Коротко о себе. Я - любитель отдыха на воде, 1-2 месяца в году живу на берегу Ладожского озера и совершаю по нему дальние водные прогулки, которые включают в себя перемещения на лодке из пункта А в пункт В, развлечения на воде (водные лыжи, ватрушки, дайвинг, а иногда и операции по подъёму чего-нибудь интересного со дна). Всё это определяет требования к грузоподъёмности лодки, мощности подвесного мотора и, конечно, к правильно подобранному винту.
Моя лодка - надувная, пайольная, изготовлена по индивидуальному проекту из ткани ПВХ 1100, по своим характеристикам максимально приближена к знаменитой лодке Zodiac Futura Mark III Heavy Duty. Она имеет длину 480 см, вес - 120 кг, грузоподъёмность - 1400 кг и, такой же, как на Zodiac тримаранный обвод, который обеспечивается наличием скегов (маленьких надувных баллонов диаметром 12 см), прикреплённых к основным баллонам в нижней части.
Мотор - Tohatsu M40S, объём - 493 см3, два цилиндра, вес - 59 кг, румпельный вариант с ручным стартером, рабочие обороты 5200 - 5800. Выбор мотора был определён на 100% 'белой' сборкой, хорошим соотношением цена/качество, малым весом, простотой конструкции и возможностью ремонта в полевых условиях.
Итак, к сезону 2009 г. я стал счастливым обладателем вышеуказанного лодочного мотора. Штатный винт 10.6 Х 11.3 под 11-м номером (с этим винтом продаётся мотор) показал результат 44 км/ч при оборотах 6100, что указывало на явный перекрут. Впрочем, о слишком высоких оборотах говорил и звук работы мотора. При виражах и волне выше 25 см винт часто срывало.
Можно было предположить, что конструкция моей лодки, а именно наличие скегов в сочетании с короткой ногой (см. фото), и вызывает эти неприятности. Для проверки этого довода мотор был установлен на лодку Zodiac 470, имеющую классический V - образный обвод, массу 170 кг и соответствующую высоту транца - 381. Кроме незначительных изменений в скорости разницы не было никакой: практически тот же перекрут по оборотам и те же срывы на виражах.
Дилер Tohatsu, выслушав проблему, предложил для испытаний сразу три винта фирмы Solas: 11.6 Х 11, 11.4 Х 12 и 11.1 Х 13. Испытания начались с 12-го винта и сразу показали, что 13-й можно не ставить. Результат 11-го с одним человеком на борту - 4800 оборотов, скорость - 36 км/ч, и напряжённо-долгий выход на глиссирование.
Формы лопастей и шаг у этого гребного винта идентичны штатному, однако существенная разница в диаметре - один дюйм - перегрузила мотор. Возможно, винт Solas 11.6 Х 11 и подходит для трехцилиндровых 'сороковок' Tohatsu с объёмом 697 см3, но двухцилиндровые модели M40 были спроектированы для лёгких лодок, и имеют свои оригинальные винты меньшего диаметра.
Понимая, что результаты с предложенными винтами значительно уступают результатам со штатным, я решил заказать другой оригинальный винт 10.6 Х 11.7, обозначенный в инструкции к мотору как возможная опция под 12-м шагом. Этот винт должен был уменьшить обороты до 5800-5900. Второй возможный вариант - это отдать установленный на моторе 11-й винт в тюнинг, чтобы его сделали чуть 'тяжелее'. Но тут выяснилось, что оригинальных винтов к моторам M40 с объёмом 493 см3 заказать невозможно. Точнее, винт Tohatsu заказать можно, но диаметр этих винтов будет больше 11 дюймов (т.е. приблизительно как на устанавливаемых ранее Solаs). При цене более высокой, чем на Solas, это лишало затею всякого смысла.
Внятного ответа на вопрос, заданный дилеру, почему нет поставок 'родных' винтов (которые устанавливают на заводе) именно на двухцилиндровые 'сороковки', и нет возможности их заказать, мне получить так и не удалось. Можно только предположить, что для корпорации Tohatsu, как впрочем, и для других производителей, поставками комплектующих на конвейер и поставками запчастей на рынок не всегда занимаются одни и те же компании, а ввиду слабого спроса именно на эти винты, этот канал был проигнорирован, по крайней мере, для России. Но это только мои предположения. Справедливости ради надо заметить, что касается это только винтов на конкретный мотор. Как показала практика, в остальном проблем у дилера нет.
В результате отдавать на рихтовку единственный и, как выяснилось, первый и последний штатный винт я не решился, а вариант с тюнингом Solas я оставил на крайний случай из - за цены последнего.
Поиски в интернете привели меня в компанию BADGER, представитель которой любезно предложил испытать их гребной винт Turning Point Hustler 10.9 Х 11. Характеристики винта были очень близки к моему штатному винту. При этом винт имел другую, более острую форму лопастей и, что особенно понравилось, явно выраженные антикавитационные загибы на краю каждой лопасти.
Результат испытаний с одним человеком - 5100 оборотов, скорость - 41 км/ч. Срывов не наблюдалось. Показатели были лучше, чем у Solas 11.6 Х 11, но очевидно указывали на небольшой перегруз мотора. Я приобрёл винт Hustler и без всяких сомнений отдал тюнинговать. Этому способствовала и цена Hustler - почти в два раза ниже, чем у Solas (по крайней мере, на весну 2009 г.). Тюнинг заключался в уменьшении площади лопастей без изменения величины шага. Результат - 5850 оборотов со скоростью 47 км/ч.
Казалось бы, на этом можно закончить эпопею. Так рекомендовал поступить и мастер по винтам. Но жадность взяла своё, я попросил чуть поиграть с шагом и всё испортил. Последние два испытания показали скорость 42-44 км/ч со срывами на этапе выхода на глиссирование, а при нагрузке в четыре человека выход на глиссирование стал вообще невозможен из-за срывов винта.
Понимая, что многократная рихтовка алюминиевого винта в комплексе с испытаниями, проходящими в 140 км от Петербурга, не только может длиться очень долго, но и не способствует сохранению качества поверхности лопастей, я решил приобрести ещё один Hustler и остановиться на результатах первого тюнинга. Однако, меня ждало разочарование: эти винты в Badger закончились, новую поставку обещали только к февралю-марту 2010 г. Увидев, что я слегка озадачен, представитель компании предложил мне испытать гребной винт ProPulse #6902.
Это четырёхлопастной композитный винт с изменяемым шагом лопастей 11 - 17 и диаметром 10.4. Форма лопастей в виде ножей указывает на претензию к скорости с возможной функцией ЧПВ (частично погружённого винта), что вполне соответствовало моим интересам из-за наличия скегов на лодке (см. фото). Четыре лопасти в сочетании с регулировкой шага обещали лучший упор и возможность использования в качестве грузового винта.
Это меня устраивало, т.к. лодка иногда используется в качестве буксировщика воднолыжников и ватрушки, также не мешало бы иметь уверенный выход на глиссер с командой дайверов на борту. Однако сомнения были и касались они, прежде всего, композитного материала. История сверхпрочных пластиков началась в 1975 году с открытия кевлара, характеристики которого по некоторым показателям не уступают стали, но всё-таки, чисто психологически, пластик есть пластик, и если ты не знаешь его точное название и характеристики, то он может восприниматься как нечто не очень надёжное.
Площадь крепления регулируемых лопастей, по понятной причине, значительно уступает монолитному варианту. Это также не внушало оптимизма относительно последствий удара винта о препятствие. Здесь, правда, можно привести и контрдовод: удар о препятствие алюминиевого винта (если это не песок) всегда заканчивается рихтовкой последнего, что тоже стоит денег. Если вы обратитесь для ремонта к специалистам, конечно. При этом винт вряд ли останется новым и после ремонта, а при каждой рихтовке будет терять свой КПД. Удар стального винта может существенно не отразиться на лопастях, если это полугнилой топляк или ветки, однако сила удара передаётся на редуктор, ремонт которого обычно превышает стоимость нового винта. Последствия удара стального винта о скалу даже не обсуждаются.
В случае с лодочным винтом ProPulse вы просто меняете повреждённые лопасти. Это удовольствие тоже недешёвое. Но с учётом того, что одна лопасть идёт в комплекте, а остальные можно докупить про запас, и, в итоге, после замены у вас новый винт - это тоже аргумент. Короче, если вы не любитель ходить на огрызках вместо лопастей, каким я лично не являюсь, то вариант с возможностью замены я считаю частично приемлемым. Остаётся открытым вопрос о последствиях контакта ProPulse с песком или другим мягким грунтом, что случается гораздо чаще, чем контакт с твёрдыми предметами. Думаю, что ответ на этот вопрос я получу в сезоне 2010 г.
И, наконец, результаты испытаний. Сразу оговорюсь, что провести полноценные испытания не удалось ввиду тотальной нехватки времени, но предварительный результат приятно удивил. Шаг винта был установлен на самый лёгкий, т.е. 11-й. В таком варианте лодка с одним человеком 'выстрелила' на глиссер почти мгновенно и показала скорость 50 км/ч. Понятие 'мотор запел' полностью соответствовало показаниям тахометра: 5500 оборотов. При любых виражах, включая и развороты на полном ходу, не было и намёка на срыв.
В общем, первый блин с ProPulse оказался не комом. Планируются испытания при разной загрузке лодки, изменение шага до 12-13-го, буксировка и отслеживание поведения винта при разном волнении.
Андрей Александрович, rc@peterlink.ru, Санкт-Петербург