В середине прошлой зимы я стал обладателем нового лодочного мотора – Tohatsu 30. Отслуживший четыре сезона Badger SD 360 «не тянул» такую мощность, поэтому пришлось задуматься о выборе ПВХ лодки на замену. Интернет-магазин «Баджер» в этом выборе помог, зафиксировав для меня цену на заранее оговоренном уровне, и через пару месяцев я уже забирал со склада свою новую надувную лодку – Badger Heavy Duty 390.
В середине прошлой зимы я стал обладателем нового лодочного мотора – Tohatsu 30. Отслуживший четыре сезона Badger SD 360 «не тянул» такую мощность, поэтому пришлось задуматься о выборе ПВХ лодки на замену. Интернет-магазин «Баджер» в этом выборе помог, зафиксировав для меня цену на заранее оговоренном уровне, и через пару месяцев я уже забирал со склада свою новую надувную лодку – Badger Heavy Duty 390.
Начало было обескураживающим – в комнате, в которой я с легкостью собирал SD 360, Badger HD 390 просто не поместился. Огромные баллоны заняли все свободное пространство, о том, чтобы собрать лодку полностью, с пайолами, нечего было и думать.
На воду я выбрался в конце мая, и на первом же выезде обнаружились проблемы. Огромный твин-киль новой моторной лодки никак не хотел становиться при сборке в нужное положение. В процессе установки пайолов киль смещался в сторону, образуя этакий флюс. Проблемой при этом была докачка киля до рабочего давления: клапан норовил уйти под щит пайола, заламывая шланг насоса. Я решил отправить лодку на доработку, тем более что «Баджер» готов был сделать это за свой счет. Но сезон был уже в разгаре, и мы договорились об отправке осенью.
В теплое время года сборка не доставляла хлопот. Даже киль в условиях летней жары удавалось, как правило, поставить на место. Сезон прошел более-менее нормально, но лето в Сибири очень короткое. В сентябре выпал снег, а первого ноября состоялось «закрытие сезона открытой воды». Снег уже лежал толстым слоем на берегу, температура колебалась около нуля. На рыбалку приходилось выезжать в ночь.
Сборка надувной лодки была экстремальной. Шел небольшой снег, мороз был не сильный - пара градусов ниже нуля, но и этого хватило, чтобы сборка затянулась. Стоило чуть перекачать баллоны, и вот уже пайолы не становились на место, ледяной алюминий выскальзывал из рук, и все приходилось начинать сначала. Дошло дело до киля. «Юнга» работал насосом, киль, похрустывая, разворачивался… и вдруг шланг насоса со щелчком отлетел в сторону, и скользкий киль, провернувшись, ушел в сторону, пряча под щит пайола клапан вместе с переходником насоса. Достать его не было никакой возможности, сдувать лодку и начинать всё заново не хотелось и, посовещавшись, решили идти так. Киль был накачан почти до рабочего давления, расстояние небольшое, вода спокойная. В общем, не докаченный киль никак себя не проявил. Совсем скоро пришлось собираться домой, путешествие по позднеосенней реке в сумерках на надувной лодке было небезопасным. Что касается рыбалки, она, можно сказать, удалась.
За зиму мой HD 390 побывал в Петербурге (что, кстати, не стоило мне ни копейки), киль переклеили, ПВХ лодка стала собираться нормально. Попутно попросил переделать крепления сидений, мне не нравилась система с лик-тросом (сиденья ёрзали, задняя банка незаметно смещалась к транцу, и румпель подвесного мотора неожиданно мог упереться в нее). Кроме того, заделка лик-троса не слишком качественная, у меня за сезон края немного разлохматились, и установка банок не всегда обходилась без проблем. С обычными петлями стало намного легче. Впрочем, это моё мнение, может быть кому-то нравится и стандартное крепление.
Несмотря на проблемы, надувная лодка «Баджер» мне очень понравилась. Все, что могло пригодиться на двух-трех дневном выезде, легко помещалось в кокпите, оставляя достаточно места для двух-трех человек. С мощным подвесным лодочным мотором проблемы переходов даже на значительные расстояния сводились к минимуму. Отличная мореходность, лодка хорошо резала даже крупную волну, а большие баллоны придавали дополнительную уверенность.
Свою будущую пвх лодку я выбирал под имеющийся 30-ый сильный мотор – Tohatsu 30. Как владелец Badger SD 360 я первым делом зашел на знакомый сайт и обнаружил там искомое. Дальнейшие поиски не сильно расширили круг «претендентов», кроме того, на момент покупки Badger HD 390 оказался самым выгодным приобретением и в финансовом плане. Дилера «Баджер» в нашем городе нет, я сделал заказ по Интернету. Некоторую заминку вызвало малое количество отзывов по новой модели лодки, но я решил рискнуть.
Представление товара на сайте – основная беда практически всех Интернет-магазинов. Даже на зарубежных сайтах описание товара представляет собой несколько коротких фраз рекламного характера. Включение опции «сравнения» обычно вообще не приносит особой пользы.
Я использую ПВХ лодку только для рыбалки, и было бы интересно узнать, например, по каким именно признакам была выделена серия Fishing Line, и можно ли для моих целей использовать серию Sport Line. Кстати, в первый же коллективный выезд на воду все обратили внимание на то, как эффектно возвышаются баллоны моей лодки HD над лодками других марок и моделей. На сайте это выдающееся качество было отражено скромной строкой «диаметр борта - 0,53 м».
Проблем с доставкой не было ни в прошлый раз, ни в этот. То, что доставка по РФ входит в стоимость лодки, мне понравилось, живу я далеко от Питера, сам вывезти лодку точно не смог бы. Упаковка была в целости и сохранности. Коробка в машину никак не поместилась, пришлось ее оставить перевозчику, заодно проверил комплектность полученного товара.
Базовая комплектация этой модели пвх лодки вполне логична. К первой надувной лодке в комплекте имелось лишь одно сиденье, здесь - два. Единственная претензия (которую можно адресовать практически всем поставщикам лодок) – наличие лишь слабого ножного насоса «Bravo». Накачка ПВХ лодки таким насосом до рабочего состояния – дело долгое и не всегда возможное. Конечно, придать лодке форму и довести ее до более-менее «ходового» состояния штатный насос позволяет, но чтобы быть уверенным в своем «корабле», приходится обычно докупать ручной насос.
До недавних пор я качал свою лодку до состояния, рекомендуемого на различных форумах: «пока не будешь стоять на ножном насосе, и он при этом уже не будет качать лодку». И только в прошлом году, еще на первом моем Badger’е, обнаружилось, что до рабочего давления 0,25 атм. Таким образом штатным ножным насосом лодку может докачать человек весом не менее 100 кг. Тогда и появился в арсенале ручной насос. Сразу ушли обычные до того поскрипывания и потрескивания лодки даже на крутой волне.
Открытие было сделано с помощью манометра. Так что если таковой прибор появится в штатной комплектации, возможно, многие узнают для себя что-то новое о своих лодках. Не помешают в штатной комплектации и другие детали (запасной клапан и клапанный ключ, например).
Кстати говоря, надувные лодки Badger – практически единственные виденные мной лодки, на которых установлен предохранительный клапан, предотвращающий «перекачку» баллонов и проблемы при перегреве на солнце. Только работает он не совсем корректно. На моей лодке он срабатывает в районе тех самых 0,25 атм., до которых и нужно качать баллоны.
Оформление лодки в ГИМС прошло у меня без проблем. В судовой билет вписали только действительно необходимые предметы, типа спасжилетов, черпака, сигнальных средств и обычного оборудования лодки – весел и якоря.
Нанесение номеров на лодку ПВХ – один из наиболее популярных вопросов на водно-моторных форумах. На первую свою лодку номер я нанес краской из баллончика через трафарет. Краска продержалась почти без потерь четыре сезона, новый владелец с трудом ее оттер. На HD 390 я повторил прием, но краска оказалась некачественной и номер уже заметно облупился. Прозрачный карман под номер имеет право на существование, однако, на мой взгляд, вряд ли это универсальное решение. Где-то ГИМС может не разрешить такой способ.
На моем подвесном моторе стоит «штатный» 10-дюймовый лодочный винт с шагом 13. На одном из конкурсов «Баджер» я взял гребной винт Rascal с такими же параметрами, но на мотор его ни разу не ставил. Вожу в качестве запасного. Не считая веса, прочие характеристики мотора выглядят сплошными достоинствами.
Запас мощности позволяет не задумываться о дополнительном грузе. Приходилось выручать коллег на более скромных комплектах, забирая часть вещей или «лишнего» пассажира на дальних переходах. В большинстве же случаев хожу «в полручки», мотор при этом весьма экономичен, не сильно отличаясь по расходу от менее мощных собратьев.
На первом же выходе показалось повышенным брызгообразование от «ноги» мотора. Приподнял мотор на пару сантиметров, подложив деревяшку, брызги уменьшились, но не исчезли окончательно. В следующем сезоне собираюсь заняться этой проблемой.
Тридцатисильный подвесной мотор выводит лодку на глиссер без проблем, даже при не совсем оптимальном расположении груза. Причем (могу сравнивать с ПВХ лодкой SD 360 под Нептуном) выход на глиссер очень легкий, без натужного переваливания водяного горба. При этом – скажу для любителей погоняться – лодка все же не скоростная. Обводы имеют, по всей видимости, слишком большую площадь соприкосновения с водой. Если SD360 довольно быстро переходила в режим, когда брызги летели только из-под самой «пятки» лодки, то HD даже на максимальной скорости «тащил» за собой брызги примерно половиной корпуса. Максимальная скорость по GPS - 42 км/ч (2 взрослых человека и немного вещей). Сразу оговорюсь, гонок я не устраивал, гребные и грузовые винты не подбирал, развесовку не оптимизировал. Интересно, что когда лодку загрузили по-полной, скорость упала не сильно – до 38 км/ч.
Крепление для топливного бака я не использовал. Во-первых, я привык к расположению бака с другой стороны, во-вторых, на полу лодки лежит покрытие, и крепление оказывается под ним. Подумываю о креплении, размещенном на транце или просто удерживающем бак за ручку.
Моя новая лодка HD 390 существенно больше и тяжелее моей прошлой SD 360. Если последняя входила вместе с Нептуном в обычную трехдверную Ниву, оставляя место для остальных вещей и пассажиров, то HD 390 с мотором Tohatsu-30 занимают почти весь немаленький багажник Toyota Surf.
Несколько лет назад тема качества лодок «Баджер» поднималась не раз на Интернет-форумах. И хотя качество ПВХ лодок на сегодняшний день радикально улучшилось, даже небольшие проблемы вызывают порой не совсем адекватную реакцию. Когда я первый раз на выезде не смог быстро установить киль в нужное положение, замершие вокруг зрители на Бригах и Сузумарах только что не разразились аплодисментами в смысле «вот видишь, мы же тебе говорили, это же Баджер».
Так что есть еще над чем поработать сотрудникам компании.
Игорь Владимирович, mps8@mail.ru, Томск