сиденья и пол в нормальном состоянии. Иногда от чего-то слегка загибаются углы алюминиевого профиля, окантовывающего фанерные слани, но выправить их - минутное дело...
Этим летом заменил клапан в кильсоне – начал подтравливать. Весла, сиденья и пол в нормальном состоянии. Иногда от чего-то слегка загибаются углы алюминиевого профиля, окантовывающего фанерные слани, но выправить их – минутное дело...
Эксплуатация
На момент покупки надувной лодки в 2004 году я прочитал немало материалов в Интернете. Лодка нужна была почти исключительно для рыбалки, поэтому каких-то специфических требований я не предъявлял. Как раз про лодки Badger ходило тогда по сети неоднозначное мнение, но цена и быстрые и исчерпывающие ответы работников Интернет-магазина сыграли в пользу именно этой марки. Меньше чем через месяц с начала общения я получил Badger SD 360 в одной из транспортных компаний.
В принципе, за прошедшие годы мои приоритеты не поменялись, – лодка должна без лишнего труда доставлять к месту рыбалки. В моем случае отсутствуют очень уж длинные пробеги по воде, поэтому я также не предъявляю чрезмерных требований к комфорту, час-полтора вполне можно высидеть и, не облокачиваясь на мягкую спинку кресла.
Более критичным является вес и размер в сложенном состоянии – думаю, для надувной лодки, которую перевозят в машине, а не в собранном состоянии на прицепе, максимально разумным является размер 390. Мы, было дело, ездили втроем в обычной «короткой» Ниве с лодкой, мотором и вещами для двух - трехдневного выезда, но комфортабельной такую поездку, конечно же, не назовешь.
Сборку-разборку, немного потренировавшись, перестаешь считать трудной задачей. По осенним холодам иногда выехать на рыбалку удается только на утро. При этом сборка-разборка, в отсутствии многих вещей, необходимых для ночевки, занимают вместе не больше часа.
Мотор я выбирал, скорее, исходя из финансовых соображений, нежели из каких-то иных. Конечно, с «иномаркой», наверное, чувствуешь себя более уверенно, но пока и Нептун-23 вполне справляется с возложенной на него задачей – перевозить к месту рыбалки двух-трех человек с грузом, пусть и с «грузовым» винтом. Выход на глиссер – без особых проблем, таковые возникают скорее, когда лодка эксплуатируется «в одного». Мощность мотора не превышает допустимую для лодки, поэтому состояние транца осталось неизменным на протяжении всех 4-х сезонов.
Ходовые качества лодки – вполне удовлетворительны для эксплуатации на реке. Лишь пару раз мечталось о большей килеватости и, следовательно, мореходности лодки – разыгралась непогода, и пришлось серьезно попрыгать по гребням волн на «полной ручке», – никакой другой способ передвижения был невозможен. Вообще говоря, сама по себе скорость при выезде на рыбалку не слишком важна, мореходность, пожалуй, нужнее. Однако, как бы то ни было, моя надувная лодка выдержала экзамен, пол остался цел, баллоны тоже. Забрызгивание, кстати, даже в экстремальных условиях у этой модели лодки вполне терпимое. Конечно, при надлежащем управлении, – от неудачно «пойманной» скулой лодки волны не спасет никакой фартук.
Четыре сезона – немалый срок для надувного судна. Но – пока всё в порядке. Небольшая потертость днища в районе транца (вероятно, следствие не слишком аккуратного вытаскивания на берег) – единственное повреждение. Баллоны я не прокалывал. Этим летом заменил клапан в кильсоне – начал подтравливать. Весла, сиденья и пол в нормальном состоянии. Иногда от чего-то слегка загибаются углы алюминиевого профиля, окантовывающего фанерные слани, но выправить их – минутное дело. На эту зиму запланировал зашкурить и подкрасить торцы фанеры, не окантованные алюминием, – появились небольшие сколы.
Конечно, никуда не делись и мелкие недочеты, обнаруженные почти сразу, буквально в первые же выезды. Не совсем удачно расположены ручки для переноски, – во-первых, за них не может взяться один человек, и лодку надо переносить либо втроем, либо браться за леера (кстати, в отличие от некоторых других брендов, леера Баджера пока с честью выдерживают такие нагрузки). Во-вторых, эти же самые ручки мешают при сворачивании лодки.
Как-то не совсем удачно приклеены уключины – от алюминиевых весел на надувных бортах остаются темные пятна, там, где весла при гребле трутся о борт. Почти сразу сломался сливной клапан. Проездил три сезона со сломанным...
Только в этом году удалось получить с Badger’а ему замену.
Тюнинг
Сразу после покупки оформил лодку в ГИМС. Проблем не возникло. Номера «напылил» темно-серой краской из баллончика через трафарет. За четыре сезона краска не стерлась, даже не обновлял номер, разве что стирал растворителем излишки в самом начале, когда краска еще не окрепла окончательно. Стерлось легко. Думаю, при надобности нетрудно будет удалить и весь номер.
Темно-серая краска номера хорошо смотрится на традиционной светло-серой окраске лодки. Вообще, цвет вполне нормальный, не очень нагревается солнцем. Темный, в том числе и камуфляжный окрас в этом отношении более проблемный, на мой взгляд.
Из дополнительных приспособлений однозначно полезными для меня оказались лишь колеса, устанавливаемые на транец. Они позволяют, при случае, спустить лодку на воду в одиночку, или перекатить ее на не очень далекое расстояние вместе с вещами и мотором. Например – от реки к недалекому озеру, если в него нет захода по воде.
Колеса я также получил от Badger'а. Конструкция колес вполне удобная, установка заняла пару часов. Транец насквозь при этом я не сверлил, установил крепления на толстых, но коротких «мебельных» саморезах. Третий сезон – полет нормальный.
В одно из креплений колес на воде устанавливаю датчик эхолота, – штатные фиксаторы позволяют сделать это быстро и без труда.
Есть у меня еще тент и универсальное крепление Uni Mount от Badger’а. К сожалению, ничего содержательного о них сказать не могу – тентом вообще не пользовался ни разу, крепление приклеил, но использую очень редко. Я не рыбачу троллингом, и дистанционного управления на моей лодке нет, поэтому для этих целей мне оно не нужно.
Эхолот же вполне нормально крепится к сиденью, – затраты времени и усилий на установку отдельного крепления не окупаются приобретенными удобствами. Зато дополнительные помехи для лески и разных веревок в лодке появляются. Пятаки от крепления можно, конечно, использовать и для каких-то других целей, но пока реального воплощения эти мысли не получили.
Некоторое время я подумывал о приобретении сумок под банки, – во время рыбалки разные коробочки и прочая мелочь, бывает, болтается по кокпиту, мешаясь под ногами. Однако, взяв такую сумку напрокат, понял, что это не слишком удобная вещь – на рыбалке, особенно осенней, сумки активно пачкаются грязью с сапог, и, самое главное, рыбьей слизью.
Поэтому пока мысль о сумках оставил до лучших времен. Может быть, можно было бы использовать небольшую сумку непосредственно под банкой, не свисающую до пола, но таких, в продаже я не видел.
По поводу крепления якорного рыма к борту - согласен, иногда действительно не хватает чего-то такого. Особенно, когда в лодке рыбачат несколько человек, и ее приходится ставить поперек течения.
Устанавливать в лодке длиной 360-370 дистанционное управление, – удел, скорее, «гонщиков». Для рыбалки такое устройство, по-моему, не слишком удобно, оно значительно уменьшит пространство и без того небольшого кокпита.
Сервис
Тестирование лодок, особенно новых моделей, – неплохая идея. В этом году планирую покупать новую лодку, большего размера (в прошедшем сезоне по соседству рыбачил владелец Баджера-390, очень понравился большой объем внутри). Если бы удалось реально протестировать выбранную по интернету лодку, думаю, можно было бы сделать более осознанный выбор.
Другое дело, насколько дополнительные трудо- и финансовые затраты соизмеримы с результатом?
Дополнительный «заводской» тюнинг лодки для меня не так актуален, – мелочи вроде держателей спиннингов несложно установить и самостоятельно, а крупных доработок лодки я не планирую. За четыре сезона лодка не доставила особых хлопот, с сервисом я общался по мелочам. Скорость и квалификация сотрудников вполне устроила, ответы оказались полезными. Традиционные претензии – отсутствие нужных товаров, например, клапан на замену я ждал несколько недель.
Подводя итог, могу сказать, что с выбором лодки четыре года назад я не ошибся. Конечно, аппетит приходит во время еды, и следующая лодка, наверное, будет больше предыдущей. Но, почти наверняка, это будет лодка Badger...
Игорь, mps8@mail.ru, Томск