Вечерело, мы уже за день изрядно намахались спиннингами, устали и вышли в задумчивости на берег. Сходные мысли начали витать в головах: эх, все-таки надо было надувать и спускать лодку там, в привычном месте, зря мы спустили лодку здесь. И тут наши взгляды невольно встретились на нашем корабле. Большая, просторная лодка, полная всяких торчащих рыбацких снастей, красиво стояла, будучи слегка вытащенной на берег одного из заливчиков живописного лесного озера, в котором почему-то решительно ничего не ловилось. Времени до заката оставалось не очень много, на какие-то большие переезды его бы точно не хватило – сдуваться тут и надуваться где-то по новой не было желания и сил. А если?!
Мысль пронеслась, как молния: а давай перенесем лодку на наше озеро? Как? Да, просто: один спереди за рым, второй сзади за две ручки. Да, тут не очень близко, метров 150 до шоссе и там примерно столько же, но ведь лодка-то ЛЕГКАЯ! Хоть она в длину взрослые 360 см, да и по ширине не узкая, и полы пайольные, но при этом весит всего килограммов 40. Сомневались недолго, решили пробовать, взяли и понесли. И даже снасти не стали выгружать. Через несколько минут, останавливаясь всего на один небольшой перекур, мы пришли на другой водоем. Это было не очень легко: пройдя сначала по пересеченной местности, потом, кряхтя, забираться чуть в гору, а далее через шоссе, под изумленным взглядом проезжавшего автомобилиста, и после, под горку, к другому озеру – нашему. ПРОШЛИ! Здорово обрадовались мы тогда столь резкому изменению, а пойманные чуть позже две щучки и окунь утвердили нас в правильности решения бросить неудачное место и перелететь с лодкой сюда, на более привычное.
Описанный случай для моей рыболовной практики не очень характерный. Но он очень точно раскрывает возможности относительно новой в модельном ряду баджеровской лодки Эксель Лайн 360. Лучше даже сказать точнее: это одна из возможных рыбацких ситуаций, в которых лодка этой конструкции максимально проявила свои положительные свойства. А ее отрицательные, а таковые тоже имеются, так как не бывает лодок, подходящих абсолютно ко всем типам рыбалок, оказались практически не заметны. Вот про те и другие стоит рассказать подробнее.
ПОЗИТИВ
• Оригинальная конструкция. Лодка представляет собой не латинскую букву U, а скорей некий эллипс. Самая широкая часть – средняя, к носу и корме лодка сужается. Думаю, на некоторых фото это можно легко заметить. Такой конструктивный ход позволил сделать транец чуть уже, а это не только дало уменьшение общей массы, но и более легкое и компактное сворачивание при сборке.
• Разбирается и собирается лодка очень легко. Сказывается отсутствие иногда трудоемких в установке стрингеров и меньшая по сравнению с аналогами масса. При этом полноценный двухместный корабль совершенно нормально собирается одним человеком на всех этапах: от выгрузки из машины до спуска на воду.
• Лодка в этом размере (внутренняя длинна 265 см, ширина 83 см) – полноценна для рыбалки вдвоем: много места для снаряжения, снастей, есть куда положить спиннинг или удочки. При забросовой рыбалке – напарники нисколько не мешают друг другу. Пробовали рыбачить втроем, правда, не махать, а дорожить – не скажу, что очень удобно, но при необходимости – возможно. Скажем так: отлично для двоих, просто хорошо, если два взрослых и один ребенок.
• Пол твердый, он фанерный, но боковых стрингеров нет. Это дает большую быстроту сборки и уменьшение общей массы. На таком полу вполне удобно стоять как одному, так и одновременно двоим, дискомфорта никакого нет. При этом, правда, железобетонной жесткости, как на полу классической лодки со стрингерами – нет, тут пол чуть дышит (особенно если масса каждого члена экипажа за 100 кг). Но это в целом не ощущается как недостаток или проблема. Трудно передать ощущения словами, но попробую: вот, например, мне приходилось использовать лодку с НДНД, там пол, если на нем рыбачить стоя, по моему впечатлению, даже в использовании похуже (то есть мягче), чем здесь.
• Пробовали лодку под разными моторами. Электромотор (весом 9 кг), четырехтактники на 2,5 л.с. (весом 17 кг) и 5 л.с. (весом 27 кг) – со всеми все отлично. Максимальная скорость водоизмещаемого перемещения – около 8-9 км/ч. С мотором 5 л.с. (максимально разрешенный, напомню, 6 л.с.) и одним шкипером лодка выходит на небыстрый глиссер, в этом случае скорость около 25 км/ч. Моторы нормально размещаются на чуть зауженном транце, никаких специфических сложностей не возникало. Брызг от работающего мотора на ходу в кокпите нет.
• Лодка нормально идет при штиле и по небольшой волне, киль присутствует, а потому рыскание на курсе в пределах допустимого. Из-за особенности носа, а он чуть приподнят, забрызгивания носовой части также практически нет. При глиссировании, а это практически всегда с одним шкипером – лучшая развесовка достигается применением удлинителя румпеля.
• Кстати, и под веслами идет хорошо. Тут небольшой диаметр борта в плюс – у лодки относительно небольшая парусность, ее почти не сносит ветром. Уключины на своих местах, весла стандартные – грести удобно.
• Оливковый цвет подсказывает еще одно применение лодки – охотниками. Сейчас я не охочусь, но когда-то посвятил этому 15 лет. С уверенностью могу сказать, что эта лодка будет отличным помощником, прежде всего, в охоте на водоплавующую дичь. Причем сделает это точно лучше классических лодок. Из специфических охотничьих особенностей отмечу такие: быструю сборку, камуфляжный цвет, большую площадь в носу (для собаки и (или) снаряжения) и, конечно, возможность стрелять даже стоя.
• Цена лодки по сравнению с ценами на классические аналоги – ниже. Для кого-то, может, это неважно, а для меня этот фактор всегда имел если не первостепенное, то второстепенное значение точно.
• Самое главное – лодка легкая. Легкая не вообще, а для такого размера и наличия пайолов. Поскольку с возрастом спина дает о себе знать, в этом смысле Excel Line – просто находка. Переношу ее неразобранную умышленно даже не в двух сумках, как положено, а в трех: 1 – шкура, 2 – пайолы, 3 – все остальное (весла, скамейки). И очень хорошо, что таким образом еще немного удается понизить массу отдельно переносимых частей.
НЕГАТИВ
• Скамейки во всей серии Эксель на фиксированных местах. Это стало непривычно после использования на других моделях широко распространенной сейчас системы ликтрос-ликпаз. И самое печальное, что из-за той самой овальной формы эта система на ней даже конструктивно невозможна! Жаль, ведь дело не столько в скамейках, которые стоят жестко, хотя и переднюю, и заднюю хотелось бы чуток продвинуть вперед, а в том, что на этот самый ликтрос-ликпаз есть всякие держатели спиннингов, эхолота и пр. И теперь все это пришлось размещать разными другими способами, что показалось менее удобным. Также при моей массе свыше 100 кг, мне показалось, что на самих держателях лавок нет запаса по прочности. То есть, все держит, и за один сезон ничего не оторвалось, но запаса никакого не ощущаю. Буду посматривать за этим узлом…
• Фанера пола толщиной 9 мм, и из-за этой толщины пол может чуть выгибать наверх, если немного перекачать киль. Неудобств эксплуатационного свойства от этого не появляется, скорей, эстетически выглядит как легкое вздутие. Сцепления между элементами пола – 2 небольших замка-зацепа (на фото их хорошо видно). По этой причине, а также потому что нет стрингеров, жесткости полу чуть не хватает.
• Мореходность по описанной выше причине будет невысокая. Но в штормовых условиях большой акватории лодку сам не проверял и другим не советую, у нее другие районы плавания.
• Низкая скорость глиссирования. Само глиссирование возможно лишь при ненебольшой загрузке, обычно до 100 кг и моторе от 5 до 6 л.с.
ВЫВОДЫ
Главное, по-моему, это приобретать такую лодку не вообще для всего, а продумано, именно под ваши конкретные условия! А уж круг ее применения весьма широк… Это могут быть относительно небольшие и средние озера и реки, это могут быть охотничьи задачи, необходимость перемещения объемного груза по воде. Наконец, это может быть просто физическая невозможность таскать тяжелую лодку или желание использовать судно только в одиночку. Прекрасно впишется эта лодка и в создание так называемого Комплекта эгоиста – лодки, которая всегда используется одним человеком.
И если использовать лодку в подходящих условиях, то она, безусловно, порадует своего владельца легкостью, быстротой разборки и сборки, практически всеми возможностями классической лодки, а также невысокой ценой. Повторюсь, у Эксель 360 есть свои сферы применения, и именно в них она раскрывает заложенные в ней возможности наиболее полно. На роль универсальной она подойдет только с натяжкой.
РАЗРАБОТЧИКАМ
Лодка получилась очень удачной: простой, легкой, недорогой. При этом из современного материала, с жестким полом и т.п. Однако и в ней есть, что можно усовершенствовать. Во-первых, предложил бы усилить узел соединения пайолов. Либо увеличить количество замков-сцепок до 3-4, либо перейти на цельный профиль замка для стыковки пайолов. В существующем виде они полностью пригодны лишь для людей массой до 70-80 кг.
Во-вторых, предусмотреть в носовой части синтетическую сетку между баллонами, которая ограничивает перемещение грузов по лодке. Из-за того, что нос стоит под уколоном, а места там много и туда постоянно складывали вещи, они постоянно скатывались под среднюю банку, создавая небольшие неудобства сидящему там.
В-третьих, поскольку в лодке нельзя установить полноценную систему ликтрос-ликпаз, возможно ли поставить по бортам небольшие 30-40 см ликтросы? Их было бы достаточно для размещения соответствующих спиннингодержателей и прочих блоков с ликпазом. Возможно и применение других решений именно под использование рыбацкого снаряжения.
Из-за отсутствия подобных вещей я дополнительно приобрел и поставил на лодку держатели спиннингов на струбцине. Размещал их соответственно на передней и задней банке. Также для удобства размещение в лодке установил на банку лодочное кресло. Для этого использовал 4 болта М8 (похоже перебрал, хватило бы и М6) подходящей длины с соответствующими шайбами и гайками-барашками. Поскольку банки такого типа имеют не очень жесткое крепление по сравнению с теми, что держатся на ликтросе, дополнительно связал банку с транцем через брусок из прочного дерева. Установленный позади кресла брусок, будучи жестко закрепленным к банке, опирается на транец, препятствуя главной неприятности, которая может возникнуть: опрокидыванию кресла назад.
Несмотря на его немалые габариты, в лодке на нем было сидеть очень удобно. Управлению мотора оно практически не мешает. Понятно, что при использовании кресла на глиссировании необходимо повышенное внимание: следует чуть развернуть его от прямого положения и держаться правой рукой за леер или специально наклеенной ручкой моториста.
Сергей, Sergei.Tumanov@libertyrus.ru, СПб