1. Выбор лодки и мотора
Основным параметром для меня была мореходность – это было то, на что я смотрел прежде всего. Приличной мореходности можно достичь за счет диаметра баллонов и развитого киля, соответственно, из всех рассматриваемых мною лодок (а это были Баджеры, Солары, Кайманы, Сузумары, Бриги), пожалуй, только у Баджера оказалась в линейке лодка с диаметром баллонов до 0,53 (переменный диаметр, если быть точным, от носа в корму на увеличение). Плюс ко всему – развитый мощный киль и жесткое алюминиевое дно. Таким образом, под мое внимание попала лодка Heavy Duty 370 AL. При более пристальном изучении на сайте компании, прочитав отзывы владельцев, я обнаружил еще приятные детали: ширина (отличная широкая лодка!), кокпит достаточно вместительный, особенно учитывая внутреннюю высоту бортов, под лавкой спокойно «проходит» ведро из-под терраки 25 л. (на Дальнем Востоке это общепринятая народная мерка улова), алюминиевый пол – то что надо при волнении (кто бы что ни говорил, только жесткая палуба дает уверенность ногам). Сдвижные лавки (они же баночки) можно регулировать по расположению как угодно, но есть маленький минус: при движении по волне они сдвигаются в корму. Решение пришло быстро – зафиксировал их короткими веревочками. У лодки огромная грузоподъемность по сравнению с одноклассниками – значит, можно податься на острова с кучей шмурдяка, у лодки есть предохранительный аварийный клапан (этим может похвастаться не каждая посудина), значит, в принципе, оставляя лодку на жаре можно не беспокоиться о ее сохранности. Косынки на баллонах предотвращают попадание брызг вовнутрь, скошенные на корме баллоны дают опору и неплохую помощь при выходе на глисс, присутствуют интерцепторы, что, на мой взгляд, дает более правильный сход воды за кормой. Ширина транца в плюс (он реально более мощный, чем у других лодок). Насколько помню, он около 4,5 см и плюс ко всему покрыт пластиком, что спасает от гниения в морской воде. Также неплохой быстро открывающийся отливной клапан.
Вес у лодки довольно большой, ну, она потому так и называется – Heavy Duty (у нее всё чуть-чуть больше и толще, чем у других). Это лодка-пароход-баржа, скорость у нее невысока (два человека по 100 кг и рыбацкие принадлежности – уверенный максимум 33 км/ч при моторе 20 л.с.). Лодка не для скоростей – она для уверенной перевозки на дальние расстояния большой массы, для работы с аквалангистами, сетями, рыбалки, за счет своей массы превосходно преодолевает волнение до 1,5 м.
Чуть не забыл; в комплекте с лодкой помимо стандартного набора принадлежностей (весла, ремкомплект, насос ножной) шла сумка под сиденье – эта вещь мне до сих пор служит верой и правдой, очень удобная сумка, вместительная, с тремя кармашками, все, что постоянно должно находиться в лодке, перекочевало с открытой палубы в сумку. Теперь думаю о покупке второй сумки.
Цена, конечно, кусалась, но поскольку я рассматривал лодку осенью 2012 года, зимой 2013 года на летний сезон 2013, то закономерно воспользовался акцией компании и купил лодку по хорошей скидке. Я эту акцию назвал в шутку «Готовь лодку с зимы». Если серьезно, называлась акция «Закажи у производителя». Насколько я понял, у Баджера эти акции проходят каждый год, делается оплата, и под ваши деньги изготавливается лодка, которую вы заказали. Конечному покупателю обходится дешевле и не в спешке, а спокойно в течение зимы товар приходит в обозначенные сроки. Хороший ход! Сразу скажу, что персонал компании отработал на все +100, я был во многом удивлен изменившимся отношением к покупателю со стороны продавцов. Наверное, еще штамп совка не вышел из головы полностью. Информация по продвижению заказа предоставлялась регулярно, без нареканий, все вежливы, спасибо персоналу. По моему заказу работали Васильев Александр (спасибо за консультации), Татьяна, Властина (к сожалению, фамилий не знаю).
Ну, пожалуй, это все, что касается вопроса, почему покупал именно эту лодку, на чем был основан мой выбор. На Дальнем Востоке пока что продукция Баджера представлена слабо, на мой взгляд. Люди подходят, спрашивают, что за лодка, все обращают внимание, прежде всего, на диаметр баллонов и киль. Компании стоит усилить свою интервенцию на Дальнем Востоке. По крайней мере, линейкой Heavy Duty и Wave Line. У нас такие лодки должны найти своего покупателя, хотя по цене конкуренты в виде Suzumar сильны на рынке. Лично я, например, узнал о продукции Badger только из интернета самостоятельно.
Сразу, как только заказал лодку и сделал оплату, начались поиски мотора. Может, так и неправильно, может, кто-то покупает сначала мотор, а потом ищет лодку, но в Приморье с моторами меньше напряга в плане выбора, чем с лодками. Я так думал. Оказалось, подавляющее большинство б/у моторов на рынке из Японии имеют так называемую «длинную ногу», и, как выяснилось, многие рыбаки, не задумываясь, ставят такие моторы на стандартные транцы (380-390 мм), а потом удивляются, почему лодка не едет. Моторов с короткой ногой днем с огнем еще поискать надо было (это я все говорю про сектор б/у моторов). Так сложилось исторически за последние 20 лет, что весь Дальний Восток использует б/у технику из Японии, и это стало абсолютной нормой, б/у машины, б/у моторы, б/у катера, много чего б/у. Вскоре поняв, что «хорошую» 25-ку или 20-ку с короткой ногой я буду искать долго и упорно, пришел к выводу, что буду брать новый мотор. Благо, времени до летнего сезона еще хватало, чтобы накопить средств. В итоге я приобрел новый Suzuki DF 20, 4-тактный, и ни разу об этом не пожалел. Мотор на грани того, что я смогу перенести в одну человекосилу. Таким образом, вес моего комплекта (лодка, мотор, шмурдяк и т.д.) поднялся до 150 кг, поэтому я сразу же купил прицеп, и так и вожу весь комплект, не разбирая весь сезон.
К чему я все это рассказал? Да к тому, что мотор нужно смотреть одновременно с покупкой лодки и сразу оценивать свои физические и финансовые возможности заранее, а не так, как я это сделал методом проб и подгонки одного под другое. Как ни крути стоимость мотора прилично выше, чем стоимость лодки, и, возможно, нужно сначала покупать мотор, а потом подбирать лодку под него, ну, или уж точно покупать лодку с оглядкой на мотор. Но лучше не экономить ни на том, ни на другом, чтобы все это не подвело вас в трудную минуту вдали от берега. Обычно мы уходим рыбачить на 5-7 км, глубины от 30 до 70 метров, чаще около 40-50 м, условия открытого моря, как правило, – волна до 0,5 м, редко-редко когда штиль бывает, иногда разыгрывается до 1,5 м, если синоптики опять «обманули», дальше только домой уходить.
Вот именно благодаря перечисленным выше погодным условиям выбор мотора и упал на 20-ку, мне показалось, что её должно было хватить с лихвой для обычной рыбалки и покатушек с нагрузкой. По прошедшему периоду эксплуатации (2 сезона) могу уверенно сказать, что больше лошадей мне бы и не понадобилось в принципе. Хотя изначально думал брать мотор 9.9 л.с., но, учитывая, что у меня есть права на управление маломерками, пришло понимание, что 9.9 л.с. в море использовать можно и нужно, но лучше больше. Это тот случай когда «размер важен», сколько раз наблюдал картину, когда волна, ветер, трое в лодке, мотор 9.9 еле-еле душа в теле. С 20-кой на уровень комфортнее, чувствуется запас мощности. Хотя уверен, на реках, озерах такие моторы (9.9) очень актуальны. Поэтому я даже не пытался брать у товарищей на испытания мотор 9.9, а сразу рассматривал моторы 20 и 25.
На основании своего опыта эксплуатации считаю, для морских условий самые главные характеристики: диаметр баллонов, развитый киль (дабы резать волну), кривизна/геометрия баллонов на баке и скошенные концевики баллонов на корме.
Данная лодка у меня была первой, сравнивать свои ощущения не с чем, разве что с большими пароходами, на которых я работал в качестве штурмана, но это уже другая история, масштабы другие. Буду старым, напишу мемуары. Тем не менее, и по прошествии 2-х сезонов эксплуатации, сравнивая свою лодку с «одноклассниками», сразу бросается в глаза диаметр баллонов моей лодки и киль! Хотя не скрою, есть один недостаток, который надо отметить (для меня он существенный) – очень тупой нос лодки. Не хватает ему направленности и подъема (низковат, зараза). Из-за этого при волне больше метра, при определенных условиях (ветер, направление ветра, волны) может происходить небольшое захлёстывание, несильно, но неприятно. Такой нос, какой мне бы хотелось иметь, я увидел в линейке Wave Line. Супер, то, что нужно, но там уже диаметр баллонов не тот! Подходил к такой лодке в море, сравнивали характеристики, человек с Wave Line был приятно удивлен, как сильно внешне отличаются наши баллоны по диаметру. Вот если бы Heavy Duty была с носом, как у Wave Line или как у Suzumar, тогда бы волны вообще не попадали в кокпит. Сейчас в сильную волну хожу с открытым отливным клапаном, чтобы сразу вода сходила.
2. Теперь что касается информационной составляющей…
На сайте представлены все необходимые характеристики, которые нужно знать при покупке лодки, разве что я добавил бы больше ссылок на видеоматериалы в хорошем качестве (на ходу и на стапеле), как обзорное видео. Тогда каждый смог бы, наверное, увидеть более подробно и ясно, как выглядит интересующая его та или иная деталь конструкции. Ну, это уже придирки. На крайний случай всегда можно спросить у консультанта, если уже совсем что-то неясно, благо, персонал компании отзывчив.
Что касается доставки заказа, хочу отметить, что персонал своевременно и четко предоставляют информацию о продвижении товара. Более того, можно даже обсудить, какую транспортную компанию предпочтительно использовать. Хотя сейчас на рынке цены примерно у всех одинаковые, поэтому можно смело положиться на опыт компании Баджер и воспользоваться услугами экспедитора, ими рекомендованного. Я бы доверился этим ребятам в этом вопросе.
Заказ отправился из Петербурга до Владивостока через два дня после совершения мною окончательного платежа и благополучно прибыл через 18 дней, экспедитором была Желдорэкспедиция.
Первым делом я обратил внимание на внешний вид посылки: коробка целая, видимых повреждений нет, все вроде бы хорошо, но при вскрытии оказалось, что полностью в брызги разбилась коробка с манометром (он почему-то и внутри помялся тоже) и запасным клапаном (раздавлен напрочь). Почему-то я даже не удивился; страна у нас большая, путь далек на Дальний Восток, но как же я был удивлен, когда персонал Баджера выслал мне по почте все разбитые, раздавленные принадлежности еще раз. Ребята в офисе отметили, что это уже может характеризовать продавца как более, чем порядочного. Почитав о подобных случаях на форуме, я только убедился, что не все плохо в нашей стране, и порядочные, уважающие себя и клиентов компании есть! Только не зазнайтесь, держите сервис на уровне. Это особенно важно для клиентов с периферии нашей необъятной родины.
Настал день, и я пошел регистрировать свой пароход в ГИМС. Там все прошло обычно, ничего нового ни для кого не расскажу, документы, доставленные вместе с лодкой, были в порядке, в достаточном количестве. Все прошло гладко, без вопросов. Высоту волны инспектор обозначил до 0,5 м, удаление от берега – 2 км. Началась эксплуатация лодки в летний сезон 2013 года.
Теперь коротко о самой эксплуатации, хотя уже вроде бы и так все ясно по моему изложению выше, какие у лодки есть минусы и плюсы. Тем не менее, подведем итоги:
1. Инструкция по сборке ясна и кратка с выделением важных моментов, сборка проблем не вызывает. Тут все собирается, как у всех, ничего нового нет.
2. Первые впечатления от собранной лодки – большая, широкая, добротная, хищно поднятый нос, когда лодка стоит на земле (за счет развитого киля). Новый 4-тактный мотор Suzuki 20 л.с. предает всему комплекту особый лоск. Мотор к тому моменту уже был обкатан, поэтому сразу в аллюр с друзьями и алкоголем мы длостигли скорости в 34 км/ч. Были идеальные условия по погоде, как по луже ходили. В будущем таких идеальных условий не было, поэтому только 33 км/ч (по GPS) при нагрузке вдвоем и рыбацким шмурдяком всяким.
3. Эксплуатация проходила и проходит исключительно на море, волнение, как правило, до 0,5 м, рабочая погода для рыбалки до 1,0 м, потом уже не комфортно, может начать захлестывать периодически. До 1,5 м ходили, но это уже лишнее, захлестывать будет постоянно, после 1,0 м мы обычно уходили к берегу.
За счет своей массы, киля и баллонов лодка по мореходности на высоте, «одноклассники» уходят домой, мы остаемся дальше.
Обычная загрузка лодки – два человека по 100 кг и примерно 50 кг всякий шмурдяк, бензин. При загрузке 3-4 человека скорость падает до 27 км/ч. При загрузке 3 человека волну разрезает особенно легко. Весла используются только при подходе к берегу, на накате и т.п.
4. Можно сказать, лодка не скоростная (хотя если попробовать мотор 25 л.с., могут быть достигнуты гораздо лучшие результаты), для комфортной перевозки большой массы по волнам подходит отлично. По мореходным качествам выглядит лучше, чем другие подобные лодки, и меня удовлетворяет полностью. При движении мы всегда располагались на баночках, на бортах никогда!
5. Брызгообразование за кормой – нечего сказать по этому вопросу, на мой взгляд, все хорошо. Наверное, раз мне не доставляло никакого неудобства, значит, все нормально. В кокпит брызги не попадают – это точно. Положение двигателя никаким образом настраивать не приходилось, стоит на второй дырке, пробовали другие варианты ради интереса, пришли к выводу, что лучше всего так. По высоте ничего не настраивали, «петухов» за кормой не наблюдали, выход на глисс быстрый, полный газ, примерно метров 5-7, и мы уже на глиссе (зависит от нагрузки). Хотя с 3 человеками на борту скорость выхода, естественно, уменьшается.
6. Как уже писал выше, после волны 1.0 м может начаться захлестывание при определенных условиях (короткая волна, ветер), также может произойти захлестывание на волне при переходе с глисса до полной остановки в силу того, что нос тупой формы и собирает перед собой волну при опускании. Нос прямо напрашивается более острый и выше задранный. Поэтому приноровились останавливаться с разворотом по волне. Также зачастую разгружаем нос на волне, чтобы дать ему возможность приподняться выше и не проваливаться под волну, иногда оба человека садятся на кормовую баночку, смещая центр тяжести в корму, тем самым, опять же, поднимая нос и уменьшая забрызгивание. Но это все происходит, только когда волна уже достигла 1.0 м высоты. Когда обычная пологая океанская зыбь идет, хоть до двух метров высоты и в длину до 10 м, не вызывает никаких проблем, неудобств, в такие моменты мы обычно идем в обычном глиссирующем состоянии на 1/2 – 3/4 газа. Мотор вытягивает легко, т.е., идем на глиссе, хотя скорость всего 24-27 км/ч.
7. Про глиссирование написал, что касается удержания на курсе – за счет массы курс держит нормально, особенных усилий для удержания на курсе не требуется, по сути, регулировка поворота мотора затянута до упора, идет на автопилоте, и только мелкие подвороты кистью руки вполне удерживают лодку на курсе. Ленивая езда. Если лодка не загружена (один человек), то полный газ и глиссирование требуют сосредоточения на румпеле, признаюсь, пару раз чуть не выкинуло меня за борт. Ощущение, что лодка загрузку в одного человека просто не замечает, и как бы не притапливается, не цепляется за воду. То есть, когда один на лодке, зевать не стоит, если идешь на полном ходу. Что лишний раз подтверждает мою мысль: лодка эта для перевозки массы в плохих условиях – это её конёк.
8. Не могу в полной мере оценить удобство разборки/сборки, так как вожу ее на прицепе всегда в собранном виде, поэтому за сезон только два раза собираю и разбираю.
9. Что касается конструктивных элементов по истечении двух сезонов эксплуатации. Весла, клапана, швартовый рым в отличном состоянии, сами пайолы в отличном состоянии, только повылетали пластмассовые заглушки на концах кормовых пайол (надо их сразу при покупке садить на хороший клей). Сиденья – это отдельный разговор. Крепление отвалилось через 2 месяца (видимо, это результат покатушек по волнам) – исправляется навсегда и надежно путем сверления насквозь сидений и установкой обычных мебельных болтов из нержавейки с круглой шляпкой (чтобы штаны не порвать), после чего забыли про эту неисправность. Считаю удобным крепление на направляющих, разве только что продумать, как их закреплять в необходимом месте при движении по волнам (постепенно съезжают в корму).
10. Качество транца отличное, судя по всему, он покрыт слоем пластика. От воды не раздувается, состояние транца со временем никак не изменилось.
11. Насос ножной использовался 1 раз, так и лежит в качестве аварийного в лодке. Всегда использовался электрический насос Bravo BTP 12M(куплен вместе с лодкой сразу же). Нареканий к насосу нет никаких, работает, как часы, накачивает быстро, сам отключается по достижении нужного давления, используется в качестве насоса и для других целей в летнем активном отдыхе.
12. Ремкомплект не использовался до сих пор, и слава богу. Швы не травят, проколов нет – клеить нечего, притом, что мы второй сезон на рыбалке каждые выходные. В отпуске – день через день. Все клапаны в лодке работают так, как им и положено работать, нареканий нет.
13. В процессе эксплуатации днище осталось абсолютно целым (мелкие шероховатости не в счет). Несколько раз приходилось в сильный накат с разгону вылетать на галечный берег (мотор на откидку в последний момент и глушить сразу). Осмотр показал только наличие мелких потертостей: броня на киле и баллонах спасает лодку от вынужденных вылетов на гальку. Добавление брони – это хорошо, но тогда вес еще больше увеличится, думаю, существующей брони достаточно, если совсем на острые камни не выскакивать. Единственное, может быть, на киле добавить еще по полосе брони – расширить, так сказать.
14. В итоге могу сказать, что лодка полностью удовлетворяет моим запросам, требованиям в качестве средства обеспечения рыбалки, перевозки массы груза на расстояния и покатушек с семьей (обычный «бублик» со взрослым человеком тянет на «ура»).
15. Чего не хватает в базовой комплектации? Сразу скажу, не хватает следующего:
- ручки на баллонах я бы перенес вплотную к уключинам слева и справа, иначе держаться за них неудобно. По факту держался раньше за весло (но оно выскакивает на сильных волнах, рука его непроизвольно выдергивает из крепления). Поэтому я купил ручки и собираюсь их приклеить самостоятельно. Обратите внимание, у Баджер даже на видеороликах с этой лодкой рулевой держится при движении за весло, притом, что существует ручка. Но она приклеена не там, слишком близко в корму. Плюс, я бы заменил ручки-ленты на нормальные ручки объемной формы, хотя бы как на концевиках баллонов (кстати, эти ручки очень удобно расположены во всех отношениях).
- не хватает на баке ролика. Именно ролика, свободно крутящегося для выборки якоря. Когда поднимаешь вручную якорь 6 кг с глубины 50-60 метров, в конце становится совсем тяжко, лишний раз и место рыбалки менять не хочется, как представишь, что опять «Яшку дергать надо». Я сам купил, смастерил и приклеил себе для облегчения процесса выборки якоря (зато сам швартовый рым в комплекте просто замечательный).
- я бы с удовольствием установил дополнительную сумку на баке или что-то типа накидки с креплением жгутом, крючками для удержания всяких вещей на баке на время перехода. Существующую дополнительную сумку, на мой взгляд, нужно исполнять из водонепроницаемого материала, возможно, из более дешевого и тонкого ПВХ. Тогда вещи внутри сыреть не будут. В остальном, существующая сумка отлично себя зарекомендовала.
15. Дополнительно на лодку я установил транцевые колеса для спуска в труднодоступных местах, где с прицепом сложно подъехать к воде. На мой взгляд, колеса представленные на сайте, выглядят хлипкими, ненадежными. Конструкция моих колес простая и надежная – фото прилагаю. Плюс в купе с колесами на эти же болты были установлены стаканы под троллинг красной рыбы.
16. Что касается установки бортовых номеров на лодке, сделал их быстросъемными, но человек покупавший комплект номеров у вас на сайте тоже отзывался хорошо об этом комплекте.
17. Что касается креплений под удочки, эхолоты и т.п., здесь трудно угодить всем сразу, у всех разная рыбалка, разные требования. Ни одним креплением типа UniMount или Scotty я пока еще не пользовался. В море эхолот особенно не нужен, у нас глубины начинаются сразу и быстро, рифы и так видно, плюс, у всех есть подробные карты на Garmin GPS. Задача стоит только в том, чтобы отойти от берега и подойти к нему, но обычно эти места все знают уже наизусть. Морская рыба не привередлива, ловится обычно всегда там же, где и вчера, особо искать и не нужно, поэтому эхолот на ПВХ в наших условиях – далеко не самая нужная вещь, хотя отчасти полезная иногда.
18. Касательно дистанционного управления на лодке, считаю это ненужным, так как скрадывается полезная площадь, объем, увеличивается вес, если только не использовать его на лодках длиной больше 4,5 метров. Но тогда пропадает всякая мобильность с такой громадиной; проще купить катер и держать его на лодочной станции. Должно быть это очень узконаправленный рынок больших лодок с дистанцией. Возможно, это более актуально для таких организаций как МЧС, но не для частных лиц. Такие большие лодки с дистанцией будут стоить уже приличных денег, за эти деньги можно спокойно приобрести небольшой катер, футов 17.
19. По ЗИПу: ничего из ЗИПа так ни разу и не использовалось до сих пор, даже манометр, потому что на насосе он есть. В моем случае ЗИП он и есть ЗИП, лежит в качестве аварийного внутри сумки.
20. Понравилось надувное кресло, которое я получил в качестве подарка от Баджер. Дети все лето им пользовались на берегу, купались с ним в качестве «надувного матраца», а когда покатушки с детьми они его, естественно, запихивали в лодку.
21. Что касается последней новинки, съемной пластины для регулировки высоты установки мотора, наверное, это полезно кому-то, у кого мотор нестандартный или что-то еще не так, или, может, человек гонщик по жизни и хочет выдавить из комплекта лишний километр скорости, меняя высоту установки двигателя. Но в моем случае это приспособление не пригодилось бы, так как мотор Suzuki и лодка HD 370 AL от Баджера полностью совместимы, никаких подгонок не требуется.
22. И самое главное. По сервисной службе компании – пока, слава богу, с ней по поводу ремонта лодки или брака не сталкивался. Но уже успел оценить их работу как работу компетентных и вежливых специалистов во время доставки заказа и замены ЗИПа. Хоть и не по их вине, а по вине компании-экспедитора, а точнее, российского разгильдяйства. Где-то кто-то наехал или ударил мою посылку на погрузчике во время доставки… Я полностью удовлетворен работой сервисной службы и то же самое слышу, читаю, вижу на форуме сайта.
В заключение своего в меру объективного (старался, как мог) отзыва, хочу отметить главное в лодках серии Heavy Duty – их мореходность. Это как неприхотливые лошадки-тяжеловозы, делают свою работу и не жалуются, хотя хозяин и погоняет их порой безжалостно кнутом. Будем ждать от компании новых лодок, у которых появятся новые черты, высокие задранные носы в хорошем смысле этого слова, но при этом останутся «толстые», как говорит моя дочка, баллоны! А уж если и цена понизится процентов на 15-20, то тогда вообще рай начнется для рыбаков-любителей; пока что кусаются цены!
Вот и отзыву конец, а кто читал, тот молодец!
Дмитрий, cdmitriy@mail.ru, Владивосток