Регулируя шаг винта, можно повысить скорость движения, уменьшить потребление топлива и улучшить общую управляемость лодки или катера, а в случае повреждения лопасти её можно на месте заменить. Разумеется, запасная лопасть при замене винта должна быть под руками – чудес не бывает…
Основная идея конструкторов из шведской компании Propulse AB состояла в том, что нужно построить лодочный винт регулируемого шага, причём с лопастями, которые можно было также заменять в случае повреждения, сведя на нет необходимость замены винта. Здесь термин «регулировать» не означал бы «управлять эффективностью винта», но означал возможность менять его шаг в зависимости от условий эксплуатации судна. Таким образом, спустя время и появились гребные винты ProPulse.
Четырёх лопастный лодочный винт ProPulse с возможностью замены лопастей имеет и другие достоинства. Если повреждены одна или две лопасти, то их можно просто снять. Если сломана одна лопасть, то можно снять две так, чтобы оставшиеся лопасти были расположены напротив друг друга. В итоге такой гребной винт будет сбалансирован, и можно будет на нем дойти до ближайшей гавани без опасности повреждения всего мотора из-за биений на гребном валу. Разумеется, вибрации несколько возрастут, но это все-таки лучше, чем провести остаток дней в одиночестве на воде, ожидая помощь.
Заменить винт или отрегулировать угол лопастей гребного винта невозможно, если не поднять его из воды. Любой, кому приходилось освобождать лодочный винт от лесы или рыбацких сетей, знает, что ни винт, ни инструмент не обладают даже минимальной плавучестью, так что неизбежно утонут.
Гребной винт регулируемого шага ProPulse выполнен из современных композитных пластиков, которые на деле представляет собой нейлон, упрочнённый стекловолокном. Такой материал широко используется в автомобильной и аэрокосмической промышленности. Он приблизительно на 40% легче, чем алюминий. В то же время, выдерживаемые таким материалом нагрузки несколько больше и составляют 4,5KN против 3KN для большинства алюминиевых сплавов. Такой лодочный винт имеет четыре лопасти, угол установки которых может быть изменён таким образом, чтобы увеличить шаг от 12 до 16 дюймов.
Таким образом, при увеличении загрузки лодки шаг гребного винта ProPulse можно отрегулировать для облегчения выхода на глиссирование. Возможность регулирования шага лодочного винта также может быть важна, например, на рыбалке, когда нужна скорость троллинга меньше той, что выдаёт обычный гребной винт.
Финские эксперты провели тест винта регулируемого шага ProPulse на лодке «Buster L» с 50-сильным четырёхтактным подвесным «Эвинрудом». Сравнение проводилось с обычным алюминиевым гребным винтом с шагом 14 дюймов. Хотя погодные условия и сила ветра слегка менялись в ходе испытаний, разница в потреблении топлива и скорости хода была достаточно существенной и, по мнению участников тестов, фиксировалась чётко.
С обычным винтом лодка развила максимальную скорость в 30 узлов при рекомендованных для этого мотора максимальных оборотах 6000 об./мин. Почти аналогичные результаты были получены и с винтом регулируемого шага ProPulse, шаг которого был также установлен на 14 дюймов. Замеренная разница составила всего 0,3 узла, т.е. около 1%. Во время движения эта разница становится несущественной и скрадывается сменой погодных условий. При меньших оборотах были получены такие же результаты.
Потребление топлива не изменилось в пределах точности измерений, да и поводов измениться не было. Гребной винт регулируемого шага ProPulse прекрасно прошёл первое испытание. При этом по своим рабочим характеристикам он не отличался ни в лучшую, ни в худшую сторону от стандартного алюминиевого винта. На ходу существенной разницы также не было замечено. Во время движения задним ходом и торможения этот лодочный винт показал весьма неплохие характеристики. Хотя в целом ощущение было таким, что на ходу новый винт лучше обычного.
Когда эксперты уменьшили шаг гребного винта ProPulse до 12 дюймов, то стали проявляться отчётливые различия. Мотор хорошо держал обороты, и звук его работы стал ровным и «певучим», причём даже при превышении оптимального значения на 600 об./мин. Обороты, требуемые для выхода на глиссирование, возросли примерно на 500 об./мин., скорость холостого хода упала на 0,3 узла или на 15%. Максимальная скорость снизилась на 2,5 узла. Как оказалось, этот винт способен даже тяжело гружёной лодке придать ровный и быстрый ход.
Вполне ожидаемые результаты были получены, когда лопасти гребного винта регулируемого шага ProPulse были выставлены на значение максимального шага 16 дюймов. Что удивило, так это сохранение максимальной скорости на уровне, соответствующем шагу 14 дюймов, однако максимальные обороты при этом упали примерно на 500 об./мин.
Средние обороты лодочного мотора также уменьшилась примерно на 500 об./мин. Это значит, что ход лодки стал более экономичным. Хотя эксперты разгоняли лодку до 22,8 узлов с обычным гребным винтом при потреблении топлива в 0,5 л на морскую милю, с винтом «ProPulse» при шаге 16 дюймов была достигнута скорость в 23,9 узла при потреблении топлива 0,48 л на морскую милю. Подобные же результаты были получены и на других скоростях. Можно отметить, что преимущество новой технологии все-таки невелико, но если принимать во внимание стоимость топлива, то ощутимо.
О чем нужно помнить?
Гребные винты регулируемого шага ProPulse сегодня доступны для практически любых подвесных и стационарных лодочных моторов с кормовыми приводами мощностью от 20 до 300 л.с. Однако для мощностей двигателей в 10-15 сил винтов ProPulse -нет вообще, а для моделей в 20-30 сил их предлагается производителем все-таки не так много.
Для замены лопастей винта с регулируемым шагом необходимо снять их в мастерской или в спокойном месте на берегу. Регулировка положения лопасти не займёт много времени. Для этого осевую гайку следует ослабить на пару оборотов, что высвободит узлы гребного винта. Даже новичок сменит повреждённую лопасть за пятнадцать минут.
Суждение о правильности приобретения гребного винта регулируемого шага ProPulse требует определённости. Поэтому, если Вам требуется часто выравнивать неравномерно загруженную лодку, то покупка вряд ли будет оправдана. Если же Вам приходится ходить по каменистым отмелям, где винты имеют свойство часто ломаются, то винты со сменными лопастями ProPulse станут идеальным решением.
В других обычных условиях эксплуатации винт ProPulse ничем не отличается от обычного гребного винта.
Ниже, приведены результаты сравнительных замеров скорости, полученные финскими экспертами:
Обороты | ProPulse 12 дюймов | ProPulse 14 дюймов | ProPulse 16 дюймов | Обычный винт 14 дюймов |
750 | 1,7 | 1,9 | 2,2 | 2,0 |
1000 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,8 |
1500 | 3,2 | 3,6 | 4,0 | 3,7 |
2000 | 4,2 | 4,8 | 5,0 | 4,8 |
2500 | 5,2 | 5,5 | 5,6 | 5,6 |
3000 | 5,8 | 6,0 | 6,5 | 6,0 |
3500 | 6,3 | 7,8 | 14,2 | 7,8 |
4000 | 8,7 | 15,8 | 19,4 | 15,7 |
4500 | 16,8 | 20,1 | 23,9 | 19,6 |
5000 | 20,3 | 22,6 | 26,3 | 22,8 |
5500 | 21,9 | 25,4 |
29,9
|
25,2 |
6000 | 24,7 | 29,7 | 30,0 | |
6500 | 27,5 |
Замеры были выполнены на лодке, нагруженной двумя людьми и измерительным оборудованием общим весом около 200 кг.
Результаты сравнительных испытаний (винты 14 дюймов)
Обороты | Скорость, узлы | Расход топлива, л/час | ||
ProPulse | Обычный | ProPulse | Обычный | |
750 | 1,9 | 2,0 | 0,6 | 0,5 |
1000 | 2,5 | 2,8 | 0,5 | 0,7 |
1500 | 3,6 | 3,7 | 1,3 | 1,4 |
2000 | 4,8 | 4,8 | 1,9 | 2,1 |
2500 | 5,5 | 5,6 | 3,0 | 3,0 |
3000 | 6,0 | 6,0 | 4,4 | 5,3 |
3500 | 7,8 | 7,8 | 7,2 | 7,4 |
4000 | 15,8 | 15,7 | 8,4 | 7,9 |
4500 | 20,1 | 19,6 | 10,2 | 9,5 |
5000 | 22,6 | 22,8 | 12,2, | 11,6 |
5500 | 25,4 | 25,2 | 13,7 | 13,4 |
6000 | 29,7 | 30,0 | 17,6 | 18,2 |
Замеры выполнены на лодке, нагруженной двумя людьми и измерительным оборудованием общим весом около 200 кг. Представленные результаты получены на указанной комбинации лодки и мотора. На других лодках с другими моторами результаты могут быть иными, причём как лучше, так и хуже.
В тесте принимали участие эксперты финского журнала Kippari: Веся Леппя (Vesa Leppa), Юха Виртанен (Juha Virtanen) и др.
Вопросы эксплуатации:
Из какого материала сделан винт регулируемого шага ProPulse?
Это высокопрочный композитный полимер, из которого делают также силовые элементы гоночных автомобилей. Более того, из таких же композитных полимеров изготавливают моторные головки некоторых двигателей. Такой материал приблизительно на 40% легче, чем алюминий. В то же время, выдерживаемые им нагрузки несколько больше – 4,5KN против 3KN для большинства алюминиевых сплавов.
Так как гребной винт ProPulse на 40% легче алюминиевого винта такого же размера, его использование уменьшает нагрузку на трансмиссию и редуктор двигателя, продлевая срок его службы.
В отличие от лодочных винтов, изготовленных из алюминия, материал винтов с изменяемым шагом ProPulse не чувствителен к коррозии или к кавитации. Покрытие его даже спустя долгие годы эксплуатации будет выглядеть как новое.
Как можно оценить качество изготовления по сравнению с другими винтами?
Конструкция гребного винта ProPulse создана с помощью новейших методов гидродинамических исследований. Максимальную точность обводов изделия обеспечило применение технологии трёхмерного автоматизированного проектирования.
Огромное внимание уделяется конструкторами испытаниям изделия на прочность и эффективность. Лодочные винты ProPulse – настоящие шведские изделия, качество которых тщательно контролируется, что подчёркивает трёхлетняя гарантия работоспособности втулки.
Какая польза в винтах регулируемого (изменяемого) шага?
Шаг гребного винта ProPulse можно изменить самостоятельно с учётом потребностей конкретного режима работы лодочного мотора (например, для буксировки воднолыжника, для перевозки лёгких или, напротив, тяжёлых грузов). Установка рационального шага лодочного винта снизит потребление топлива, одновременно увеличивая скорость движения и прочие характеристики.
Сколько ступеней изменения шага можно задать винту?
Модели 4901 и 4902: 5 ступеней шага от 12 до 16 дюймов.
Модели 6901 и 6902: 5 ступеней шага от 12 до 16 дюймов.
Модели 8901 и 8902: 5 ступеней шага от 16 до 20 дюймов.
Модели 9901 и 9902: 7 ступеней шага от 15 до 21 дюйма.
Как правильно определить нужный шаг винта?
На полной мощности лодочный мотор должен работать на указанных изготовителем оборотах (см. «Руководство пользователя» к своему мотору). Не следует заставлять мотор работать на оборотах выше или ниже рекомендованного диапазона. Если максимальные обороты слишком велики или слишком малы, то следует отрегулировать шаг гребного винта:
• Чтобы увеличить частоту мотора на 200 об./мин. следует уменьшить шаг на одну ступень.
• Чтобы уменьшить частоту мотора на 200 об./мин. следует увеличить шаг на одну ступень.
Как можно изменить шаг гребного винта Pro Pulse?
Нужно ослабить болты примерно на 4 оборота, так что крепёжное кольцо можно будет приподнять примерно на 2 мм. Выбранный шаг можно установить поворотом двух противостоящих лопастей, контролируя при этом размер шага. Для фиксации шага гребного винта следует затянуть болты в обратном направлении.
На всех винтах три лопасти, почему на ProPulse их четыре?
Четырёх лопастный лодочный винт легче сбалансировать и направлять его движение в воде. У него меньше скольжение, он плавней в работе, с ним лодка имеет хорошую динамику и точнее проходит повороты, да и вообще легче управляется, а также быстрее выходит на глиссирование на меньших оборотах.
Какая польза в сменных лопастях?
Если лодочный винт ProPulse повреждён, то нет необходимости в замене винта. Сменить лопасти на запасные можно очень легко и безотлагательно, если они имеются на борту. Это дешевле, чем ремонтировать или приобретать новый винт целиком. Кроме того, это будет качественнее, чем винт после ремонта.
Если повреждены две лопасти, то их можно просто снять. Если сломана одна лопасть, можно снять две так, чтобы оставшиеся лопасти были расположены напротив друг друга. В итоге гребной винт будет сбалансирован и можно будет на нем дойти до ближайшей гавани без опасности повреждения всего мотора из-за биений на гребном валу. Разумеется, вибрации несколько возрастут, но это все-таки лучше, чем провести остаток дней в одиночестве, ожидая помощь.
А если судно налетит на мель, и полетят все четыре лопасти?
Конструкция лопастей гребного винта регулируемого шага ProPulse такова, что они обламываются, если лодка вылетит всем корпусом на мель. Это сделано для того, чтобы защитить мотор и трансмиссию от повреждений (обычно обламываются одна или две лопасти). Если то же самое случится с алюминиевым винтом, сломаются все три лопасти, да и втулка не уцелеет.
Есть ли разница в размерах между 3-х и 4-лопастными гребными винтами?
В общем случае, меняя 3-лопастной лодочный винт на 4-лопастной, шаг гребного винта следует уменьшать на 1 дюйм. Например, 3-лопастной винт с шагом 17 дюймов заменять следует 4-лопастным винтом с шагом 16 дюймов.
В каких странах продаются лодочные винты ProPulse?
Дилеры компании работают, как правило, в странах, где существуют водоёмы, в которых велика вероятность повреждения винта или редуктора лодочного мотора, поэтому широкую популярность получили эти винты среди водномоторников Скандинавии и Австралии.
В 2008 году всю линейку продукции компании Pro Pulse стал предлагать дистрибутор в США, компания Ocean Marketing, находящаяся в г. Брэнфорд (Branford), штат Коннектикут. Начиная с 2009 года компания Badger является авторизованным дистрибутором производителя Propulse AB на территории России.
Как осуществляется регулирование шага лопастей гребного винта ProPulse?
1) Торцевым ключом ослабить болты (поз. 7) примерно на 4 оборота;
2) Приподнять кольцо (поз. 4), чтобы развести кольцо и тыльную часть втулки (поз. 3) примерно на 2 мм так, чтобы вывести из зацепления зубцы;
3) Установить желаемый шаг по градуированной шкале (поз. 10). Сделать это легче всего, если гребной винт будет расположен кольцом вверх. Затем захватить две противостоящих лопасти и повернуть их для достижения требуемого шага.
Среднее положение соответствует шагу, выбитому на хвостовике лопасти. Шаг увеличивается при смещении на единичную риску положительной части шкалы и уменьшается при смещении на единичную риску минусовой части шкалы.
Следует иметь в виду, что лопасти следует поворачивать синхронно.
4) Нажать кольцо вниз так, чтобы зубцы вошли в зацепление в рейке;
5) Затянуть болты в обратном порядке туго, но не прикладывая при этом излишнего усилия. Никогда не следует надевать удлинитель на торцевой ключ.
Как осуществляется замена лопастей гребного винта ProPulse?
1) Вывинтить и снять все четыре болта (поз. 7) с винта;
2) Снять кольцо (поз. 4) и тыльную часть втулки (поз. 3), чтобы высвободить лопасти, после чего извлечь и заменить повреждённую лопасть;
3) Собрать тыльную часть втулки (поз. 3) и кольцо (поз. 4);
4) Установить лопасти в пазах. Кулачки лопастей должны войти в пазы кольца. Не следует прикладывать излишнюю силу;
5) Совместить посадочное кольцо (поз. 1) и переднюю часть втулки (поз. 2);
6) Завести болты в отверстия и затянуть их так, чтобы осталось примерно 4 оборота;
7) Установить шаг, как описано в «Регулировке шага винта»;
8) Затянуть болты туго, но без излишнего усилия.
Таким образом, всего за несколько минут, владелец судна может изменить ходовые характеристики своей лодки, адаптируя её для любых условий эксплуатации (буксировки воднолыжников, перевозки лёгких и тяжёлых грузов, и т.д.). Регулируя шаг гребного винта, он также может повысить скорость движения, уменьшить потребление топлива и улучшить общую управляемость лодки.
По материалам сайта производителя
Перевод Павла Дмитриева