Баджер, Баджер, Баджер… Пессимисты говорят: много недостатков, «сырые лодки». Оптимисты вторят: все исправляется, компенсируется, модернизируется. Мне некогда примыкать к тому или иному лагерю, лето у нас в Архангельске уж очень короткое. Пятничный вечер перед рыбалкой проходит по отработанному сценарию: АЗС, продуктовый магазин, гараж. И вот я уже на воде, а впереди двое суток с прекрасными заходами и восходами над просторами Белого моря. А рыбалка-то какая – у-у-ух!
Все мои нынешние реалии по открытию новых водных горизонтов воплощены благодаря лодке Баджер Air Line 420. Почему «Баджер»? Ответ на поверхности. Мне понадобилось немало времени для определения, что должно быть у меня в качестве плавсредства. Отталкивался от условий эксплуатации, где безопасность стоит на первом месте. Весь перечень требований, необходимых мне в лодке, я увидел реализованным в модели Air Line. Взяв размер 420 см, миновал сразу несколько ступеней «гонки вооружений» и закрепил результат установкой подвесного мотора в 20 л.с., максимально разрешенным заводом-изготовителем.
Обкатка мотора с переменной нагрузкой на подобном судне – сплошное удовольствие, накатившее на меня маской Чеширского кота. Лодка эффектно вздымалась, выходя на глиссер, и очень плавно «садилась» в водоизмещающий режим, приковывая внимание как отдыхающих на берегу, так и других участников водномоторного движения.
Что касается характеристик корпуса, то я для себя определил следующее:
1. Очень хорошее соотношение длины к ширине. Серьезный скоростной показатель под моторами средней мощности (9.9–15 л.с.).
2. Поднятый носовой баллон. Заливание? Что это? При ветре в 7 м/с на море заливания через нос нет. Единственное поступление воды в кокпит – морось, которую кладет свежим ветром с борта.
3. Форма днища с явно выраженным килем, управляемость, курсовая устойчивость – на высоте. Это понимаешь, когда идешь в тандеме при волнении, и на соседней лодке, менее килеватой, но равной по размеру, шкипер ловит курс, постоянно играя румпелем. Это приводит к тому, что при одинаковых моторах и винтах (Меркурий 15, разница между моторами – год) я с большей загрузкой против «рыскающего комплекта» экономлю с пробега в 150 км 7 литров бензина. Скажете, ерунда, но при использовании четырехтактника в 20 л.с. и загрузке на 180 кг больше, чем у товарища, при переходе на те же дистанции при равных погодных условиях, разница в мою пользу уже 12 литров бензина.
4. Вес лодки, позволяющий мне одному управляться с ней с установленным мотором при помощи ручной трехколесной тележки.
5. Многобалонное НДНД – безопасность, отсутствие узлов трения «пайол-баллон». Использую дополнительную защиту дна в кокпите в виде куска линолеума, образующего поддон высотой до половины баллонов.
Лодку я планировал использовать для двух человек при полном параде, на практике и втроем можно расположиться на затяжные переходы. Все самое объемное фиксирую в носу при помощи сети, так как вещи, которые мы берем для комфортного времяпрепровождения, укладывается в 3 - 4 200 литровых полиэтиленовых мешка, не считая мелочи.
Двух пассажиров размещаю по центру лодки на первой банке, а на второй, в корме, располагаюсь я и вольный ветер. Боязни при волнении нет, загрузка основательная, все раскреплено. Лодка вальяжно перекатывается с волны на волну, комфортность перехода определяется подбором скорости движения.
Из личного опыта могу опираться на сравнение характеристик лодок только у четырех производителей: «Мурена», «Якс 340», «Флагман 380», «Навигатор 350». Когда мне на местных форумах кто-либо говорит, что в подобном сегменте лодка ПВХ у него лучше в разы, я предлагаю свежую морскую прогулку до острова Мудюг через о. Лебедин (достаточно в поисковиках посмотреть статистику ЧП за последние 3 года). Разговоры «за срочностью дел» так и остаются разговорами моих оппонентов. Ну, а что мне остается?! Не пропадать же выходным. Ищу напарника, падкого на клевые места, и вперед.
Проверив лодку под разными моторами, я ощутил нехватку высоты транца на 15-20 мм. Носовой рым смотрелся бы лучше в цельной литой пластине, закрепленной на баллоне. Есть недочеты касаемо качества склейки, о чем я уже сообщал на форуме. Лодка, в целом, свежа и функциональна, справляется с задачами, которые я на нее возлагаю. Очень импонирует тот факт, что фирма Баджер адаптирует свои модели лодок под требования покупателей. Да, не всегда все гладко, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Успеха и процветания!
Олег Васильевич, shveda_oleg@mail.ru, Архангельск