Пол и банки из алюминия значительно экономят место, и, как мне показалось, – еще и легче, чем деревянные (у друга Classic Line с фанерным полом). К тому же они более износостойкие, носовой фанерный пайол уже местами потерт, хотя я стараюсь эксплуатировать судно бережно. И вот тут обнаружился первый недостаток: мелкую насечку пайола, призванную предотвращать скольжение, очень трудно отмыть от грязи и песка. Из-за этого приходится тщательно мыть ноги. По этой же причине не надеваю на речку обувь с глубоким протектором. Идеальным вариантом стали чулки от армейского ОЗК, которые надеваю прямо на берегу поверх обуви.
Многие советуют положить на дно коврик или кусок линолеума, но мне этот вариант не подходит. Рулон занимает немало места, а в салоне легковой машины его и так не много. Да и если на пол класть ковер, то смысл насечки вообще теряется. Этого недостатка можно избежать, если сделать по пол в небольшой пупырышек. Мыть его будет гораздо удобнее и скользким, думаю, он не станет.
Так как лодку я покупал зимой по акции, доставка была осуществлена транспортной компанией за счет Badger, никаких неудобств это не вызвало, все организовано очень грамотно. Все документы были оформлены в полном объеме, так что вопросов при постановке судна на учет в ГИМС не возникло.
В первом же сезоне приказал долго жить штатный насос. После короткой переписки с инженером по гарантии мне выслали новый, но так как его надежность тоже вызывает сомнения, было принято решение о покупке электрического Bravo BTP 12M. С ним сборка лодки стала более быстрой и приятной, а присланный насос катается в сумке под банкой в качестве аварийного.
Первой неисправностью самой лодки стал стравливающий клапан. После того, как ослабла защитная крышка, которая почему-то прижимала сам клапан, не давая ему открыться, он стал сбрасывать давление уже с 1.5 миллибар. На замену ему был куплен новый, поменял я его своими силами.
Второй и самой крупной неисправностью стала разгерметизация переднего отсека на третьем году службы. Найти проблемное место оказалось не сложно, воздух с шипением выходил из-под клапана. Скорее всего, причиной послужила невнимательность при приготовлении клея. Насколько я знаю, при склейке материалов из ПВХ на производстве применяют двухкомпонентный клей. Место соединения становится неразъемным, однако слегка нагрев, мы смогли разъединить детали, очистить их от остатков старого клея и при помощи клея из ремкомплекта, опять же своими силами, следуя инструкции на сайте, восстановили герметичность отсека. Жалко, что не догадался снять на фото процесс ремонта и саму неисправность. Получилось, в общем, не плохо, правда, снизу немного напачкали клеем. С тех пор на протяжении двух лет полет нормальный.
Как и все, наверное, я проводил некоторый тюнинг лодки. Первой доработкой стала установка транцевых колес. В последнее время на рыбалку хожу один, а без помощника спустить на воду такое судно достаточно проблематично. Я долго изучал рынок и предложения интернет-магазинов. Основными требованиями были надежность (вытащить на берег лодку по песчаному или илистому грунту – это довольно большие нагрузки на стойки колес) и удобство пользования. Выбор пал на довольно надежное с виду «творение» умельцев из Китая, они похожи на те транцевые колеса, которые представлены на сайте, но мне больше понравилось место крепления к транцу. Для того чтобы опустить и поднять колеса, снимать их нет необходимости, а значит, нет опасности их утопить. Стойки на шарнире крепятся к транцу и фиксируются в верхнем и нижнем положении подпружиненным штифтом.
На время хранения и перевозки колеса убираются в удобный чехол, багажник автомобиля остается чистым. Есть желание приспособить стаканы для транспортировки спиннингов и столик для эхолота, но руки до этого пока не дошли.
Что касается двигателя – он подбирался под лодку. Первый год я ходил под Merqury 4, максимальная скорость под этим мотором составляла 10-12 км/ч. Ни о каком глиссировании на такой скорости говорить не приходилось, зато и загрузка лодки на нее особо не влияла. Как это обычно бывает, первые полгода был восторг, после весельной лодки горизонты существенно расширились, но к осени расширились и хотелки, и было принято решение о покупке более мощного двигателя и получении удостоверения судоводителя.
Моторы слабее 10 лошадок я не рассматривал. При расчете мощности использовал усредненную формулу 30 кг на 1 лошадку. Хотелось, конечно, брать мотор по максимуму, лодки этой серии допускают установку двигателей до 30 лошадок, но вес такого мотора ставит крест на мобильности комплекта, а это одно из главных требований. Моторы 20-25 л.с. ненамного легче, так как в основной массе это дефорсированные тридцатки. Следующим шел 18-сильный Tohatsu, на нём я и остановил свой выбор. При весе на уровне пятнашек у него лишние 3 лошади, которые никак не повредят на просторах нижнекамского водохранилища. С этим мотором на штатном винте и пустой лодке мне удалось развить скорость выше 40 км/ч, средняя крейсерская, если сидеть на банках вдвоем, – 36-38 км/ч. Расход бензина при этом небольшой, бака на 24 л хватает на трехдневную рыбалку. При паспортном расходе 7 л/ч бака хватит на 123 км, но так далеко я еще не забирался. В среднем, за одну рыбалку я прохожу около 20 км. Транец под этот мотор пришлось доработать, на верхний торец прикрутил планку из бакелитовой фанеры толщиной 30 мм, подъем мотора позволил уменьшить брызги, но пятаки крепления мотора упирались в самый край внутренней накладки на транце, её тоже пришлось сместить на 20 мм вверх, подрезав ПВХ профиль. Старые отверстия замазал герметиком. За четыре сезона серая краска с накладки порядком облупилась, и хотя с алюминием в пресной воде ничего не будет, выглядит не эстетично.
Сумки под сиденья – довольно удобное решение, я в тот же год заказал еще одну для пассажира. Теперь все вещи, необходимые на каждой рыбалке (спасательный и ремонтный комплекты, аптечка первой помощи, насос, дождевики, вещи по требованию ГИМС), всегда лежат в сумках, и нет необходимости перед выходом на воду все это собирать. Просто в гараже сумки укладываются в машину, а на берегу в лодку. Очень удобная вещь – сумка для якоря, правда, пришлось усилить места креплений ремешков, но сам мешочек герметичный. Я пользуюсь складным якорем, который отлично помещается в нем вместе с мотовилом, сейчас он не царапает носовой пайол, и грязная вода не попадает в кокпит.
На ходу лодка ведет себя неплохо по спокойной воде и сносно при движении в волну по ветру, против волны и под небольшим углом в ней довольно сильно трясёт. Понимаю, что это плата за скорость, при увеличении киля – она неминуемо упадет. При движении против ветра приходится держать лодку в переходном режиме, не допуская водоизмещающего (в этом случае всех сидящих заливает набегающей волной), и не позволяя ей выйти на глиссер (волна довольно сильно бьет в дно лодки, становится страшно, что сломает пол). В один из таких выходов я обнаружил еще один неприятный нюанс: дело в том, что слева по движению лодки короткий стрингер заходит на второй от транца щит пола всего на несколько сантиметров, и если в лодке находятся два человека, то на гребне волны лодку довольно сильно ломает в этом месте. Приходится сдвигать место соединения на самый край усиления, думаю, небольшое изменение длины стрингеров и перенос усилений позволит решить этот недостаток.
Радует, что после первого этапа обсуждения лодок, производитель пошел навстречу покупателям, и сейчас лодки комплектуются манометром, запасным клапаном и ключом для его замены. Думаю, полезно будет дополнить комплект ручкой для рулевого, она многим нужна, но если заказывать её отдельно, то доставка обойдется дороже, чем сама ручка. Также предлагаю производителю рассмотреть возможность изготовления якорного ролика, тяжелый якорь очень неудобно поднимать на вытянутых руках, иначе шнур повреждает реборду. Если под якорным рымом установить подобный ролик, который будет отводить веревку от борта лодки, многократное поднятие якоря при поиске рыбы значительно упростится.
Изначально для крепления эхолота использовалось немного доработанное крепление для держателя спиннинга Scotty. Универсальное крепление UniMount я ставить не стал, так как металлическое основание мне показалось несколько громоздким и неудобным в транспортировке. Если инженеры компании смогут разработать компактный столик с креплением за ликтрос, думаю, многие захотят его приобрести. Судя по записям на различных форумах, многие пытаются делать его самостоятельно, он удобен тем, что может быть установлен в любом месте. Сейчас при смене эхолота посадочные отверстия уже не подходят, я тоже подумаю изготовить такой стол, с креплением снизу аккумулятора и установкой розетки прикуривателя для подключения дополнительных девайсов.
Подводя итог написанному, могу сказать, что рекомендую лодку SL 390 тем, кому нужен простор и скорость. Лодка полностью оправдывает вложенные в неё силы и средства, но если бы я выбирал сейчас новую, взял бы модель меньшего размера. Все-таки для ловли одному человеку (а в 80% случаев я рыбачу один), она явно великовата. Я не субтильного сложения, но после того, как тащил потом и ее, и мотор 200 метров до воды по песчаному берегу и подорвал себе спину, стал поглядывать в сторону моделей поменьше и полегче. Благо, у BADGERа есть, из чего выбрать.
Алексей Александрович, aleks77-77@mail.ru, Татарстан