Моя прошлая статья была посвящена сравнительному анализу картографических возможностей наладонников Pocket PC. Прошло более трех месяцев моей постоянной эксплуатации навигатора на базе КПК Asus A 632. За это время с ним пройдено уже свыше семи тысяч километров от Карелии до Азова. Теперь я могу поделиться своими впечатлениями.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КПК просто поразительна!
Это и органайзер, и диктофон, и записная книжка, и мобильный офис. Могу сказать, что сновная часть этой статьи, кстати, набрана на КПК. Pocket PC – это также и центр развлечений (игры, плеер, видеопроигрыватель, чтение книг и т.д.), и собственно, GPS навигатор.
И все это - всегда у вас под рукой!
МНОГОЗАДАЧНОСТЬ
В ваш прибор может быть загружено несколько GPS программ. Выбрать можно на любой вкус. Причем они могут работать даже ОДНОВРЕМЕННО!
За это время мне удалось немного поработать со следующими Gis системами: GARMIN QUE, OZI EXPLORER, TOMTOM NAVIGATOR, GISRUSSA, DKART CITY GUIDE и DESTINATOR 6. Не буду подробно описывать все их возможности. Попробую лишь кратко охарактеризовать эти продукты. Все программы достаточно неплохо выполняют навигационные функции и в той или иной мере могут друг друга заменить. Причем мои основные предпочтения отданы не столько возможностям программ, сколько качеству картографической основы.
Все тестируемые программы, кроме OZI работают с векторными картами. Кроме лучшей читаемости и масштабируемости карт, это дает возможность адресного поиска и автоматической прокладки маршрута (естественно, карта должна поддерживать такую возможность).
Но, у gissrussa пока функции автопрокладки работают только в бета версии и реализованы еще не полностью. Движение по маршруту может сопровождаться голосовыми подсказками и даже на русском языке. Однако каждая программа работает только со своим собственным векторным форматом и достаточно серьезно отличается информационным наполнением карт.
Пока найти другие карты для каждой из них не представляется возможным.
Ozi Explorer, несмотря на то, что работает только со сканированными картами, имеет неоспоримое достоинство - для нее легко найти уже привязанные растровые карты практически для любой территории, да и самостоятельно отсканировать и привязать карту не представляет особой сложности.
Даже если есть хорошие векторные карты для вашего КПК - Ozi на нем непременно должен стоять.
Главным недостатком Ozi является размер растровых файлов. Например, Питер хорошего качества в формате Ozi занимает более 16 Мб, в формате Garmin или GisRussa размер файла менее 1 Мб. Размер же всей Ленобласти для Ozi - более 70 Мб!
Карта, которая мне досталась с Destinator-ом, имеет подробное покрытие только Питера и Москвы, а также трассу Москва-Санкт-Петербург.
Что касается интерфейса и удобства работы, то мне гораздо больше понравился Destinator. Кроме того, карта Питера на нем прорисована гораздо качественнее. Не в плане дорог и улиц. Например, контуры Невы, да и других рек и каналов, на карте дают визуальную ориентацию, облегчающую определение своего местоположения. ТомТому этого не хватает. Также, карта Destinator-а гораздо лучше привязана и точнее учитывает дорожные знаки.
Но если брать загородную дорожную сеть, то здесь выигрывает ТомТом. Покрытие у него значительно лучше. Хотя из-за плохой привязки (150-300 м), можно пропустить нужный поворот. Что и произошло у меня несколько раз с ТомТомом. Когда я проезжал транзитом Москву, въехав на МКАД, доверился навигатору, и не очень-то рассматривая указатели, пропустил нужный съезд. В итоге он же меня вывел обратно, но немного времени потерял.
Кроме этого, меню Destinator-а русифицировано.
Для Европы же у ТомТома карты значительно лучше и, по мнению многих европейских пользователей, эта программа ничем не уступает Destinator-у.
В интернете появилась информация о новых картах ТомТом для России. По непроверенным данным, производителем новых карт является, также как и для Destinator-а, компания TeleAtlas. То есть информационное наполнение и точность карт должна быть одинаковой.
Для Garmin существуют карты, вышедшие под названием "Дороги России", для 12-ти областей. Эти карты не имеют автопрокладки, но для автомобилистов будут весьма полезны.
Кроме этого, есть хорошие морские карты BlueChart (Онежского и Ладожского озер, рек Свирь и Нева, Финского залива, Азовского, Черного и Каспийского морей, Волжских водохранилищ от Чебоксар до Волгограда). Но, все же, на надувной моторной лодке я предпочитаю использовать обычный GPS навигатор из-за отсутствия брызгозащиты у КПК.
Выше для Que были перечислены только лицензионные карты.
Также существуют нелицензионные карты как платные, так и бесплатные, которые можно найти в интернете или у продавцов Гармин.
Несмотря на то, что эта программа в настоящий момент еще находится в стадии тестирования и доработки производителем, она заслуживает отдельного внимания. Эта программа работает, как со своим собственным форматом карт, так и поддерживает формат Garmin. С недавнего времени появилась возможность загрузки карт с автопрокладкой маршрута TeleAtlas для Москвы и Питера.
Проект НАРИСУЙ КАРТУ многим пользователям интересен, но карты, которые можно найти в интернете в настоящее время оставляют желать лучшего. Интеграция с TeleAtlas была значительным и весьма дальновидным шагом. Однако отсутствие у меня карты Телеатласа не позволяет сделать объективных выводов о ее качестве.
Кроме того, с недавних пор стали общедоступны «трения» авторов программы GisRussa с работодателями. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время мы увидим еще один новый GIS проект от разработчиков Gisrussa.
От себя хочу пожелать благополучного разрешения конфликта и дальнейшего развития проекту.
City Guide существует в двух абсолютно идентичных версиях для PC и КПК. В настоящее время регистрация PC версии бесплатна! Программа имеет возможность прокладывать маршрут по Питеру, Ленобласти и Эстонии. Но самое главное - это реально действующий и развивающийся проект «Пробкам – НЕТ!»
Для полноценной оценки программы также пришлось купить новый мобильник с поддержкой Bluetooth. Теперь мой КПК имеет выход в интернет для загрузки обновлений дорожной обстановки и информации о текущих пробках Санкт-Петербурга. Привязка карты и автопрокладка по городу не вызвала никаких нареканий. Субъективно она даже лучше чем у Дестинатора. Учитываются не только дорожные знаки, но и текущие ремонтные работы. Причем, дорожная обстановка регулярно обновляется.
Программа имеет еще одну интересную функцию, которая отсутствует у конкурентов. Пользователь может самостоятельно редактировать карту, расставляя запрещающие повороты и указывая одностороннее движение.
Можно настроить загрузку обновлений с сервера и система, учитывая пробки на дорогах, автоматически пересчитает маршрут для объезда заторов. Такая же функция есть у ТомТома и Destinator-а, но для России этот сервис пока не поддерживается.
Как показала практика, информация о пробках, которую получают пользователи City Guide, может на 30-60 минут отличаться от фактической, т.к. внесение и корректировка пробок осуществляется диспетчером. Со слов представителей dKart «…информация о пробках собирается из всех возможных "открытых" источников (слово "всех" надо понимать буквально), при этом разные источники имеют разную периодичность обновления информации. К сожалению, в городе нет нормальной системы учета дорожного движения…».
В настоящее время сервис работает только по будням с 9 до 19 : 30, но в ближайшее время производители обещают увеличить время работы и штат диспетчеров.
Интерфейс программы также не идеален, но в целом, впечатления от этой программы весьма положительные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом обзоре перечислены основные картографические GIS программы, выбор которых, в первую очередь, определялся по территориальному признаку. Для всех них в настоящее время существуют карты Питера и близлежащих территорий. Кроме этого, обзор не коснулся программы PocketMap Piter от компании ТопПлан. Из-за сильных «тормозов» я так и не добился комфортной работы.
Также существуют GIS системы только для одного региона, например, московского.
Некоторые программы можно без труда использовать в других регионах, либо придется ждать выхода новых официальных карт. Если учитывать, что с каждым днем GPS приемники встраиваются все чаще и чаще в мобильные устройства (от сотовых телефонов до фотоаппаратов и даже переносных телевизионных приемников), то количество и качество карт и навигационных систем в ближайшее время должно значительно возрасти.
Автор статьи Николай Андрощук