А я все это время наблюдал, пробовал различные комплекты. По сравнению с электромотором 2-3 лошадки мало чем выигрывали – такие же медленные, но впридачу ко всему и шумные. Несомненным плюсом было то, что не требовались аккумуляторы. Такой двигатель можно установить на старую лодку, и расстояние перехода увеличивалось – все зависело только от наличия бензина. Пять лошадок – уже более интересный вариант; можно и лодку побольше – 300-330 см. Она подойдет и для рыбалки с напарником, и в одиночку, как и предполагалось в основном.
Пять лошадок на транце делают возможным выход в глиссирующий режим. Это означает, что скорость возрастает, а расход топлива уменьшается. Поэтому лодка размером 330 см и двигатель в 5 л.с. казались хорошим комплектом. Да и на 330 см уже можно поставить замечательный мотор Тохатсу 9.8. Двоих на глис – без проблем, и скорость вполне приличная.
Ничего особо не мешало приобретению, удостоверение на право управления маломерным судном уже имелось. На тот момент оно было обязательно, даже для управления под электромотором. Но в первую очередь нужна лодка, двигатель может подождать.
Самый важный аспект при выборе: лодка должна быть прочной и компактной, обладать хорошей мореходностью, удобной для рыбалки со спиннингом одному, и предоставлять возможность иногда брать с собой напарника. Ну, и минимум хлопот при сборке и разборке.
У нас поблизости нет судоходных рек, поэтому водномоторный бизнес, мягко говоря, не процветает. Выбор ограничен несколькими брендами. Многие друзья отдали свое предпочтения «Ямарану», но, на мой взгляд, уж слишком они громоздки в собранном состоянии. Смотрел практически все модели «Ямаранов» в размерности от 330 до 350 см. Смотрел и «Аллонги», они не меньше «Ямаранов», но на ходу с ними много проблем. И еще было рассмотрено множество брендов, доступных у нас в городе. Лодки с НДНД как-то не интересовали.
К тому времени я уже был знаком с сайтом badger.ru – когда-то приобретал там разные полезные мелочи для тюнинга моего Тайменя 270. Посмотреть вживую надувные лодки Баджер не удавалось, но внешне они выглядели более чем привлекательно. Габаритные размеры в собранном состоянии модели Fishing Line 330 устраивали полностью. Но где ее посмотреть? И вот в один прекрасный момент мой товарищ первым решается приобрести FL 330 2011 модельного ряда по акции «Закажи у производителя», и вот! Первый взгляд – красивая лодка! С двигателем Ветерок 8 легко помещается в багажнике Нексии, и еще остается место! Ну, чем не сказка?
На воде показала себя хорошо. С одним человеком выходит в глиссирующий режим под 5-сильным мотором, под Ветерком 8 – вдвоем на глиссе. Все нравится, все устраивает, даже якорный рым стоит с завода, также накладка на банку с сумкой есть в комплектации у других производителей – это дополнительная опция. Но немного дороговато, а торопиться некуда. Зимой, возможно, снова будет акция «Закажи у производителя», вот тогда будет самая подходящая стоимость, да и что-нибудь в подарок. Товарищу досталась подставка под эхолот UniMount – весьма неплохо.
До конца рыболовного сезона мое желание приобрести такую лодку только усилилось. И вот настало время, но почему-то интересующая меня модель отсутствовала в списке акции. Это немного расстроило, и тут я обратил внимание на Sport Line 340.
А почему бы и нет? Диаметр баллона больше, сама лодка чуть пошире, но что показалось странным – кокпит оказался чуть короче, чем на FL, но для рыбалки в одного вполне достаточно. Зато дюралевые слани обещают быть вечными. К тому же сразу установлены небольшие плавники (курсовые стабилизаторы), что должно очень благоприятно сказаться на курсовой устойчивости, ну, а якорный рым установлен на всех лодках Badger. В подарок по этой акции был электрический насос Браво BST 12, его я также планировал приобрести в будущем. Я вживую видел прелести использования такого насоса! Да и название лодки «Спорт» обещало, что она будет быстрой. Чуть дороже, чем FL 330, но преимущество налицо, тем более отзывы о лодке на страницах интернета были замечательные. Скажу даже так: я не нашел ни одного негативного отзыва о качестве данной модели. А вот FL 330 в этом плане не блистал. Но успокаивало то, что на Badger.ru дорожат своей репутацией, и все претензии и недочеты оперативно устраняют вплоть до замены лодки на новую. Хорошая, надежная гарантия – это очень ценно!
После непродолжительных переговоров с менеджером (к сожалению, не помню имени) заказываю SL 340 2012 модельного ряда. Вношу предоплату, заодно оплачиваю два спасательных жилета. На которые также получаю солидную скидку. Что поразило в ходе переговоров: ответы менеджеров никогда не попадали в долгий ящик, они были быстрыми и четкими, что еще больше вселило веры в производителя и гарантию. Если что-то будет не так, то все недочеты тут же исправят.
После поступления первой части стоимости на счет магазина, мне сообщили, что деньги пришли, и в тот же день отправили подарок и спасательные жилеты. Отправили все бесплатно, и уже через неделю в транспортной компании Автотрейдинг (на мой взгляд, лучшая транспортная компания у нас в городе) я получил посылку. Затем ожидание лодки.
Как и пообещали в начале апреля (как раз к моему дню рождения) на мой адрес электронной почты пришло письмо: лодка поступила на склад и будет выслана мне, как только перечислится оставшаяся часть стоимости. Перевод денег сбербанком занял три дня, и мне также Автотрейдингом отправили мою лодку.
Она была доставлена из Санкт-Петербурга в Магнитогорск очень быстро, в фирменной коробке, заклеенной скотчем с надписями Баджер. Вес посылки я не проверял. Комплектацию и целостность самой лодки я проверил уже дома. Вся комплектация была на месте. Подключил подарочный насос к аккумулятору и надул лодку в соответствии с прилагающейся инструкцией. Сложностей в сборке не было абсолютно никаких, слани замечательно легли на свое место, стрингера с легкостью соединили их. Прошло около пяти минут, и лодка была собрана полностью, даже весла заняли свое место. Все было замечательно, нигде ничего не спускало, дно хорошо натянулось килем, никаких недочетов в склейке я найти не смог. Лодка понравилась всей семье особенно детям.
Свернуть ее точно так же, как она была, у меня не получилось. Все делал правильно, по инструкции, но в результате она стала занимать чуть больше места.
Ближе к началу сезона мною был приобретен (как временный очень дешевый вариант) двигатель Ветерок 12. В комплекте с ним я и спускал лодку на воду в первый раз. Она была зарегистрирована в ГИМС. Все необходимые документы для постановки на учет были присланы вместе с лодкой. В судовом билете значилось: Формула класса – 2.0.511.4.11. Район условного плавания – ВП. Высота волны – до 0.25 м. Удаление от берега – до 500 м.
И вот он, долгожданный день, когда моя лодка будет первый раз спущена на воду! Поехали компанией из четырех лодок: два Баджера (FL 330, SL 340) и Ямараны (F 310, F 340). Сборка (несмотря на то, что в этот раз был уже не ровный пол, а песчаный берег) оказалась ничуть не сложнее. Ее задерживало только то, что подарочным насосом надували все четыре судна.
Второй Баджер также был собран без проблем, а вот у Ямаранов случилась небольшая проблемка с установкой стрингеров на свои места. Они требовали ровную поверхность.
В ходе первых испытаний поразил быстрый и легкий выход в глиссирующий режим, переходного режима просто не было. Лодка сразу приподнималась и ложилась в глис. Также порадовало, что SL имеет прекрасную курсовую устойчивость, полностью отсутствует рыскание на волне. К тому времени я уже попробовал достаточное количество разнообразных моделей с разными двигателями, и складывалось впечатление, что я иду по рельсам. Вот только скорость замерить возможности не было.
Покупкой я остался очень доволен. Тем более, в этот же день лодка была испытана под 15-сильной Ямахой (двигатель максимальной допустимой мощности на данную модель) и впечатления остались более, чем положительные. Все остальные моторы меньшей мощности как-то отошли на второй план, максимально допустимая мощность стала моим идеалом. Очень жалко, но скорость замерить было нечем.
В дальнейшем было множество выходов на воду. Все водоемы не судоходные, но на некоторых есть, где разгуляться ветру, встречаются и мелководные участки. Лодка ведет себя достойно, мелкими капельками в лицо на полном ходу можно пренебречь, хотя в пасмурную погоду и при низкой температуре воздуха это доставляет некоторые неудобства. Зато в жару даже приятно. По волне SL идет неплохо, для своего размера, конечно. Более длинные лодки комфортнее в этом плане. Но с одним пассажиром на борту при средней волне идти можно смело и даже оставаться сухим. Мелкие капли в расчет не идут. Но вот с пассажиром на передней банке есть вероятность, что его накроет волной, так что хорошей скорости достичь очень сложно.
Веслами я практически не пользуюсь, только при необходимости отчалить на мелководье. Правда однажды был случай, они очень пригодились, когда на противоположном берегу озера Ветерок 12 вдруг отказался работать. Вот тогда я и понял, что нужно менять мотор на что-то более надежное. И в итоге на транце вместо Ветерка красуется совсем другой двигатель – Hidea 9.9. Хотелось бы еще заметить, что моторы мы с товарищем поменяли одновременно, и теперь на FL 330 также стоит Hidea 9.9.
Это дало возможность сравнить две лодки еще с одной стороны. Двигатели выбирались по нескольким критериям: стоимость, вес, мощность. Как я уже говорил, очень понравился двигатель Ямаха 15. Но его стоимость по сравнению со стоимостью аналогичной модели китайского производства была выше в 2 раза. Поэтому выбор пал на бренд Hidea. Ну, а то, что на моторах красуется цифра 9.9 тоже легко объяснить. 9.9 и 15 – это одинаковые двигатели (достаточно сравнить каталоги запчастей), различие только в винтах, причем в Поднебесной даже не удосужились поставить ограничители клапанов, такие как, должны быть на двигателях мощностью 9.9 л.с. В итоге, замена винта, небольшая регулировка заслонок карбюратора, и мой двигатель практически не уступает Ямахе 15.
Скорость налегке 35-37 км/ч, а с полной загрузкой, бывшем в комплекте винтом и мотором с 9 шагом, – 27-30 км/ч. Для меня вполне достаточно. К тому же не требуется регистрация в ГИМС. Первое, на что обратил внимание при обкатке новых двигателей: SL идет немного быстрее, чем FL; обороты двигателей одинаковые, винты тоже, даже наличие на борту SL 340 еще одного пассажира никак не повлияло. SL 340 остался чуть-чуть быстрее. Ну, что тут скажешь – СПОРТ!
В дальнейшем лодка пережила множество выходов на воду с этим двигателем, как однодневных, где передвигаешься налегке, так и длительностью около 10 дней, где приходилось передвигаться на большие расстояния с загрузкой, когда лишние 5 кг веса просто лишали возможности идти в глиссирующем режиме. Передвигаться на полном ходу, сидя на банке, и держаться за леер оказалось немного страшновато, поэтому были заказаны и приклеены на лодку четыре ручки. Все же странно, что именно на этой модели ручки отсутствуют в стандартной комплектации. Они совсем не лишние.
Мотор пришлось приподнять на транце на 2.5 см. Только так удалось добиться правильного положения и минимальных брызг, но потом на лодку был установлен датчик эхолота, и брызги вернулись, только теперь уже от датчика, но от этого спасают комингсы.
Не знаю, с чем это связано, но сложилось впечатление, что лодка с новым двигателем стала по другому выходить на глисс. Раньше, с Ветерком 12, она сразу же равномерно приподнималась, а теперь имеет место небольшое приподнимание носовой части, а затем лодка ложится в глиссирующий режим. Вероятно, это из-за того, что Hidea 9.9 гораздо тяжелее Ветерка 12. К тому же бак больше по объему, а, значит, тоже тяжелее, и корма лодки стала более загружена. Тем не менее, лодка очень быстро выходит в глиссирующий режим и четко следует заданному курсу. Я не замечал, чтобы волна или ветер помешали этому; другие лодки явно не настолько устойчивы. И даже один мой знакомый приклеил на свою модель точно такие же курсовые стабилизаторы, какие изначально установлены на моей SL 340. И его Ямаран F 340 стала более устойчива на ходу.
Собрать лодку для меня не проблема. Стрингера быстро вынимаются, у лодок с фанерными полами это не совсем простая задача. Свернуть лодку тоже очень легко, но собирать ее так, как она была собрана изначально, получается крайне редко. Сумки неплохие, позволяют все компактно упаковать, но ремни тонковаты, а на сумке для лодки и коротковаты. Металлические кольца разгибаются, если вдруг попытаешься стянуть чуть сильнее, да и материал, из которого они изготовлены, сделать бы поплотнее. Я чаще всего перевожу лодку в собранном состоянии в прицепе, но поскольку собрать и разобрать ее не составляет особого труда, выбор пал на обычный бортовой прицеп, в который кроме лодки могут поместиться и другие необходимые вещи. Тем самым я освободил салон автомобиля, и теперь можно выехать всей семьей из четырех человек.
Дюралевые слани – очень удачное решение. Но пластиковые заглушки на углах кормового щита сланей стали вываливаться, несмотря на то, что на них есть следы клея, и они явно были вклеены. Сломалась защелка ремня крепления бензобака, но бензобак не болтается и не пристегнутым. В ходе длительных рыбалок, когда лодка остается на воде длительное время, и в разную погоду, немного разбухает и начитает деформироваться носовая часть сланей. Первый раз хватило хорошенько просушить ее, и она выправилась. Ну, а после последнего раза просушить еще не успел.
Почему бы изначально не сделать эту часть сланей из бакелизированной фанеры. Это было бы очень хорошо. Я бы и сам уже переделал носовую часть сланей, но я так и не смог найти бакелизированную фанеру у нас в городе, а другие марки влагостойкой фанеры будут себя вести точно так же. У них влагостойкая склейка, а вот сама древесина намокает. Подвижные сиденья (банки) тоже нравятся, несмотря на то, что они периодически сдвигаются, и их приходится поправлять. Неплохо было бы как-то фиксировать их, но я и в дальнейшем предпочту подвижную систему. Стационарная очень неудобна.
При установке транцевых колес пришлось просверлить транец. Поразило, что внутри он какой-то рыхлый, и есть большие сомнения, что влагостойкий, но все отверстия были хорошо обработаны атмосферостойким силиконовым герметиком. До настоящего момента транец находится в отличном состоянии, и никаких повреждений, либо разбуханий я на нем не замечал. К баллонам транец закреплен на совесть, никаких следов повреждений или некачественной проклейки нет, покрытие тоже качественное и легко моется.
Накладка на банку немного неудачна. Хорошо бы сделать так, чтобы она отстегивалась от сумки полностью, потому как сумка в комплекте очень быстро стала расходиться по швам и потеряла свою функциональность, так что мне пришлось обратиться в ателье с просьбой отрезать сумку и как-то обшить отрезанные края накладки. В сумке ничего тяжелого никогда не было и неосторожным обращением это назвать сложно! По гарантии я не обращался, потому как слабое место сумок – это материал, из которого они сделаны, и мне просто не нужна вторая накладка с разлезшейся сумкой. Я присмотрел себе новую накладку с сумкой, сделанную из ПВХ.
Ножным насосом не пользовался, потому как подарочный электронасос браво BST 12 полностью заменял его. Ремкомплект тоже использовать не приходилось: лодка склеена из качественного и прочного ПВХ. Стравливающий воздушный клапан работает, но изначально он был недостаточно хорошо вкручен, и пришлось его немного подтянуть, а комплектный ключ к нему не подходил. Благо, у меня нашелся подходящий. Сливной клапан без нареканий.
В планах есть усилить днище – приходится много причаливать к скалистыми берегам, и были случаи, когда об эти камни лодки с менее прочным ПВХ получали повреждения. Но Баджер пока держится, и подстраховаться, конечно, есть желание. Тем более, на дне уже появилось несколько не очень глубоких царапин.
Лодку использую в основном для рыбалки, на борту нахожусь один. Но и напарник при необходимости не сильно стесняет. И я практически полностью доволен функционалом. Иногда не хватает размера, но такое бывает один раз в год, когда всей семьей уходим за 20-40 км по воде на отдых, и там требуется большая грузоподъемность, чтобы разместить и людей, и требуемый груз. Тут решит проблему только смена лодки на большую, но для одного выезда в год покупать вторую лодку, думаю, не имеет смысла, хотя все возможно.
На SL были приклеены ручки в количестве четырех штук. Теперь, даже если в лодке находятся четверо, каждому есть, за что держаться. Леер безопасности все же немного неудачно расположен. Ручки приобретал на Баджере, приобрел и легкосъемную подставку под эхолот, которая устанавливается так же, как сиденья (банки), установил съемные транцевые колеса. С обратной стороны транца на эти же болты крепятся стаканы-держатели для спиннингов, а при снятии колес на те же крепления легко навешивается датчик эхолота. Всем оборудованием пользуюсь каждый раз при выходе на воду.
Конструкцию предлагаемых колес на www.badger.ru в действии я не видел, но сильно смущает наличие пружинного механизма. В ходе эксплуатации туда неминуемо будет попадать вода, а вместе с водою различная грязь, песок, и все это будет оседать на смазке и механизмах, что приведет к неминуемым подклиниваниям. Также не вижу особого смысла, чтобы колеса постоянно находились на лодке в поднятом состоянии – мне они бы даже мешали. Гораздо проще снять их и оставить на берегу, хотя и мои колеса имеют возможность быть установленными в верхнем положении.
Комплекты бортовых номеров, на мой взгляд, очень удобная штука, но мне она не пригодилась. Когда лодка была зарегистрирована, я пользовался съемными номерами, напечатанными на простой баннерной ПВХ ткани, а после того, как снял лодку с учета, ничто не испортило внешний вид.
Носовая сумка – вещь интересная, но насколько она нужна, сказать сложно. На SL 340 она займет слишком много пространства, поэтому ее приобретение я даже не рассматривал. Другое дело, сумка под сиденье – сделать бы материал попрочнее – и ее можно использовать для хранения коробок с приманками. А если она будет расстегиваться сверху донизу, это облегчит вынимание необходимой коробки. Также и якорная сумка – очень удобная и правильная штука. Различные гермомешки вполне найдут своего покупателя; сохранить вещи сухими во время длительного перехода – это очень важно.
UniMount – интересное приспособление, но я не нашел места, где его установить, чтобы эхолот не мешал пользоваться веслами. Недавно у товарища подсмотрел, как он это сделал, и его крепление мне понравилось больше. Но для установки троллингового оборудования UniMount может оказаться весьма полезным.
ЗИП, я думаю, необходим, но самому ничем кроме ключа и манометра пользоваться не приходилось. Съемная пластина для защиты от кормовых брызг мне в моих условиях эксплуатации не нужна совершенно, да и брызги идут только от датчика эхолота и не попадают в кокпит. Необходимости иметь надувные кресла либо сиденья я не вижу, но для пассажира во время прогулок по воде они весьма комфортны. Очень хочу приобрести и установить на лодку ролик для якорной веревки. То, что на лодке есть якорный рым, – замечательно, но когда поднимаешь якорь весом 4-5 кг с 20-метровой глубины, обязательно получится так, что веревка будет тереться о борт лодки и о брызгоотбойник, повреждая его. Но на моей SL сложно найти место для его установки. Если бы якорный рым находился чуть выше, и между брызгоотбойником и рымом оставалось место, это был бы идеальный вариант. В моей ситуации, возможно, придется срезать на рыме значок якоря и приклеить на его место этот ролик.
В сервисную службу я не обращался. А зачем? Лодка качественная, брака нет, все устраивает. Ну, а то, что сумка порвалась – это не так уж и важно. Я приобрету сумку другого производителя из более прочного материала, хотя, конечно, очень жаль, что так получается. Лодка весьма хороша, и купить мне ее удалось не очень дорого. Правда, в данный момент ценник на SL несколько завышен. Среди моих знакомых есть не один человек, кто хотел приобрести такую же модель, но не сделал этого из-за цены. Двое приобрели Ямараны F 340, но если бы ценники не различались так сильно, выбор однозначно пал бы в сторону Баджер SL 340.
Дмитрий Геннадьевич, hopless74@ya.ru, Магнитогорск