Условия были просто замечательными: полный штиль при полном отливе, вода как стекло и ни малейшего дуновения ветерка. До меня как раз дошли сведения о том, что огромный косяк рыбы проник в бухту. Подумайте сами, стал бы я упускать такую возможность, опасаясь каменистых отмелей бухты?
Я повернул ключ запуска на панели управления, поднял подвесной мотор на 20 см и пустил его с троллинговой скоростью так, чтобы и винт не слишком стучал по камням - и все это благодаря регулируемому транцу...
Я повернул ключ запуска на панели управления, поднял подвесной мотор на 20 см и пустил его с троллинговой скоростью так, чтобы и винт не слишком стучал по камням - и все это благодаря регулируемому транцу...
Условия были просто замечательными: полный штиль при полном отливе, вода как стекло и ни малейшего дуновения ветерка. До меня как раз дошли сведения о том, что огромный косяк рыбы проник в бухту. Подумайте сами, стал бы я упускать такую возможность, опасаясь каменистых отмелей бухты?
Я повернул ключ запуска на панели управления, поднял подвесной мотор на 20 см и пустил его с троллинговой скоростью так, чтобы и винт не слишком стучал по камням - и все это благодаря регулируемому транцу…
Многие любители забираться на отмели и в пересыхающие эстуарии рек уже поняли для себя, что выносной регулируемый транец - незаменимое приспособление, позволяющее проникнуть на моторной лодке к мелководным участкам водоемов, то есть как раз туда, где кормится и размножается рыба.
Вот как это приспособление работает. На транце катера крепится раздвижная рама из алюминия. К подвижной части этого выносного транца болтами крепится подвесной мотор, так что его можно поднимать и опускать в вертикальной плоскости вручную или гидравлическими домкратами (гидропатронами) с внешним питанием от насоса.
Ручные регулируемые транцы фиксируют в нужном положении гаечным ключом и болтами, так что неудобно или даже невозможно регулировать высоту мотора во время нахождения на воде. В то же время, если достаточно один раз на весь день установить высоту навески мотора, то ручной выносной транец будет и прочным и недорогим эффективным решением.
Выносные транцы с гидродомкратами, напротив, представляют собой более универсальную технологию, поскольку гидропривод позволяет менять высоту навески мотора прямо на ходу катера.
Кроме снижения сопротивления воды поднятием мотора по вертикали, выносной транец способен улучшить возможности катера и повысить экономичность плавания. Перемещение мотора дальше от корпуса лодки помещает работающий винт в струи воды, текущие незавихренными, что в ряде случаев существенно повышает управляемость лодки и увеличивает тягу винта. Чем выше дейдвуд мотора, тем меньше трение корпуса лодки о воду и, соответственно, тем выше скорость судна при тех же оборотах.
«Теоретически, каждый дюйм повышения крепления рамы выносного транца позволяет поднять мотор на дополнительные полдюйма, сохраняя при этом эффективность системы охлаждения», - говорит Марк Пелини, инженер сервисного центра «Бобс Машин Шоп» в городе Тампа (штат Флорида). – «При этом исключительно важно поддерживать необходимое давление воды в системе охлаждения мотора. Со своей стороны, я всегда рекомендую ставить датчик давления воды одновременно с любым выносным транцем. Если давление воды в поднятом моторе упадёт, то его следует немедленно опустить для предотвращения заклинивания».
Пелини продолжает свою мысль: «Чтобы найти наилучшую высоту подъёма работающего подвесного мотора, при которой будут обеспечены скорость, эффективность и экономичность плавания, следует вывести катер на глиссирование, а после этого поднять мотор на такую высоту, чтобы началась кавитация винта. Затем выносной транец следует опустить так, чтобы кавитация винта прекратилась. Это и будет желанным положением настройки».
Разумеется, даже наилучшую настройку может потребоваться изменить при изменении внешних условий. Многие владельцы катеров постоянно меняют навеску мотора в стремлении постоянно поддерживать эффективность плавания в любых условиях, на мелководье, поднимая мотор и, продлевая тем самым, время между заправками.
Если имеется доступ к креплениям подвесного мотора, то установить выносной транец не составит большого труда. Достаточно отвинтить болты крепления подвесного мотора (отключать шланги и кабели при этом не требуется) и отодвинуть его от транца катера. Раму выносного транца болтами крепят к транцу катера, после чего «родными» болтами крепят мотор к подвижной раме выносного транца. Всю работу можно выполнить за пару часов, как уверяет тот же Пресли. А можно, конечно, пригласить и специалиста...
Закончив работу можно отправляться на рыбалку, чтобы добраться туда быстрее, потратив меньше топлива и по более мелкой воде, чем обычно…
Я повернул ключ запуска на панели управления, поднял подвесной мотор на 20 см и пустил его с троллинговой скоростью так, чтобы и винт не слишком стучал по камням - и все это благодаря регулируемому транцу…
Многие любители забираться на отмели и в пересыхающие эстуарии рек уже поняли для себя, что выносной регулируемый транец - незаменимое приспособление, позволяющее проникнуть на моторной лодке к мелководным участкам водоемов, то есть как раз туда, где кормится и размножается рыба.
Вот как это приспособление работает. На транце катера крепится раздвижная рама из алюминия. К подвижной части этого выносного транца болтами крепится подвесной мотор, так что его можно поднимать и опускать в вертикальной плоскости вручную или гидравлическими домкратами (гидропатронами) с внешним питанием от насоса.
Ручные регулируемые транцы фиксируют в нужном положении гаечным ключом и болтами, так что неудобно или даже невозможно регулировать высоту мотора во время нахождения на воде. В то же время, если достаточно один раз на весь день установить высоту навески мотора, то ручной выносной транец будет и прочным и недорогим эффективным решением.
Выносные транцы с гидродомкратами, напротив, представляют собой более универсальную технологию, поскольку гидропривод позволяет менять высоту навески мотора прямо на ходу катера.
Кроме снижения сопротивления воды поднятием мотора по вертикали, выносной транец способен улучшить возможности катера и повысить экономичность плавания. Перемещение мотора дальше от корпуса лодки помещает работающий винт в струи воды, текущие незавихренными, что в ряде случаев существенно повышает управляемость лодки и увеличивает тягу винта. Чем выше дейдвуд мотора, тем меньше трение корпуса лодки о воду и, соответственно, тем выше скорость судна при тех же оборотах.
«Теоретически, каждый дюйм повышения крепления рамы выносного транца позволяет поднять мотор на дополнительные полдюйма, сохраняя при этом эффективность системы охлаждения», - говорит Марк Пелини, инженер сервисного центра «Бобс Машин Шоп» в городе Тампа (штат Флорида). – «При этом исключительно важно поддерживать необходимое давление воды в системе охлаждения мотора. Со своей стороны, я всегда рекомендую ставить датчик давления воды одновременно с любым выносным транцем. Если давление воды в поднятом моторе упадёт, то его следует немедленно опустить для предотвращения заклинивания».
Пелини продолжает свою мысль: «Чтобы найти наилучшую высоту подъёма работающего подвесного мотора, при которой будут обеспечены скорость, эффективность и экономичность плавания, следует вывести катер на глиссирование, а после этого поднять мотор на такую высоту, чтобы началась кавитация винта. Затем выносной транец следует опустить так, чтобы кавитация винта прекратилась. Это и будет желанным положением настройки».
Разумеется, даже наилучшую настройку может потребоваться изменить при изменении внешних условий. Многие владельцы катеров постоянно меняют навеску мотора в стремлении постоянно поддерживать эффективность плавания в любых условиях, на мелководье, поднимая мотор и, продлевая тем самым, время между заправками.
Если имеется доступ к креплениям подвесного мотора, то установить выносной транец не составит большого труда. Достаточно отвинтить болты крепления подвесного мотора (отключать шланги и кабели при этом не требуется) и отодвинуть его от транца катера. Раму выносного транца болтами крепят к транцу катера, после чего «родными» болтами крепят мотор к подвижной раме выносного транца. Всю работу можно выполнить за пару часов, как уверяет тот же Пресли. А можно, конечно, пригласить и специалиста...
Закончив работу можно отправляться на рыбалку, чтобы добраться туда быстрее, потратив меньше топлива и по более мелкой воде, чем обычно…
По материалам статьи Дейва Лира (Dave Lear)
Перевод Павла Дмитриева
Перевод Павла Дмитриева