На рынке присутствует множество различных присадок к топливу, большая часть которых обещает повышение возможностей мотора, экономию топлива и т.д. Существуют добавки для весьма специфических применений, в том числе растворители для очистки форсунок, стабилизаторы для сохранения качества топлива во время длительного хранения, а также присадки для смазки цилиндров и клапанов.
Есть ли польза от присадок к топливу? По мнению эксперта Карла Андерсона (Karl Anderson) ответ в значительной степени зависит от того, где присадка применяется и о какой собственно присадке идет речь...
Есть ли польза от присадок к топливу? По мнению эксперта Карла Андерсона (Karl Anderson) ответ в значительной степени зависит от того, где присадка применяется и о какой собственно присадке идет речь...
На рынке присутствует множество различных присадок к топливу, большая часть которых обещает повышение возможностей мотора, экономию топлива и т.д. Существуют добавки для весьма специфических применений, в том числе растворители для очистки форсунок, стабилизаторы для сохранения качества топлива во время длительного хранения, а также присадки для смазки цилиндров и клапанов.
Есть ли польза от присадок к топливу? По мнению эксперта Карла Андерсона (Karl Anderson) ответ в значительной степени зависит от того, где присадка применяется и о какой собственно присадке идет речь…
Что такое «присадка к топливу»?
Современные присадки к топливу способны резко повысить его октановое число, предотвращают развитие бактерий и другой органики, стабилизируют топливо при длительном хранении и т.п. Однако применять любые присадки следует с учетом рекомендация производителя мотора, иначе вместо пользы ему можно весьма существенно навредить.
Важно понимать, что топливо, полученное на заправочной станции, безотносительного того, бензин ли это или дизельное горючее, уже содержит строго определенное количество некоторых присадок, заданное для вашего региона. Значительно более важно, долго ли до того топливо хранилось, в чем и в каких условиях. Это и будет решающим аргументом для использования присадок и для выбора их конкретного их вида.
Октановое число
Подвесные и стационарные бензиновые моторы работают на обычном неэтилированном бензине с октановым числом не менее 87(американская классификация). Ряд моделей лодочных двигателей требуют лучшего бензина с октановым числом не менее 93 (американская классификация). Октановое число показывает, какое количество топлива может быть подвергнуто сжатию, прежде чем оно самопроизвольно воспламенится.
Если бензин воспламеняется от сжатия, а не от свечи, то в моторе раздаётся «стук». В двух- и в четырехтактных моторах имеется такт сжатия, когда воздушно-бензиновая смесь сжимается в цилиндре до небольшого объема, который потом поджигается искрой от свечи. Количественно сжатие в работающем цилиндре измеряется компрессией, которая и есть октановое число используемого бензина. Чем выше компрессия в высокопроизводительном моторе, тем выше октановое число бензина для этого мотора.
Чтобы разобраться с действием присадок, нужно, во-первых, признать, что любое горючее представляет собой сложное химическое соединение. Мы не будем разбираться с химией, пусть этим занимается топливный насос. Все типы топлива имеют молекулярную структуру, а присадки, растворяющиеся или правильнее распространяющиеся в структуре топлива среди составляющих его молекул, изменяют молекулярную структуру топлива так, чтобы оно полнее сгорало, воспламенялось строго при определенной компрессии, или чтобы горело лучше при заданной средней температуре и атмосферном давлении.
Наиболее распространённые и востребованные присадки предназначены для повышения стойкости топлива при длительном его хранении, средства для очистки топливной системы, а также увеличители октанового числа.
Стабилизатор топлива с функцией обезвоживания и очистки топливопровода «STA-BIL» является одной из наиболее популярных присадок. Присадка «STA-BIL» предохраняет топливо от окисления и от образования смолистых отложений, которые могут засорить топливопровод, форсунки и фильтры. «STA-BIL» может обеспечить устойчивость топлива на срок до 12 месяцев.
Эта присадка связывает воду в топливном баке, которая в противном случае могла бы скопиться на дне, вызывая ржавление. Вяжущий компонент присадки взаимодействует с молекулами воды по всей топливной системе с образованием сгораемого соединения, которое сжигается в ходе обычной работы мотора, не нанося ему вреда.
Чистящий компонент присадки «STA-BIL» выполняет функцию удаления отложений, которые со временем могли бы засорить форсунки, снижая тем самым мощность мотора и его топливную эффективность.
Присадка «Pennzoil Marine Fuel System Cleaner and Stabilizer» (Очиститель и стабилизатор для топливных судовых систем от компании «Пенцойл») также создана для предотвращения образования смолистых отложений, и ржавчины, разумеется. Позиционируя на рынке эту присадку для бензинового и дизельного топлива, компания «Пенцойл» рекомендует после введения в топливо присадки дать мотору поработать на холостых оборотах порядка 10 минут, чтобы «улучшенное» присадкой топливо распространилось по всему мотору и по топливной системе.
Другие компании, включая «Меркюри Марин», «Ямаху», «Гумо», «СТП», «Вальволин» и «3M» также предлагают средства для очистки топливной системы, которые можно купить в обычных универмагах, на автозаправочных станциях и на лодочных станциях.
Специалист по смазкам компании «Меркюри Марин» Фрэнк Келли, полагает, что средства для очистки топливной системы «полезны» для всех моторов: «Наша компания рекомендует использовать присадки торговой марки «Квиксильвер» для стабилизации топлива и связывания воды в топливном баке. Назначение присадок мы понимаем как оказание защиты против возможных проблем, в частности, возникающих при длительном хранении топлива».
Келли добавляет к сказанному, что если приходится использовать обычное горючее на высокоэффективном моторе, то можно немножко добавить увеличителя октанового числа, но в бензин выше 93-го (американская классификация) добавлять присадки для увеличения октанового числа не следует.
Применительно к дизельным моторам, применение присадок к топливу носит несколько иное и весьма существенное значение. Все присадки к дизельному топливу, присутствующие на рынке, можно разделить на 3 категории: поддержание эффективности мотора, обеспечение стабильности топлива и борьбу с загрязнениями.
Цетановое число характеризует воспламеняемость дизельного топлива, а потому часто ошибочно воспринимается как общая характеристика его качества. На самом же деле цетановое число является мерой времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его воспламенения. В общем, это время от начала воспламенения до начала горения. В типичном дизельном моторе высокоцетановое топливо начнет сгореть быстрее, чем низкоцетановое.
И еще про дизель
Качество топлива определяют по его физическим характеристикам, перечень которых для дизельного топлива установлен на территории США стандартами организации ASTM. Коксуемость (образование несгораемого углеродного остатка), зольность и массовая доля серы определяют интенсивность образования нагара в моторе.
Массовая доля серы должна быть минимально возможной, потому что сера прямо влияет на коррозию мотора. Наличие воды, содержание механических примесей и устойчивость к окислению – влияют на срок сохранения топливом своих свойств при длительном хранении.
Для безаварийной эксплуатации мотора в условиях зимы очень важны низкое значение точки помутнения топлива и низкое же значение точки закупорки фильтра. Чтобы мотор ваш был всегда обеспечен дизельным топливом высшего качества, следует соблюдать рекомендованные изготовителем мотора характеристики топлива.
Действие улучшителей характеристик мотора ощущается в различные периоды работы мотора. Например, улучшитель цетанового числа действует немедленно, в то время как растворители или смазывающие присадки обычно действуют не сразу и заметный эффект от их присутствия в топливе сказывается порой через тысячи часов работы мотора.
Присадки для увеличения цетанового числа могут снизить шумность работы мотора и делают выхлоп более чистым. Присадки для очистки форсунок применяются дл удаления смолистый отложений в форсунках, потому что если там скопится много загрязнений, может измениться форма струи топлива, впрыскиваемая в цилиндр, что нарушит конструктивные параметры создаваемой топливовоздушной смеси, повышая расход топлива и увеличивая количество выхлопных газов.
Смазывающие присадки применяются для компенсации пониженных смазывающих свойств современных типов топлива. Такие присадки образуют тонкую пленку на металлических поверхностях узлов мотора и обеспечивают смазку контактирующих металлических поверхностей. Присадки для подавления дыма в выхлопных газах действуют как катализаторы процесса горения, потому что дым в выхлопе - признак неполного сгорания топлива.
Стабилизаторы топлива поддерживают связи между его молекулами и предотвращают образование смолистых отложений, которые в свою очередь, в конечном счете, забьют и топливные фильтры, и форсунки. Присадки для стабилизации топлива по принципу действия: антиокислители, стабилизаторы, сенсибилизаторы активности металлов, а также антикоагулянтами.
Биоциды для уничтожения бактерий
Биоцидные присадки применяют для предотвращения размножения бактерий и других микроорганизмов, обитающих в топливе. Хотя всякая микроскопическая живность способна размножаться и в баке работающего мотора, обычно наилучшие условия для развития образуются в стоячей воде и в топливе во время продолжительного его неподвижного хранения.
Повышение средней температуры также ускоряет рост бактерий, причем одни виды микроорганизмов требуют для развития наличия кислорода, другие растут исключительно в безвоздушной среде. Антиэмульгаторы – это вещества, разлагающие эмульсии, способны эффективно разделить топливо и воду. Ингибиторы коррозии - это составы, которые прикрепляются к металлическим поверхностям и образуют плёнку, защищающую металл от воздействия корродирующих веществ.
Еще один полезный фактор применения присадок к дизельному горючему состоит в том, что это, как правило, универсальные вещества, и каждое содержит различные полезные компоненты – очистители топливной системы, стабилизаторы и биоциды. Среди таких универсальных составов, которые я сам иногда использую или использовал, следует назвать «Fuel-Tek Cal-5» и «Биобор». Средство «Fuel-Tek Cal-5» - так называемый «нормализатор сгорания» топлива, способный решить многие проблемы работы мотора, в том числе недостаток смазки, длительное хранение или обрастание. «Биобор» уничтожает всякую живность, размножающуюся в топливе и внутри мотора, забивая фильтры и повреждая пластиковые и резиновые компоненты топливной системы, а также металлические поверхности.
На лодочных станциях и в мастерских можно найти множество иных средств, в том числе биоцид «Racor Diesel», присадки к судовым дизельным топливам «Hammonds Select 3», «Power Service Diesel Kleen & Cetane Boost» и «Pennzoil Marine Fuel System Cleaner and Stabilizer».
Инженер Гаральд Шнайдер из компании «MAN» говорит: «Официально, компания «MAN» избегает давать рекомендации своим клиентам добавлять в топливо присадки». И, тем не менее, Шнайдер не отрицает, что использование растворителей смолистых отложений неизбежно для топлива, которое подверглось длительному хранению.
Гэри Карл, технический эксперт отдела Разработки составов и фильтров в корпорации «Катерпиллер», рекомендует всем владельцам продукции этой корпорации прочесть брошюру «Рекомендации по использованию присадок к дизельным двигателям «Катерпиллер» общего назначения», где рассматриваются различные имеющиеся на рынке присадки к топливу и методы их применения.
Применительно к присадкам, составители этих «Рекомендаций» утверждают: «Компания «Катерпиллер» не рекомендует применять присадки к топливу в обычных условиях эксплуатации своих машин. В то же время «Катерпиллер» признает оправданным применение присадок к топливам в особых случаях.
Присадки к топливу следует применять с осторожностью.
Некоторые присадки не совместимы с отдельными типами топлива. Существуют присадки, дающие осадок, в результате чего загрязняется топливная система мотора. Любые осадки ухудшают работу форсунок». В итоге «Рекомендации» утверждают: «О том, какие присадки необходимы конкретному топливу, лучше всего расскажет поставщик этого топлива. Кроме того, этот же поставщик может посоветовать и правильный способ применения конкретной присадки, и необходимость такого применения. Обратите внимание: необходимость применения присадок к топливу обязан объявить поставщик данного топлива!».
Существует множество факторов, которые могут влиять на работу мотора. Присадки способны уменьшить такое вредное влияние или предотвратить его. Я слышал прекрасную аналогию: «Присадки к топливу как лекарства, которые прописывать должен врач по результатам проведенных анализов и обследований, вне зависимости от того, участковый ли это врач, механик или поставщик топлива».
Разумеется, им также следует принимать во внимание рекомендации изготовителя мотора и создателя присадки к топливу. Неправильное или неаккуратное употребление присадок может принести больше вреда, чем пользы в случае возникновения непрогнозируемых химических взаимодействий.
Есть ли польза от присадок к топливу? По мнению эксперта Карла Андерсона (Karl Anderson) ответ в значительной степени зависит от того, где присадка применяется и о какой собственно присадке идет речь…
Что такое «присадка к топливу»?
Современные присадки к топливу способны резко повысить его октановое число, предотвращают развитие бактерий и другой органики, стабилизируют топливо при длительном хранении и т.п. Однако применять любые присадки следует с учетом рекомендация производителя мотора, иначе вместо пользы ему можно весьма существенно навредить.
Важно понимать, что топливо, полученное на заправочной станции, безотносительного того, бензин ли это или дизельное горючее, уже содержит строго определенное количество некоторых присадок, заданное для вашего региона. Значительно более важно, долго ли до того топливо хранилось, в чем и в каких условиях. Это и будет решающим аргументом для использования присадок и для выбора их конкретного их вида.
Октановое число
Подвесные и стационарные бензиновые моторы работают на обычном неэтилированном бензине с октановым числом не менее 87(американская классификация). Ряд моделей лодочных двигателей требуют лучшего бензина с октановым числом не менее 93 (американская классификация). Октановое число показывает, какое количество топлива может быть подвергнуто сжатию, прежде чем оно самопроизвольно воспламенится.
Если бензин воспламеняется от сжатия, а не от свечи, то в моторе раздаётся «стук». В двух- и в четырехтактных моторах имеется такт сжатия, когда воздушно-бензиновая смесь сжимается в цилиндре до небольшого объема, который потом поджигается искрой от свечи. Количественно сжатие в работающем цилиндре измеряется компрессией, которая и есть октановое число используемого бензина. Чем выше компрессия в высокопроизводительном моторе, тем выше октановое число бензина для этого мотора.
Чтобы разобраться с действием присадок, нужно, во-первых, признать, что любое горючее представляет собой сложное химическое соединение. Мы не будем разбираться с химией, пусть этим занимается топливный насос. Все типы топлива имеют молекулярную структуру, а присадки, растворяющиеся или правильнее распространяющиеся в структуре топлива среди составляющих его молекул, изменяют молекулярную структуру топлива так, чтобы оно полнее сгорало, воспламенялось строго при определенной компрессии, или чтобы горело лучше при заданной средней температуре и атмосферном давлении.
Наиболее распространённые и востребованные присадки предназначены для повышения стойкости топлива при длительном его хранении, средства для очистки топливной системы, а также увеличители октанового числа.
Стабилизатор топлива с функцией обезвоживания и очистки топливопровода «STA-BIL» является одной из наиболее популярных присадок. Присадка «STA-BIL» предохраняет топливо от окисления и от образования смолистых отложений, которые могут засорить топливопровод, форсунки и фильтры. «STA-BIL» может обеспечить устойчивость топлива на срок до 12 месяцев.
Эта присадка связывает воду в топливном баке, которая в противном случае могла бы скопиться на дне, вызывая ржавление. Вяжущий компонент присадки взаимодействует с молекулами воды по всей топливной системе с образованием сгораемого соединения, которое сжигается в ходе обычной работы мотора, не нанося ему вреда.
Чистящий компонент присадки «STA-BIL» выполняет функцию удаления отложений, которые со временем могли бы засорить форсунки, снижая тем самым мощность мотора и его топливную эффективность.
Присадка «Pennzoil Marine Fuel System Cleaner and Stabilizer» (Очиститель и стабилизатор для топливных судовых систем от компании «Пенцойл») также создана для предотвращения образования смолистых отложений, и ржавчины, разумеется. Позиционируя на рынке эту присадку для бензинового и дизельного топлива, компания «Пенцойл» рекомендует после введения в топливо присадки дать мотору поработать на холостых оборотах порядка 10 минут, чтобы «улучшенное» присадкой топливо распространилось по всему мотору и по топливной системе.
Другие компании, включая «Меркюри Марин», «Ямаху», «Гумо», «СТП», «Вальволин» и «3M» также предлагают средства для очистки топливной системы, которые можно купить в обычных универмагах, на автозаправочных станциях и на лодочных станциях.
Специалист по смазкам компании «Меркюри Марин» Фрэнк Келли, полагает, что средства для очистки топливной системы «полезны» для всех моторов: «Наша компания рекомендует использовать присадки торговой марки «Квиксильвер» для стабилизации топлива и связывания воды в топливном баке. Назначение присадок мы понимаем как оказание защиты против возможных проблем, в частности, возникающих при длительном хранении топлива».
Келли добавляет к сказанному, что если приходится использовать обычное горючее на высокоэффективном моторе, то можно немножко добавить увеличителя октанового числа, но в бензин выше 93-го (американская классификация) добавлять присадки для увеличения октанового числа не следует.
Применительно к дизельным моторам, применение присадок к топливу носит несколько иное и весьма существенное значение. Все присадки к дизельному топливу, присутствующие на рынке, можно разделить на 3 категории: поддержание эффективности мотора, обеспечение стабильности топлива и борьбу с загрязнениями.
Цетановое число характеризует воспламеняемость дизельного топлива, а потому часто ошибочно воспринимается как общая характеристика его качества. На самом же деле цетановое число является мерой времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его воспламенения. В общем, это время от начала воспламенения до начала горения. В типичном дизельном моторе высокоцетановое топливо начнет сгореть быстрее, чем низкоцетановое.
И еще про дизель
Качество топлива определяют по его физическим характеристикам, перечень которых для дизельного топлива установлен на территории США стандартами организации ASTM. Коксуемость (образование несгораемого углеродного остатка), зольность и массовая доля серы определяют интенсивность образования нагара в моторе.
Массовая доля серы должна быть минимально возможной, потому что сера прямо влияет на коррозию мотора. Наличие воды, содержание механических примесей и устойчивость к окислению – влияют на срок сохранения топливом своих свойств при длительном хранении.
Для безаварийной эксплуатации мотора в условиях зимы очень важны низкое значение точки помутнения топлива и низкое же значение точки закупорки фильтра. Чтобы мотор ваш был всегда обеспечен дизельным топливом высшего качества, следует соблюдать рекомендованные изготовителем мотора характеристики топлива.
Действие улучшителей характеристик мотора ощущается в различные периоды работы мотора. Например, улучшитель цетанового числа действует немедленно, в то время как растворители или смазывающие присадки обычно действуют не сразу и заметный эффект от их присутствия в топливе сказывается порой через тысячи часов работы мотора.
Присадки для увеличения цетанового числа могут снизить шумность работы мотора и делают выхлоп более чистым. Присадки для очистки форсунок применяются дл удаления смолистый отложений в форсунках, потому что если там скопится много загрязнений, может измениться форма струи топлива, впрыскиваемая в цилиндр, что нарушит конструктивные параметры создаваемой топливовоздушной смеси, повышая расход топлива и увеличивая количество выхлопных газов.
Смазывающие присадки применяются для компенсации пониженных смазывающих свойств современных типов топлива. Такие присадки образуют тонкую пленку на металлических поверхностях узлов мотора и обеспечивают смазку контактирующих металлических поверхностей. Присадки для подавления дыма в выхлопных газах действуют как катализаторы процесса горения, потому что дым в выхлопе - признак неполного сгорания топлива.
Стабилизаторы топлива поддерживают связи между его молекулами и предотвращают образование смолистых отложений, которые в свою очередь, в конечном счете, забьют и топливные фильтры, и форсунки. Присадки для стабилизации топлива по принципу действия: антиокислители, стабилизаторы, сенсибилизаторы активности металлов, а также антикоагулянтами.
Биоциды для уничтожения бактерий
Биоцидные присадки применяют для предотвращения размножения бактерий и других микроорганизмов, обитающих в топливе. Хотя всякая микроскопическая живность способна размножаться и в баке работающего мотора, обычно наилучшие условия для развития образуются в стоячей воде и в топливе во время продолжительного его неподвижного хранения.
Повышение средней температуры также ускоряет рост бактерий, причем одни виды микроорганизмов требуют для развития наличия кислорода, другие растут исключительно в безвоздушной среде. Антиэмульгаторы – это вещества, разлагающие эмульсии, способны эффективно разделить топливо и воду. Ингибиторы коррозии - это составы, которые прикрепляются к металлическим поверхностям и образуют плёнку, защищающую металл от воздействия корродирующих веществ.
Еще один полезный фактор применения присадок к дизельному горючему состоит в том, что это, как правило, универсальные вещества, и каждое содержит различные полезные компоненты – очистители топливной системы, стабилизаторы и биоциды. Среди таких универсальных составов, которые я сам иногда использую или использовал, следует назвать «Fuel-Tek Cal-5» и «Биобор». Средство «Fuel-Tek Cal-5» - так называемый «нормализатор сгорания» топлива, способный решить многие проблемы работы мотора, в том числе недостаток смазки, длительное хранение или обрастание. «Биобор» уничтожает всякую живность, размножающуюся в топливе и внутри мотора, забивая фильтры и повреждая пластиковые и резиновые компоненты топливной системы, а также металлические поверхности.
На лодочных станциях и в мастерских можно найти множество иных средств, в том числе биоцид «Racor Diesel», присадки к судовым дизельным топливам «Hammonds Select 3», «Power Service Diesel Kleen & Cetane Boost» и «Pennzoil Marine Fuel System Cleaner and Stabilizer».
Инженер Гаральд Шнайдер из компании «MAN» говорит: «Официально, компания «MAN» избегает давать рекомендации своим клиентам добавлять в топливо присадки». И, тем не менее, Шнайдер не отрицает, что использование растворителей смолистых отложений неизбежно для топлива, которое подверглось длительному хранению.
Гэри Карл, технический эксперт отдела Разработки составов и фильтров в корпорации «Катерпиллер», рекомендует всем владельцам продукции этой корпорации прочесть брошюру «Рекомендации по использованию присадок к дизельным двигателям «Катерпиллер» общего назначения», где рассматриваются различные имеющиеся на рынке присадки к топливу и методы их применения.
Применительно к присадкам, составители этих «Рекомендаций» утверждают: «Компания «Катерпиллер» не рекомендует применять присадки к топливу в обычных условиях эксплуатации своих машин. В то же время «Катерпиллер» признает оправданным применение присадок к топливам в особых случаях.
Присадки к топливу следует применять с осторожностью.
Некоторые присадки не совместимы с отдельными типами топлива. Существуют присадки, дающие осадок, в результате чего загрязняется топливная система мотора. Любые осадки ухудшают работу форсунок». В итоге «Рекомендации» утверждают: «О том, какие присадки необходимы конкретному топливу, лучше всего расскажет поставщик этого топлива. Кроме того, этот же поставщик может посоветовать и правильный способ применения конкретной присадки, и необходимость такого применения. Обратите внимание: необходимость применения присадок к топливу обязан объявить поставщик данного топлива!».
Существует множество факторов, которые могут влиять на работу мотора. Присадки способны уменьшить такое вредное влияние или предотвратить его. Я слышал прекрасную аналогию: «Присадки к топливу как лекарства, которые прописывать должен врач по результатам проведенных анализов и обследований, вне зависимости от того, участковый ли это врач, механик или поставщик топлива».
Разумеется, им также следует принимать во внимание рекомендации изготовителя мотора и создателя присадки к топливу. Неправильное или неаккуратное употребление присадок может принести больше вреда, чем пользы в случае возникновения непрогнозируемых химических взаимодействий.
По материалам статьи Карла Андерсона (Karl Anderson)
Перевод Павла Дмитриева
Перевод Павла Дмитриева