Взглянем на новую эпоху в жизни корпорации-производителя эхолотов Humminbird.
За последние два года изделия этой торговой марки превратились из огромных ящиков в пользующиеся всеобщей любовью великолепные приборы для профессиональных рыболовов, и все это благодаря свежему взгляду нового владельца компании и его желанию инвестировать в развитие технологии.
В то же самое время производители вроде Mercury Marine и Skeeter Boats, среди прочих, решились интегрировать в свои изделия электронные компоненты для повышения уровня безопасности и удобства пользования, до того времени не имевшие аналогов.
Есть много домыслов о том, как энергия конвергенции будет проявляться. Некоторые используют образ приборной панели автомобиля, убеждая всех и себя в том, что почти все будет встроено в эту самую панель. Другие ссылаются на популярность разного рода устройств, «на лету» подключаемых к персональному компьютеру и не видят причин, почему судовые электронные устройства должны отличаться.
Только время покажет, какие направления развития окажутся более успешными, чем другими. Ну, а пока судим да рядим, незримые силы делают свое дело в мире судовой электроники, чтобы судовождение становилось еще безопаснее, легче и приятнее.
«Мне кажется, что это лишь верхушка айсберга», - говорит Том Буркард, генеральный менеджер по системам управления и оснастке компании Mercury Marine.
Технологические новинки, появившиеся со времени создания в конце 1990-х годов серии изделий SmartCraft, только подогрели эти ожидания, в особенности, когда компания Mercury предложила новые функции Shadow Mode и SmartTow.
Запущенная нынешним летом, SmartTow позволяет задавать режимы движения лодки, которые инженеры Mercury назвали «ходовыми профилями» с фиксированными оборотами для буксирования, например, воднолыжника или ватрушки, для чего используются компьютерные решения SmartCraft Digital Throttle (Компьютерный акселератор) и Shift System (автоматическая трансмиссия). Профиль обеспечивает постоянство скорости прохождения поворотов и выполнения маневров, что позволяет тому же воднолыжнику полнее сосредоточиться на совершенствовании мастерства, причем существенно облегчит работу капитану.
Разработанная Mercury технология Shadow Technology – еще одно оригинальное решение на этом пути, которое позволяет капитану катера управлять одновременно четырьмя моторами всего лишь двумя регуляторами.
Skeeter Boats – это еще одна технологическая новинка в серии интеллектуальных решений «i-Class» на основе применения многофункциональных программируемых контроллеров, предназначенная для управления любым оборудованием на борту, включая новейшие дистанционные электронные замки, управляемые непосредственно с консоли управления - для открытия-закрытия замков на дверях любых емкостей или хранилищ.
Хотя облегчение управления и повышение комфортности стали движущим стимулом создания многих электронных судовых устройств, безопасность судоходства никогда не теряла своей актуальности. Она просто становится более удовлетворительной. Такого типа устройство Sirius от компании Raymarine для оперативного прогноза погоды и изделие LifeTag, к примеру, - в этом сезоне являются лидерами продаж.
LifeTag – это индивидуальное устройство сигнализации падения за борт, издающее громкий звуковой сигнал в таком случае. В комплект LifeTag входят базовая станция и носимые аппараты для 16 (максимум) членов экипажа.
«Пять лет назад, если водномоторнику нужен был радар, то приходилось покупать радар; если нужен был эхолот для поиска рыбы, то приходилось покупать эхолот для поиска рыбы, - рассуждает Терри Карлсон, президент корпорации Raymarine из г. Мерримак в Северном Гемпшире. – Но благодаря взаимопроникновению технологий, сегодня мы получили возможность получить всю ту же информацию на одном экране, причем практически обо всем, происходящем на борту».
Инновации недешевы, так что неудивительно, что большинство технологических электронных новшеств, предназначены именно для катеров и яхт высшего класса. Однако это не значит, что небольшие лодки остались вне поля зрения производителей судовой электроники. Например, Cobra Electronics считает владельцев небольших катеров своими основными потребителями. Со времени своего выхода несколько лет назад на рынок судовой электроники, эта компания опиралась на свой опыт работы с автомобильной промышленностью, сосредоточившись на аппаратуре для лодок до 10 метров.
Когда Cobra в 2006 году вышла на рынок картплоттеров с двумя компактными моделями на базе спутниковой GPS-навигации — MC 600Ci и MC 600CS — не пожертвовав функциональностью. Совместимость с картографической системой от компании Seamap, к примеру, включает базу данных течений, которая показаны на экране стрелочками направлений течений, а смена цвета стрелочки показывает изменение скорости соответствующего течения.
«Cobra продолжит работы над этой и другими функциями, повышающими качество картографической информации и совмещенными с картплоттером, - говорит Билл Будро, менеджер продукции для судоходства корпорации Cobra из г. Чикаго. – Среди ожидаемых новшеств будет совместимость с УКВ-радиостанциями и картплоттерами, которые на небольших катерах в настоящее время представлены двумя небольшими приборами».
Но именно на катера и яхты высшего класса инновации буквально сыплются как из рога изобилия.
«На направлении систем SmartCraft развитие происходит особенно стремительно, - поясняет Буркард, - поскольку это открывает новые возможности в смежных секторах рынка, прежде всего – применительно к оснащению спортивных катеров, где объем потребления, оценивается как весьма значительный. Так что технология SmartCraft стала рассматриваться не только как предназначенная для крупных катеров и яхт, но и перенесла свое внимание на лодки меньшего размера».
Одним из способов перевода интегрированных технологий на меньшие по размеру лодки стала протокол передачи данных, принятый в 2000 году Национальной Ассоциацией производителей судовой электроники, служащий основой для связи разнообразных бортовых электронных приборов в единую систему. Это обеспечило широкое распространение NMEA 2000-совместимым устройствам повсеместное внедрение.
«Уже создано много устройств, предназначенных для работы в системе, однако мы все еще на ранней стадии развития, - так оценил ситуацию Стив Шпицер, технический директор NMEA.
Хотя Шпицер предсказывает стандарту NMEA 2000 всеобщее распространение в течение всего пяти ближайших лет, основная его задача – упрощение разводки проводов на борту и обеспечение совместимости любых приборов – не сможет быть столько же легко выполнена, в основном из-за высокой стоимости таких систем. Келли Гриндл, вице-президент группы компаний судовой электроники Johnson Outdoors, не одинок в своем убеждении в том, что стандарт NMEA 2000 не обеспечивает экономию средств пользователя для расширения номенклатуры приобретаемых устройств.
«У меня такое чувство, что мы не упустили из виду ничего, кроме самих NMEA 2000-совместимых лодок, поскольку ни один из производителей лодок, с кем мы имеем дело, не использует такие устройства, – говорит он. – Но они вынуждены будут пойти на этот шаг, а потому мы сейчас делаем всё правильно».
В общем, все признают важность конвергенции.
«Для всех нас это будет лучше, вне зависимости от системы подключения бортовых устройств, если все они работать смогут совместно, - говорил Карлсон. – Мне кажется, что забота о снижении стоимости конечного изделия – это наша забота в интересах стесненного в средствах клиента. Если он приобретет прибор, который не использует общий протокол обмена данными, придется потратить десятки часов времени и сотни долларов денег, чтобы помочь ему соединить это устройство с уже имеющимися на борту.
От этого плохо всем. А потому нам следует работать совместно, чтобы наше оборудование всегда было полезно нашему клиенту».
Интеграция должна быть обеспечена и между изделиями одной марки, и между производителями-партнерами, разумеется, даже если стандарт NMEA 2000 будет развиваться.
Созданный компанией Humminbird протокол SystemLink, например, позволяющий соединять несколько различных приборов Humminbird, в следующем году будет дополнен новым устройством DownLink, к которому можно будет подключать рыбопоисковые эхолоты Humminbird, включая модели Humminbird серий «700» и «900» с даунриггером «Mag 20 Cannon».
Такие нововведения потребуют больших вложений в исследования и разработки, как обычно это было со всеми новшествами компании Humminbird.
«Когда мы купили эту компанию в 2004 году, в компании Humminbird имелись великолепные специалисты и отличные технологи, имелась длинная линейка приборов, - рассказывает Гриндл, - однако предыдущий владелец слишком увлекся сокращением расходов, что ему вышло боком. Мы же лишь освободили инициативу людей и вложили больше средств в торговую марку».
Есть мнение, что потребность в крупных капиталовложениях в НИОКР неизбежно приведет к сокращению количества участников рынка.
«Убежден, что рынок ждут новые слияния… Ведь такой масштаб, дает определенные преимущества — чем крупнее ваш бизнес, тем больше средств можно вложить в НИОКР», - полагает Гриндл.
«Разработка новых приборов обходится очень дорого для рынка с небольшими объемами сбыта, наподобие нашего, - рассуждает Карлсон, - так что это надежная защита против появления новых игроков. Новые слияния ожидаются на тех участках рынка, где участники сильно раздроблены на множество венчурных компаний».
В отношении NMEA у Шпицера совсем иное мнение.
«Известно, что множество небольших компаний создают продукцию, в расчете на совместимость с NMEA 2000… Здесь могут возникнуть еще многие компании, в этом направлении судостроение может еще долго развиваться», - говорит он.
В данном случае Furuno нуждалась в программном обеспечении для своего навигационного оборудования серии NavNet, а компании MaxSea нужно было увеличить свое представительство на территории США. «Это большое достижение для компании MaxSea, потому что теперь они имеют доступ к нашей огромной дилерской сети в США, а они дали нам новую линейку приборов», - говорил Коцларик.
Хотя не все производители конечной продукции могут себе такое позволить, мало есть сомнений в том, что различные слияния продолжатся. Польза от таких слияний слишком очевидна, чтобы ее отрицать.
И в этом нет ничего, кроме пользы для судовладельцев. «Режимы работы Shadow Mode и SmartTow были бы невозможны в мире простых механизмов, где все ограничено законами физики, - говорит Буркард из компании Mercury. – Ныне же, мы ограничены лишь нашей способностью придумать то новое, что еще можно было бы записать на языке программы для компьютера».
Возможно, что времена, предсказанные нью-эйджерами, совсем не за горами…
Перевод Павла Дмитриева