В 2013 году я приобрёл надувную лодку ПВХ Yamaran s390max (4 метра). Естественно, привезя её в гараж, захотелось поскорей накачать, посмотреть во всей красе! Первую накачку производил штатной «лягушкой». Лодка имеет 3 отсека и надувной киль. На накачку у меня ушло около получаса, с перерывами на отдых. Стало грустно, т.к. мне предстоял этот утомительный процесс при каждом выходе на водоём (прицепа для перевозки и гаража для хранения лодки в накачанном виде у меня нет).
В итоге, по случаю приобрёл китайский центробежный насос со встроенным аккумулятором. С ним стало гораздо веселее. Наполнение баллонов производил этим насосом, а давление добивал «лягушкой». Вскоре встроенная батарея насоса умерла, и я задумался о покупке чего-то более серьёзного. Первым делом зашёл на сайт badger.ru (потому что уже совершал там успешные покупки) и ознакомился с ассортиментом электронасосов. Выбор пал на Bravo BST 12 HP.
Немного на тему «почему именно такой». Насос:
- имеет 2 ступени (первая – центробежная, достаточно быстро наполняет баллон, вторая – поршневая, добивает давление);
- полностью автоматический, с возможностью установки давления – нажал пуск, и занимаешься другими делами; по достижении заданного давления насос отключается;
- без встроенного аккумулятора, что даёт свободу подключения, и нет необходимости в замене, после того как аккумулятор умрёт;
- позволяет достигать давления в 800 mbar, что необходимо для лодок с надувным дном высокого давления (НДВД), и хотя на сегодня у меня пайольная лодка, возможно, приобрету в дельнейшем, например, Ротан с НДВД, а насос уже есть;
- идёт в комплекте с великолепной сумкой.
Итак, продолжим! Решение о покупке принято, без проблем оформил заказ на сайте Баджер и дождался посылки, отправленной EMS почтой России. Сразу стал разбирать посылку в машине возле почты. Помимо насоса заказывал манометры и всякие переходники. Баджеровцы порадовали качеством упаковки: завернули все в полиэтилен с воздаушными пузырями, а пустоты заполнили обрезками поролона. Дочка моя долго потом пузырьки лопала на этом полиэтилене.
Пришли выходные – время качать лодку! Сразу скажу, первый запуск насоса прошёл ужасно, и всё из-за моей лени… В общем, забыл я дома аккумулятор, а идти за ним не захотел. В гараже стоит бензогенератор с выходом на 12 вольт для зарядки аккумуляторов, решил подключить насос прямо к этому выходу. Насос 3 раза жужжал и отрубался, на 4-й раз я услышал только щёлканье реле внутри насоса.
Разобрав насос, понял, что умерла плата. Перепаял на тумблеры запуск ступеней (без электроники) и так эксплуатировал весь сезон! Люди! Не повторяйте моей ошибки! Не подключайте насос ни к чему, кроме аккумулятора. Качество напряжения у других источников может быть очень плохое.
Перед началом навигации 2014 года я заказал новую плату на сайте Баджер, установил её сам за 15 минут и в дальнейшем стал наслаждаться полной автоматической накачкой лодки! Подготовка лодки к плаванию с моим насосом сократилась ровно в 2 раза! С часа до получаса. Пока насос качает, я занимаюсь установкой банок, весел, креплением подбаночных сумок, установкой поста ДУ, бензобака и т.д.
Немного опишу процесс: т.к. насос всегда находится в штатной сумке, я его ставлю прямо на морской песок, подключаю аккумулятор, вставляю шланг. Длины шланга вполне хватает для накачки баллонов левого и правого борта, т.е., насос не приходится перемещать. Первое время контролировал давление отдельным манометром, выяснил, что механический регулятор давления немного подвирает (набивает больше на 20 mbar). Теперь просто выставляю на шкале 230 вместо 250 положенных, и все.
Чтобы не утомлять дорогих читателей, небольшое резюме. Насос очень хорош, реально нужная вещь. Свою стоимость вполне отрабатывает. Благодаря модульной конструкции ремонт производится без проблем. Порадовал качественный воздушный шланг. Эластичный и прочный, не заламывается. Электрокабель нормальной длины с зажимами «крокодил», универсальнее которых, пожалуй, ничего не придумано пока.
Плюсы:
1. Мощный, компактный, лёгкий, полностью автоматический насос с комплектом переходников в удобной сумке.
2. Позволяет достигать давления в 800 mbar, что необходимо для НДВД (ножным насосом такого давления не нагнать).
3. Без встроенного аккумулятора (свобода подключения, нет необходимости в замене).
Я подключаюсь к автомобилю или беру с собой аккумулятор от ИПБ от компьютера ёмкостью 7 А/ч или 5 А/ч. Вполне хватает на 3 цикла накачивания/скачивания лодки. Зарядку произвожу старым ИБП.
Минусы:
В целом их нет. Можно увеличить производительность 1-й ступени для ещё более быстрого наполнения баллонов. Китайский центробежник (о котором я говорил выше) набивает баллоны чуть быстрее, хотя габариты «улитки» примерно одинаковы. Желательно увеличить длину переходников. Бывает, когда вынимаешь шланг из клапана лодки после накачки, вылетает именно шланг, а переходник с перемычкой остаётся в клапане. Вследствие этого происходит интенсивное сдутие лодки. Если бы переходник был длиннее, его можно было бы извлекать руками. Но в целом, все описанные минусы из разряда мелочей.
Рекомендую насосы Bravo! На примере моего изделия – добротная вещь. Думаю, из всего многообразия линейки каждый найдёт, что ему по душе. Всем удачной покупки и долгой эксплуатации!
Александр, alex_infin@mail.ru, Петропавловск-Камчатский