Компания «Биллс Инжиниринг» обладает более, чем двадцатилетним опытом работы, буквально со всеми типами мотоциклов, снегоходов, квадроциклов, гидроциклов и строительной техники. Такой опыт, в сочетании с современной технической базой, позволили конструкторам компании взять самое лучшее от разнообразных видов техники, с которыми им довелось иметь дело.
«Биллс Инжиниринг» создала свой первый двигатель «Стамп-Джампер» в 1998 году после двух лет проектирования и испытаний.
«Биллс Инжиниринг» создала свой первый двигатель «Стамп-Джампер» в 1998 году после двух лет проектирования и испытаний.
Компания «Биллс Инжиниринг» обладает более, чем двадцатилетним опытом работы, буквально со всеми типами мотоциклов, снегоходов, квадроциклов, гидроциклов и строительной техники. Такой опыт, в сочетании с современной технической базой, позволили конструкторам компании взять самое лучшее от разнообразных видов техники, с которыми им довелось иметь дело.
«Биллс Инжиниринг» создала свой первый двигатель «Стамп-Джампер» в 1998 году после двух лет проектирования и испытаний.
На опытную конструкцию был установлен мотор «Робин Субару» мощностью в 20,5 л.с. Выбран этот мотор был, во-первых, из-за прекрасной системы охлаждения, во-вторых – потому что распредвал у этого мотора опирается на шарикоподшипник диаметром 10 см, а в-третьих – масляная помпа приводится в движение непосредственно распредвалом, а не как у некоторых других двигателей, через капроновые вторичные шестерни.
Кроме того, этот мотор способен длительно работать при наклоне до 20 градусов. Разумеется, другие промышленные моторы тоже способны работать при таких углах наклона. Наклон мотора болотохода позволяет карданному сочленению работать более выпрямленным. Чем меньше угол поворота карданного сочленения, тем меньше потери мощности и меньше биения на карданном узле и в опорных подшипниках приводного вала.
В первом образце двигателя «Стамп-Джампер» высота приводного вала над обрезом транцевой доски достигала 16,5 см. В 1999 году это расстояние было уже уменьшено до 14 см. Скорость лодки достигала 35 км/ч при 3500 об/мин. двигателя.
Но в «Биллс Инжиниринг» не были удовлетворены полученным результатом. В следующем году в конструкцию двигателя «Стамп-Джампер» было внесено несколько важных изменений, существенно улучшивших его характеристики. Так, высота приводного вала над транцем уменьшилась до 7,5 см. В результате обороты двигателя увеличились на 250 об/мин., что в свою очередь потребовало замены винта, поскольку имевшийся винт вращался слишком быстро.
Инженеры «Биллс Инжиниринг» предполагали, что уменьшение расстояния от приводного вала до транца приближает плоскость вращения винта в воде к нормальной относительно поверхности воды. Результат – увеличение тяги в направлении движения и повышение К.П.Д. Большие углы наклона приводного вала будут выталкивать корму лодки из воды и увеличивают объем воды, которую толкает лодка перед собой. Увеличение угла приводного вала, по их мнению, также увеличивает силу удара при столкновении с подводными объектами.
Рама и струбцины крепления двигателя к транцу подверглись коренной переделке. В модели 1999 года струбцины подвергались нагрузкам от веса двигателя «вверх-вниз», тогда как рама - «вперед-назад». В этой старой конструкции ускорение вперед изгибало раму и пластину струбцин, что серьезно затрудняло повороты лодки.
Конструкторы «Биллс Инжиниринг» попробовали поставить капроновый диск между двумя этими поверхностями: удары смягчились, но улучшения управляемости не произошло. В модели 2000 года в результате конструктивных изменений нагрузки «вверх-вниз» с транцевых струбцин были перенесены на раму, а транцевые струбцины стали воспринимать более подходящие им нагрузки от перемещения двигателя «вперед-назад».
На струбцинах были укреплены два конусных роликовых подшипника, сжатых вместе качественным болтом М22 (подобно тому, как сдвоены колеса грузовой тележки на трейлере для перевозки лодки). Благодаря этим подшипникам, повороты двигателя можно было уже выполнять безо всяких усилий.
Для преодоления значительного усилия поворота двигателя, согласно принципу, открытому еще Архимедом, требуется длинный рычаг. В результате переделки узла поворота болотохода, отпала необходимость в длинным румпеле; а с укороченным румпелем рулевой смог уже находится на кормовом сиденье лодки. Короткий румпель стало возможным крепить всего лишь одним болтом.
Другое значительное конструктивное изменение, сделанное конструкторами «Биллс Инжиниринг», касается внедренной еще в модели 1998 года системы трех опорных узлов вращения в трубе приводного вала. Один герметизированный шарикоподшипник находится вверху трубы приводного вала, внизу трубы имеется поджатая смазкой латунная втулка. В центральной части трубы - третий опорный подшипник, назначение которого – предотвращать биения приводного вала от вращения карданного сочленения. Это стабилизирует вал и резко уменьшает износ нижней опорной втулки.
«Биллс Инжиниринг» отказалась от установки внизу трубы шарикоподшипника, поскольку это потребовало бы большой точеной втулки под посадку подшипников, что серьезно увеличило бы трение в воде и создало завихрения воды, сильно снижающие эффективность винта в целом.
Маслоотражателем служит пластмассовый диск толщиной 6,35 мм, установленный с натягом на валу в торце трубы приводного вала. Так было во всех моделях, начиная с 1998 года. Маслоотражатель, кроме того, защищает уплотнения и втулку в нижней части трубы от инородных частиц, а также увеличивает срок службы уплотнений и подшипников. Именно так автомобилестроители выполняет осевые соединения внедорожников. Другие производители подвесных моторов скопировали эту идею и уверяют, что взяли ее из космонавтики. Конструкторы «Биллс Инжиниринг» создали гайку-втулку вместо маслоотражателя: гайка-втулка работает еще лучше.
Винт также был создан заново. Старый гребной винт 23 x 18 подвергался сильной кавитации на скоростях в 3/4 от максимальных оборотов. Специальный винт способен держать мощность во всем диапазоне оборотов. Такой винт обеспечивает лодке скорость до 40 км/ч при 3500 об/мин. (испытания на скорость выполнены на лодке «Лау» длиной 4,5 м).
Новый винт толкал лодку с 800 кг груза со средней скоростью 23 км/ч при оборотах двигателя 3150 об/мин. (масса груза была измерена по осадке лодки «Полар Крафт» 5,2 м).
Но и это не успокоило людей из «Биллс Инжиниринг». Они продолжили исследования и опыты в стремлении обеспечить своему мотору превосходство во всем. Сейчас продолжается выпуск модели 2002 года, еще более мощной и удобной в работе.
Важнейшим нововведением в конструкцию болотного (сейчас называется мелководным) двигателя «Стамп-Джампер» за прошедшие 7 лет исследований и разработок, стала замена карданного сочленения на прямое соединение коленвала с приводным валом, что полностью устранило вибрацию, шумы и потери мощности, неизбежно присущие карданному типу соединения.
Возросла и мощность, передаваемая к гребному винту. Уникальность на рынке конструкции двигателя «Стамп-Джампер» состоит еще и в небольшой высоте приводного вала над обрезом транцевой доски, что, в свою очередь, и обеспечивает повышенные тягу и скорость хода сравнительно с любыми другими подвесными моторами для мелководных водоемов любого типа.
Специальный гребной винт двигателя «Стамп-Джампер»
Этот специальный винт разработан для двигателя «Стамп-Джампер» компанией «Биллс Инжиниринг» в 2003 году. Этот винт – лучший из всех, применяемых непрофессионалами для перемещения по заросшим мелководным водоемам. «Биллс Инжиниринг» долгие годы шла к этому успеху в стремлении соединить надежность болотного винта с возможностями обычных винтов подвесных моторов и с их размерами, формой толщиной и сбалансированностью.
Гребной винт 23,5 x 17,8 типа «Стамп-Джампер» рассчитан на мощность мотора от 20 до 31 л.с. Он выполнен он из нержавеющей стали с утолщенными лопастями для снижения износа, упрочненными до числа 43 по Роквеллу для большей жесткости. Заостренные лопасти легче режут ил и обеспечивают толкающее усилие неизменной величины.
Посадочная резьба этого винта не изменялась, так что его можно поставить и на любой другой болотный мотор. Натурные испытания винта «Стамп-Джампер» подтвердили, что с ним лодка выходит на глиссирование быстрее и может совершать более крутые повороты с меньшим рулевым усилием.
Младший брат «Стамп-Джампер Джуниор»
Специалисты компании «Биллс Инжиниринг» создали новый двигатель, рассчитанный на мощность мотора мощностью от 4 до 6,5 л.с. и предназначенный для самых маленьких лодок.
Новый болотоход «Стамп-Джампер Джуниор» может работать с моторными головками производства «Текумсе», «Хонда» или «Бриггс и Страттон» мощностью 4, 5, 6 и 6,5 л.с., хотя можно и установить моторную головку и от любого другого производителя. Единственное требование - моторная головка должна иметь коленвал ¾ дюйма со стандартным посадочным гнездом.
Легкий «Стамп-Джампер Джуниор» не менее легок и в пользовании. Его можно за несколько секунд снять с лодки, благодаря быстроразъемному креплению, тогда как транцевые струбцины снимать вместе с двигателем не требуется.
У легкого «Стамп-Джампер Джуниор» и приводной вал длиной 1,5 м столь же легкий. Вес собранного двигателя не превышает 15 кг, что вместе с моторной головкой средним весом около 12 кг составит для всей двигательной установки «Стамп-Джампер Джуниор» примерно 27 кг (рассчитано на моторную головку «Текумсе» 4 л.с.). Этот легкий двигатель уже успел себя прекрасно зарекомендовать на судах с любой формой корпуса – надувных лодках, каноэ, катамаранах.
Двигатель для болот и мелководья «Стамп-Джампер Джуниор» перенял многие из своих достоинств от старшей и, безусловно, более оснащенной модели «Стамп-Джампер». Это в первую очередь:
Работы по созданию двигателя «Стамп-Джампер Джуниор» начались в марте 2002 г. Группа новых разработок компании «Биллс Инжиниринг» подвергла конструкцию созданного двигателя всесторонним и длительным испытаниям.
Впервые двигатель был представлен публике в августе того же года на выставке в г. Ошкош (штат Висконсин). Этим мотором сразу же заинтересовался специалист охотничьего собаководства Дуг Джейнс из питомника «Доннибрук Кеннелз»: со своим приятелем он тогда же в августе собирался на охоту в Канаду. Двигатель «Стамп-Джампер Джуниор» с моторной головкой «Бриггс и Страттон» мощностью 5 л.с. толкал лодку длиной 4,2 м с двумя охотниками и собакой на борту.
Полевые испытания закончились полным успехом. Единственным лишь недостатком была признана небольшая емкость топливного бака.
«Биллс Инжиниринг» создала свой первый двигатель «Стамп-Джампер» в 1998 году после двух лет проектирования и испытаний.
На опытную конструкцию был установлен мотор «Робин Субару» мощностью в 20,5 л.с. Выбран этот мотор был, во-первых, из-за прекрасной системы охлаждения, во-вторых – потому что распредвал у этого мотора опирается на шарикоподшипник диаметром 10 см, а в-третьих – масляная помпа приводится в движение непосредственно распредвалом, а не как у некоторых других двигателей, через капроновые вторичные шестерни.
Кроме того, этот мотор способен длительно работать при наклоне до 20 градусов. Разумеется, другие промышленные моторы тоже способны работать при таких углах наклона. Наклон мотора болотохода позволяет карданному сочленению работать более выпрямленным. Чем меньше угол поворота карданного сочленения, тем меньше потери мощности и меньше биения на карданном узле и в опорных подшипниках приводного вала.
В первом образце двигателя «Стамп-Джампер» высота приводного вала над обрезом транцевой доски достигала 16,5 см. В 1999 году это расстояние было уже уменьшено до 14 см. Скорость лодки достигала 35 км/ч при 3500 об/мин. двигателя.
Но в «Биллс Инжиниринг» не были удовлетворены полученным результатом. В следующем году в конструкцию двигателя «Стамп-Джампер» было внесено несколько важных изменений, существенно улучшивших его характеристики. Так, высота приводного вала над транцем уменьшилась до 7,5 см. В результате обороты двигателя увеличились на 250 об/мин., что в свою очередь потребовало замены винта, поскольку имевшийся винт вращался слишком быстро.
Инженеры «Биллс Инжиниринг» предполагали, что уменьшение расстояния от приводного вала до транца приближает плоскость вращения винта в воде к нормальной относительно поверхности воды. Результат – увеличение тяги в направлении движения и повышение К.П.Д. Большие углы наклона приводного вала будут выталкивать корму лодки из воды и увеличивают объем воды, которую толкает лодка перед собой. Увеличение угла приводного вала, по их мнению, также увеличивает силу удара при столкновении с подводными объектами.
Рама и струбцины крепления двигателя к транцу подверглись коренной переделке. В модели 1999 года струбцины подвергались нагрузкам от веса двигателя «вверх-вниз», тогда как рама - «вперед-назад». В этой старой конструкции ускорение вперед изгибало раму и пластину струбцин, что серьезно затрудняло повороты лодки.
Конструкторы «Биллс Инжиниринг» попробовали поставить капроновый диск между двумя этими поверхностями: удары смягчились, но улучшения управляемости не произошло. В модели 2000 года в результате конструктивных изменений нагрузки «вверх-вниз» с транцевых струбцин были перенесены на раму, а транцевые струбцины стали воспринимать более подходящие им нагрузки от перемещения двигателя «вперед-назад».
На струбцинах были укреплены два конусных роликовых подшипника, сжатых вместе качественным болтом М22 (подобно тому, как сдвоены колеса грузовой тележки на трейлере для перевозки лодки). Благодаря этим подшипникам, повороты двигателя можно было уже выполнять безо всяких усилий.
Для преодоления значительного усилия поворота двигателя, согласно принципу, открытому еще Архимедом, требуется длинный рычаг. В результате переделки узла поворота болотохода, отпала необходимость в длинным румпеле; а с укороченным румпелем рулевой смог уже находится на кормовом сиденье лодки. Короткий румпель стало возможным крепить всего лишь одним болтом.
Другое значительное конструктивное изменение, сделанное конструкторами «Биллс Инжиниринг», касается внедренной еще в модели 1998 года системы трех опорных узлов вращения в трубе приводного вала. Один герметизированный шарикоподшипник находится вверху трубы приводного вала, внизу трубы имеется поджатая смазкой латунная втулка. В центральной части трубы - третий опорный подшипник, назначение которого – предотвращать биения приводного вала от вращения карданного сочленения. Это стабилизирует вал и резко уменьшает износ нижней опорной втулки.
«Биллс Инжиниринг» отказалась от установки внизу трубы шарикоподшипника, поскольку это потребовало бы большой точеной втулки под посадку подшипников, что серьезно увеличило бы трение в воде и создало завихрения воды, сильно снижающие эффективность винта в целом.
Маслоотражателем служит пластмассовый диск толщиной 6,35 мм, установленный с натягом на валу в торце трубы приводного вала. Так было во всех моделях, начиная с 1998 года. Маслоотражатель, кроме того, защищает уплотнения и втулку в нижней части трубы от инородных частиц, а также увеличивает срок службы уплотнений и подшипников. Именно так автомобилестроители выполняет осевые соединения внедорожников. Другие производители подвесных моторов скопировали эту идею и уверяют, что взяли ее из космонавтики. Конструкторы «Биллс Инжиниринг» создали гайку-втулку вместо маслоотражателя: гайка-втулка работает еще лучше.
Винт также был создан заново. Старый гребной винт 23 x 18 подвергался сильной кавитации на скоростях в 3/4 от максимальных оборотов. Специальный винт способен держать мощность во всем диапазоне оборотов. Такой винт обеспечивает лодке скорость до 40 км/ч при 3500 об/мин. (испытания на скорость выполнены на лодке «Лау» длиной 4,5 м).
Новый винт толкал лодку с 800 кг груза со средней скоростью 23 км/ч при оборотах двигателя 3150 об/мин. (масса груза была измерена по осадке лодки «Полар Крафт» 5,2 м).
Но и это не успокоило людей из «Биллс Инжиниринг». Они продолжили исследования и опыты в стремлении обеспечить своему мотору превосходство во всем. Сейчас продолжается выпуск модели 2002 года, еще более мощной и удобной в работе.
Важнейшим нововведением в конструкцию болотного (сейчас называется мелководным) двигателя «Стамп-Джампер» за прошедшие 7 лет исследований и разработок, стала замена карданного сочленения на прямое соединение коленвала с приводным валом, что полностью устранило вибрацию, шумы и потери мощности, неизбежно присущие карданному типу соединения.
Возросла и мощность, передаваемая к гребному винту. Уникальность на рынке конструкции двигателя «Стамп-Джампер» состоит еще и в небольшой высоте приводного вала над обрезом транцевой доски, что, в свою очередь, и обеспечивает повышенные тягу и скорость хода сравнительно с любыми другими подвесными моторами для мелководных водоемов любого типа.
Специальный гребной винт двигателя «Стамп-Джампер»
Этот специальный винт разработан для двигателя «Стамп-Джампер» компанией «Биллс Инжиниринг» в 2003 году. Этот винт – лучший из всех, применяемых непрофессионалами для перемещения по заросшим мелководным водоемам. «Биллс Инжиниринг» долгие годы шла к этому успеху в стремлении соединить надежность болотного винта с возможностями обычных винтов подвесных моторов и с их размерами, формой толщиной и сбалансированностью.
Гребной винт 23,5 x 17,8 типа «Стамп-Джампер» рассчитан на мощность мотора от 20 до 31 л.с. Он выполнен он из нержавеющей стали с утолщенными лопастями для снижения износа, упрочненными до числа 43 по Роквеллу для большей жесткости. Заостренные лопасти легче режут ил и обеспечивают толкающее усилие неизменной величины.
Посадочная резьба этого винта не изменялась, так что его можно поставить и на любой другой болотный мотор. Натурные испытания винта «Стамп-Джампер» подтвердили, что с ним лодка выходит на глиссирование быстрее и может совершать более крутые повороты с меньшим рулевым усилием.
Младший брат «Стамп-Джампер Джуниор»
Специалисты компании «Биллс Инжиниринг» создали новый двигатель, рассчитанный на мощность мотора мощностью от 4 до 6,5 л.с. и предназначенный для самых маленьких лодок.
Новый болотоход «Стамп-Джампер Джуниор» может работать с моторными головками производства «Текумсе», «Хонда» или «Бриггс и Страттон» мощностью 4, 5, 6 и 6,5 л.с., хотя можно и установить моторную головку и от любого другого производителя. Единственное требование - моторная головка должна иметь коленвал ¾ дюйма со стандартным посадочным гнездом.
Легкий «Стамп-Джампер Джуниор» не менее легок и в пользовании. Его можно за несколько секунд снять с лодки, благодаря быстроразъемному креплению, тогда как транцевые струбцины снимать вместе с двигателем не требуется.
У легкого «Стамп-Джампер Джуниор» и приводной вал длиной 1,5 м столь же легкий. Вес собранного двигателя не превышает 15 кг, что вместе с моторной головкой средним весом около 12 кг составит для всей двигательной установки «Стамп-Джампер Джуниор» примерно 27 кг (рассчитано на моторную головку «Текумсе» 4 л.с.). Этот легкий двигатель уже успел себя прекрасно зарекомендовать на судах с любой формой корпуса – надувных лодках, каноэ, катамаранах.
Двигатель для болот и мелководья «Стамп-Джампер Джуниор» перенял многие из своих достоинств от старшей и, безусловно, более оснащенной модели «Стамп-Джампер». Это в первую очередь:
- Прямой привод вала винта.
- Конструкция нижнего узла трения.
- Регулятор газа мотоциклетного типа.
- Аварийный выключатель со шнуром.
- Возможность установки румпеля в различных положениях.
- Гребной винт из нержавеющей стали.
- Все элементы конструкции имеют круглое сечение.
- Облегченный и повышенной жесткости приводной вал.
Работы по созданию двигателя «Стамп-Джампер Джуниор» начались в марте 2002 г. Группа новых разработок компании «Биллс Инжиниринг» подвергла конструкцию созданного двигателя всесторонним и длительным испытаниям.
Впервые двигатель был представлен публике в августе того же года на выставке в г. Ошкош (штат Висконсин). Этим мотором сразу же заинтересовался специалист охотничьего собаководства Дуг Джейнс из питомника «Доннибрук Кеннелз»: со своим приятелем он тогда же в августе собирался на охоту в Канаду. Двигатель «Стамп-Джампер Джуниор» с моторной головкой «Бриггс и Страттон» мощностью 5 л.с. толкал лодку длиной 4,2 м с двумя охотниками и собакой на борту.
Полевые испытания закончились полным успехом. Единственным лишь недостатком была признана небольшая емкость топливного бака.
По материалам stump-jumper.com
Перевод Павла Дмитриева
Перевод Павла Дмитриева