Наверное, другие производители тоже делают хорошие лодки, но поскольку я уже пять лет пользуюсь услугами Badger, то проводить сравнения не берусь. Могу сказать только то, что за эти пять лет я много чего купил на Баджере для рыбалок и жизни в лесу, начиная от лодки и заканчивая трусами и носками. И все, что я купил, было очень функционально, и именно то, что я хотел. При этом сотрудники всегда быстро и в полном объеме отвечали на мои вопросы по интересующим меня товарам. А, как известно, от добра добра не ищут.
Август 2014 г. На Баренцевом море. Устье реки Титовка
Прошло пять сезонов. Пройдено по воде около 2000 км. Лодка эксплуатировалась на Белом и Баренцевом морях, на больших озерах: Имандра, Онежское, и на озерах поменьше. Погода была разная: от полного штиля до штормовой. Лодка показала себя как очень надежная и обладающая отличными мореходными качествами. С мотором Mercury 15М и штатным винтом 9х9 при водоизмещении 210-250 кг скорость – 36,5 км/ч. При водоизмещении 290-320 кг (ветер 5-8 м/с, порывы до 14 м/с) по волне идет уверенно, на максимальной скорости – 34,8 км/час по навигатору, что вполне меня устраивает.
Но на сильной волне идти полным ходом сложно, так как начинаются существенные удары корпуса по воде и забрызгивание через нос, поэтому приходится снижать скорость вплоть до водоизмещающего режима.
Фальшборт при большой волне помогает, но из-за неплотного прилегания к корпусу вода может попадать в лодку (не критично). Весла использую только для того, чтобы отплыть от берега или при причаливании, так как мотор не настолько удобен в обращении, что проще его завести и переплыть даже на небольшое расстояние на моторе, чем на веслах.
Серьезных повреждений за время эксплуатации не было. Из некритичных следующие:
1. При стоянке у берега из-за волны от удара кормовой части о камни стал отходить край днища от транца. Но рыбалке это не помешало. В гараже место повреждения просушил, приклеил край днища и усилил кромку алюминиевой полосой.
2. На потертости, образовавшиеся в местах соединения носовой и промежуточной частей настила (на изгибе), приклеил полосы ПВХ.
3. В двух местах кильсон отклеился от днища. Кильсон приклеил.
4. Раз или два в сезон в гараже проверяю на изгиб профиль замка для стыковки со стрингером Z-типа.
Местные прогибы профиля, появившиеся от ударов днищем по волне, рихтую и проверяю стрингером? чтобы он устанавливался свободно. После этого на озере сборка идет без проблем.
Дополнительно сделал следующее.
1. Установил транцевые колеса (на тот момент на Баджере колес в продаже не было, установил от Мнева). Сейчас бы установил Баджеровские, считаю, что они удобней.
2. Изготовил узел крепления датчика эхолота. Получилось примитивно, но, как выяснилось, очень удобно. Можно установить и снять датчик за 10-15 секунд.
3. Рым для страховочного троса мотора закрепил болтом через транец (аналогичный рым можно добавить в штатную комплектацию всех моторных лодок).
4. Мотор поднял на 14 мм (на текстолитовой пластине). По-моему, стало лучше, меньше забрызгивание с кормы.
Пайол, весла, сиденья после пяти сезонов сохранили свой внешний вид и выполняют свои функции в полной мере. Подвижная система сидений имеет один минус – их сложнее устанавливать. А то, что положение можно регулировать – несомненный плюс. Если доработать концы направляющих, по которым устанавливаются сиденья, например, обрамить концы пластиком, то установка стала бы проще.
Сборка лодки происходит быстро и достаточно легко, если её выполнять по инструкции, т. е. собирать на ровной площадке, правильно подкладывать весла при установке стрингеров, вовремя устранять искривления профиля замков для стыковки со стрингерами.
Электрический насос Bravo использую с первого дня эксплуатации. Сначала был Bravo 12, потом стал пользоваться для «поднятия» баллонов Bravo MB 80С и окончательно накачивал насосом BTP 12М.
На глиссирование лодка выходит быстро, курсовая устойчивость хорошая. Здесь важно контролировать давление воздуха в кильсоне, при необходимости подкачивать, так как на воде из-за охлаждения давление в кильсоне может понизиться.
Мой ЗИП. Винт 9х8”, свечи – 2 шт., гайка крепления винта, ключ для крепления винта (удлиненная головка на 15 с воротком), ключ свечной с отверткой, пассатижи, ремкомплект для надувной лодки (от Баджера), газовая горелка с баллончиком, клапан, шнур для аварийной заводки мотора, ключ для лодочных клапанов, фальшфейеры – 3 шт., конец Александрова. Все это сложено в пластиковое ведро, герметично закрывается крышкой и находится вместе с насосом в сумке под сиденьем.
ЗИП я всегда вожу с собой, но пока он мне ни разу не понадобился, так как ни с лодкой, ни с мотором серьезных проблем не было. Стравливающий клапан у меня ни разу не срабатывал. Сливным клапаном пользоваться не приходилось. Когда во время шторма в лодку набиралась вода, я предпочитал приставать к ближайшему берегу, разгружал и переворачивал лодку. Но за 5 сезонов это было всего пару раз.
Днище лодки уже имеет потертости в некоторых местах, но считаю, что они не критичны. Может быть, для более жестких условий эксплуатации (по мелководью и т.п.) и необходимо дополнительное усиление днища, для моей лодки штатного усиления оказалось достаточно.
В этом году я приобрёл на Баджере Эхолот PiranhaMax 175X. Эхолот превзошел мои ожидания. Отлично работает как на мелководье (от 1 метра), так и в море на больших глубинах. До этого был JJ-ConnectFisherman 600 Duo. По сравнению с PiranhaMax 175X, JJ-ConnectFisherman 600 Duo вообще не эхолот, а пародия. Если мое крепление датчика эхолота меня устраивает, то держатель для эхолота Scotty 273 хочу приобрести, когда они появятся на Баджере.
Номера на лодке я нарисовал маркером, если бы в то время был комплект номеров, я бы воспользовался им, так как это удобней. Сумка под сиденье очень удобна и функциональна, но часто ломаются застежки. Уже почти все поменял на более прочные. Носовую сумку можно использовать, если я в лодке один и на носу никого нет. Думаю, в этом случае она будет удобна, так как при движении по волне идет смещение вещей по пайолу.
В связи с тем, что в нашей стране не исключены случаи краж лодок и моторов, пока хозяева спят в палатке, весьма полезной была бы надежная охранная сигнализация с датчиком движения. Чтобы затащить лодку на берег, укрыть её, установить датчик, нажать кнопку на пульте и спокойно спать в палатке. Я пытался найти что-то подобное в интернете, но безуспешно. Может, Баджер что-нибудь протестирует и предложит, я приобрету этот аксессуар в первых рядах.
В вопросе выбора лодки и мотора на первом месте – надежность конструкции, это является определяющим фактором, и экономить на этом не стоит. Если откажет мотор, можно продержаться на воде и доплыть на веслах до берега, а если разойдется шов? Второе – мореходные качества. Лодка должна быть устойчива на волне, её конструкция должна обеспечивать ход даже в штормовых условиях, чтобы при правильном управлении волна не заливала кокпит. Третье – в лодке должно быть комфортно. Здесь, на мой взгляд, при всех своих плюсах лодки с аэрдеком уступают лодкам с жестким настилом.
Ассортимент лодок Баджера отвечает различным требованиям и областям применения. Чтобы не было ограничений по выбору мощности мотора, я, еще до его покупки, закончил курсы и получил права со всеми категориями. Мои критерии по выбору мотора: мотор должен быть двухтактный, так как при мобильном варианте максимальная мощность при минимальной массе и удобство перевозки стоят на первом месте. На мой взгляд, оптимальная мощность мотора для двоих – 15 л.с. (меньше маловато для двоих, больше – мотор становится тяжелее). Для одного я бы выбрал мотор из тех, что полегче – мощностью около 10 л.с.
Для себя подумываю к имеющемуся комплекту добавить лодку Excel Line 320 PW (в которую я заочно влюбился) и мотор на 3,5 л.с. для рыбалки на малых водоемах.
Не берусь судить о цене. Каждый решает для себя этот вопрос в зависимости от своих возможностей. Для меня высокое качество лодок Баджера подтверждено пятью годами безаварийной эксплуатации. Основное достоинство моей лодки – её надежность. Главный «недостаток» – уже хочется новую усовершенствованную лодку, а старая готова служить еще не один год.
Александр Анатольевич, albaykov24@mail.ru, Кировск