Картплоттер на видном месте, на капитанском мостике может обеспечить наилучшую навигацию. Такой способ установки сейчас стал популярен на среднего размера прогулочных яхтах, но одновременно больше интереса к навигационным приборам стали проявлять и похитители.
Когда яхта без присмотра, лучше всего снять картплоттер и от греха подальше убрать в рундук. Оставляя судно на длительное время, понимающий судоводитель заберет ценное устройство домой. Новые картплоттеры Interphase моделей Chart Master 169CS и 169CSi позволяют выполнять быструю установку и снятие их с рабочего места вместе с турелью, что позволяет не возиться с кабелями и разъемами.
Картплоттер Chart Master 169CS имеет внешний приемник сигналов DGPS, а у модели 169CSi приемник встроен. С обеими моделями с легкостью разберется любой, кто знаком с компьютером или подобными устройствами. |
Любой, умеющий обращаться с компьютером или подобными устройствами с их системой команд, организованной в списки (меню), с легкостью разберется с управлением 169CS. Однако чтобы в полной мере усвоить многообразие возможностей картплоттера, потребуется поработать с ним не один час, перелистывая 100-страничное руководство пользователя.
Прибор имеет восемь функциональных кнопок, поворотную кнопку управления курсором, регулятор масштаба изображения и пять программных кнопок, назначение которых в каждый конкретный момент определяется надписями на экране.
В правом нижнем углу лицевой панели картплоттера имеется прикрытый резиновой заглушкой паз (слот) для установки картриджей с электронными картами стандартов NT или NT+ от компании C-Map. Правее паза для картриджей расположено небольшое гнездо порта USB, в настоящее время не нужное, но которое обещает стать полезным в недалеком будущем.
Полноценное тестирование картплоттера было проведено на Западном побережье США, где 169CS с внешним приемником спутниковых сигналов DGPS через две минуты после включения выдал на экран трехмерное изображение прибрежных районов Флориды. Свое положение в пространстве с помощью спутников GPS он определил еще быстрее.
Изображение на цветном плоском экране картплоттеров с размером 18 см с разрешением 480х234 точки хорошо различимо под прямыми солнечными лучами, а регулировка наклона экрана в горизонтальной и вертикальной плоскостях позволит избавиться от бликов.
Цвета на экране были яркими, а сами изображения – достаточно подробными. Я проверил видимость экрана, надев поляризационные очки, и нашел ее удовлетворительной. Позднее подтвердилось, что подсветка экрана и клавиатуры позволяет уверенно работать с прибором в темное время суток.
Возможно, что это не так для экранов, установленных на больших кораблях, но большинство экранов картплоттеров показывают участки, значительно меньшие, чем видны на бумажных картах. Следовательно, сравнительно небольшие размеры картплоттеров предъявляют ряд условий изготовителям: пользователь должен иметь возможность быстрого увеличения или уменьшения видимой области, видимая область должна плавно перемещаться по карте, а изображение должно быстро обновляться.
Возможности картплоттера 169CS к масштабированию изображения соответствовали перечисленным требованиям, причем неоднократное изменение размеров изображения на экране выполняется достаточно быстро. Перемещение просматриваемой области по карте также не вызывает нареканий.
Процедура очистки изображения на экране от вторичной информации в картплоттере 169CS упрощена до четырех настроек в специальном меню: 'все', 'основные', 'рыбалка' и 'минимум'. Кроме того, есть возможность управления отображением каждой отдельной информационной панели для объектов на электронных картах C-Map NT+.
Управляющая программа картплоттера автоматически располагает надписи на экране так, чтобы они не накладывались друг на друга в непосредственной близости к судну. Прибор способен сохранять до 500 опорных точек или меток, причем каждой можно задать 6-значное название и символ, координаты и цвет. До 25 маршрутов, каждый состоящий из до 50 точек, могут быть созданы из точек, записанных в памяти, и сохранены.
12 контактов картплоттера Chart Master 169CS состоят не из обычных штырьков и дырочек, а из золоченых полосок (слева). Резиновая шторка (справа) защищает их при извлечении прибора из креплений. |
В картплоттерах 169CS и 169CSi реализовано элегантное решение этой проблемы. Каждый из 12 электрических контактов встроен в общую пластиковую панель, что автоматически обеспечивает необходимый контакт с плоттером при установке его на турель крепления. Все контакты позолочены для предотвращения коррозии, и 'зачищаются' при каждой установке и извлечении картплоттера в рабочее положение. Коррозии не подвергаются ни разъемы, ни контакты. После извлечения картплоттера гнездо контактов на турели закрывается складной резиновой шторкой.
Изготовитель предоставляет монтажную конструкцию и необходимый крепеж для установки картплоттера на приборной панели судна. При таком способе установки верхняя часть крепежной рамы отделяется от подошвы. Наиболее подходит для такого способа установки картплоттер 169CS, с его внешней антенной.
Приемник, который я использовал с 169CS, устанавливается на стандартную трубу с 14 витками дюймовой резьбы или, если удалена подошва монтажной рамы, на любую плоскую поверхность.
Система установки с простыми и надежными контактами позволяет использовать картплоттеры Chart Master 169CS на любом судне, или даже дома при заблаговременном планировании путешествия. Для этой цели можно приобрести дополнительную монтажную турель. 12 Вольт питания на прибор можно подать от любого выпрямителя, которые для домашних целей найти совсем не трудно в розничной продаже.
По материалам одноименной статьи Чака Хазика.
Перевод Павла Дмитриева.
Перевод Павла Дмитриева.