Каждый год 31 декабря… Хотя нет, не так. Каждый год в конце октября – начале ноября мы с друзьями ездим на рыбалку в Волжские раскаты, и 2020-й год не стал исключением. Несмотря на пандемию COVID-19, места на базе были забронированы, осталось только подготовить себя, снасти, автомобиль и лодку к предстоящему путешествию.
Со снастями и автомобилем проблем не возникло, едем не первый раз, всё ясно и понятно. А вот с лодкой предстояло чуть-чуть повозиться. Если до этого мы всегда либо ездили с ПВХ лодками, либо просто брали на базе кулас вместе с егерем, то в этом году ехать на раскаты предстояло уже на лодке с жестким корпусом, а именно, на Volzhanka 46 Fish.
Длина лодки составляет 4,6 м, а вместе с кринолинами – 4,96 м. На лодку установлены: подвесной лодочный мотор Yamaha мощностью 60 л.с., топливный бак на 60 л. и аэратор (лайвел) для рыбы емкостью 61 л., что даёт снаряженную массу в 585 кг. А если добавить меня, напарника, аккумуляторы и снасти, то и все 800 кг.
Я решил дооснастить лодку различными мелочами, в том числе, и якорем. С якорем же всё оказалось не так просто. Оказывается, купить осенью в Петербурге якорь подходящего типа и веса не так-то и просто, почти ничего нет в наличии, всё под заказ со склада в Первопрестольной. Рука уже тянулась за сварочным аппаратом и болгаркой, как вдруг раздался телефонный звонок, и знакомый голос в трубке предложил куда более интересный вариант.
Звонил Саша, старинный приятель по рыболовному форуму и, по совместительству, сотрудник компании “Badger”. Узнав о планируемой мною поездке, Саша предложил протестировать в условиях астраханской рыбалки чудо современной техники – электрический лодочный мотор с функцией GPS якоря. Долго уговаривать меня не пришлось, и уже через пару дней я получил на складе компании “Badger” сам мотор Watersnake Geo-Spot GPS, пульт дистанционного управления, быстросъемное крепление мотора к корпусу лодки и тяговый аккумулятор для лодочного мотора на 90Аh.
Устанавливать мотор на лодку было решено на даче, куда я незамедлительно и выдвинулся. Благо, режим удаленной работы из-за пандемии COVID-19 позволял работать из любого места, при наличии в нём интернет подключения. Днём я усиленно жал кнопки на своём ноутбуке, делая жизнь коллег и партнеров лучше и веселее, а вечерами отправлялся в гараж заниматься подготовкой лодки.
Первым делом на лодку было установлено быстросъемное крепление для электромотора. Штука эта довольно удобная, она позволяет быстро, буквально за несколько секунд, снять электромотор с лодки, всего лишь отключив разъем питания и вынув металлическую скобу. Очень удобно при погрузке/разгрузке через нос и подготовке лодки к транспортировке.
Для установки крепления пришлось просверлить в носовой части палубы 4 отверстия, установить в них резьбовые заклёпки и через фанерную проставку (планширь на Волжанках примерно на сантиметр выступает над уровнем носовой палубы и мешает ровной установке электромоторов или роульсов) зафиксировать крепление нержавеющими болтами из комплекта поставки. Ответная часть крепления устанавливается на сам мотор. Для этого необходимо снять кожух мотора, открутив два винта, и притянуть ответную часть 4-6 болтами, после чего собрать корпус обратно.
Далее на своё место был установлен тяговый аккумулятор, протянуты провода подключения мотора и зарядки, а вся система была скоммутирована через реле контроля заряда. Можно, конечно, и без реле, но тогда есть вероятность разрядить и пусковой и тяговый аккумуляторы, что не позволит запустить основной двигатель. А остаться в 20 км от базы где-то в раскатах без мотора и местами без мобильной связи – перспектива не самая радужная.
Вишенкой на торте стал нержавеющий якорь-непотеряйка весом в 7 кг, купленный в последний момент у неизвестного мастера на Avito. Выезд в сторону Астрахани был назначен на последнюю субботу октября, с расчётом быть на базе в понедельник днём.
Большим преимуществом лодки на прицепе является то, что почти весь скарб уже в ней, и спустить её на воду и быть готовым к отплытию можно буквально за 10-15 минут. Не нужно собирать/разбирать лодку, перегружать снасти и припасы из прицепа в лодку, навешивать и подключать лодочный мотор. Всё уже готово, и нужен только слип, ну, или относительно подготовленный берег.
Спустив лодку и припарковав автомобиль, мы помогли остальным экипажам закинуть часть вещей в кулас егеря, а лодки спустить воду. Выполнив норму по заготовке дикого карпа за два дня, я решил переходить к выполнению плана по другим видам рыб. Первым на очереди был жерех.
С гастрономической точки зрения жерех – рыба бесполезная. А вот ловить жереха действительно интересно. Местные же эксперты разделились на два лагеря. Первые утверждали, что жереха нужно искать на “дальнем кордоне” и глубине, вторые парировали и указывали на ближние края и косу рядом с жилкой. Как известно, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Партизаны нам нужны были самые упитанные, поэтому мы отправились на “дальний кордон”. Ещё один экипаж отправился с нами в поисках трофейного сазана, который, по словам тех же экспертов, успешно ловился под берегом.
К моменту нашего прибытия на точку, сазан клевал, по крайней мере, такое впечатление создавалось по количеству куласов, стоящих вдоль берега с закинутыми донками. Сделав три-четыре круга по акватории для отрисовки карты глубин и определившись с местом, я стал пытаться выставиться на точку. Однако, дело оказалось отнюдь не простое. Глубина около 8 метров, ровное дно и течение 5-6 км/ч. Якорный фал был всего 20 метров, и его просто не хватало, чтобы создать подходящий для уверенного зацепа якоря угол.
Намучившись минут 15, я вспомнил про GPS якорь. Особой веры в чудо австралийской техники я не испытывал, но, как говорил товарищ Берия: “Попытка не пытка.” Штангу электромотора я опустил в воду, а на основном двигателе подошёл к предполагаемой точке лова и активировал на электромоторе функцию GPS якоря. Для этого было достаточно нажать кнопку с изображением якоря на пульте управления мотором. Мотор радостно пикнул и еле слышно загудел. Через несколько секунд лодка оказалась развернута носом против течения и застыла на одном месте.
Позиция для облова боровки оказалась просто идеальная. Забросы можно было делать абсолютно в любом направлении, не опасаясь зацепа приманки на якорный фал. Фала просто не было. Когда лодку слегка сносило ветром или волной от проходящего мимо куласа, электромотор моментально возвращал её на место. Можно было с чувством глубокого удовлетворения приступать к ловле рыбы.
Забросы я делал против течения в сторону берега, и во время проводки приманка проходила всю бровку, как вдоль за счёт течения, так и поперек за счет подмотки шнура катушкой. При желании сместить проводку на несколько метров, достаточно было всего-то нажать пару кнопок на пульте управления электромотором, и лодка тут же занимала новую позицию. Перемещения в сторону берега или фарватера, как и перемещения по течению, не вызывали никаких проблем и занимали буквально несколько секунд. Против течения же лодка шла с ощутимым трудом, что неудивительно с её габаритами и массой, но особого дискомфорта это не вызывало.
Утром, сразу после завтрака, мы выдвинулись к заветному месту. Погода в этот день стала чуточку лучше, тучи разогнало, но неприятный ветер продолжал дуть. Впрочем, ловить нам предстояло у подветренного берега, поэтому ветра практически не ощущалось.
Но всему хорошему приходит конец, закончился и жерех. А виною всему был глухой зацеп ловившего воблера. Правда, худа без добра не бывает, и выяснилось, что заниматься освобождением приманки, используя электромотор, намного удобнее, чем на якоре или используя основной двигатель. Можно очень точно подойти к месту зацепа и тут же зафиксировать положение лодки.
Когда в лодке есть напарник – это не так критично. Но вот в одиночку на водоёмах с течением электромотор с пультом управления просто незаменим при освобождении приманок. И если бы я не поленился взять с собою отцеп, то не потерял уловистый воблер и продолжил бы ловлю. Однако отцеп я не взял, а другие воблеры и джиг результата не дали. Пришлось менять тактику ловли.
Перспективным выглядел медленный сплав вдоль берега с забросами под самую его кромку. При этом скорость течения была слишком высока, чтобы успеть обловить все перспективные места. И тут на помощь опять пришел электромотор.
У него есть функция круиз контроля, позволяющая поддерживать заданную скорость относительно поверхности земли. Многие рыболовы используют данную функцию во время ловли троллингом, чтобы добиться оптимальной игры приманки, которой не получается добиться с использованием основного двигателя. Я же могу регулировать обороты холостого хода основного двигателя, поэтому для троллинга круиз-контроль на электромоторе не использую. А вот при сплаве эта функция оказалась крайне удобна. Выбрав нужную скорость (в моём случае 2 км/ч), получилось обловить все закутки береговой линии и труднодоступные места под нависшими над водой деревьями. Наилучшие результаты такой метод показывает, конечно же, летом, когда жерех стоит вдоль берега, карауля падающих на воду насекомых.
Ну, а главное удобство электромотора на раскатах – это возможность следовать заданным курсом. Облавливаемая акватория составляет несколько квадратных километров, и оставаться на одной точке просто нет смысла. На электромоторе выставляется направление и активируется так называемый “Pilotmode” (Пилотный режим), в котором лодка будет следовать заданным курсом, невзирая на течение, ветер и сопротивляющуюся рыбу.
В понравившихся местах можно остановиться и обловить их более тщательно, а само место занести в память электромотора, чтобы потом можно было в автоматическом режиме вернуться к этой точке. Судя по всему, электромоторы изначально и разрабатывались для использования в похожих условиях: на озёрах, водохранилищах или лиманах. Отсутствие течения позволяет мотору не тратить много энергии, удерживая лодку в режиме якоря или перемещая её с небольшой скоростью. И, при наличии хорошей батареи, можно заниматься рыбной ловлей с утра и до самого вечера.
Максим Воробьёв