Моя прошлая статья была посвящена сравнительному анализу картографических возможностей наладонников Pocket PC. Прошло более трех месяцев моей постоянной эксплуатации навигатора на базе КПК Asus A 632. За это время с ним пройдено уже свыше семи тысяч километров от Карелии до Азова. Теперь я могу поделиться своими впечатлениями.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КПК просто поразительна!
Это и органайзер, и диктофон, и записная книжка, и мобильный офис. Могу сказать, что сновная часть этой статьи, кстати, набрана на КПК. Pocket PC – это также и центр развлечений (игры, плеер, видеопроигрыватель, чтение книг и т.д.), и собственно, GPS навигатор.
И все это - всегда у вас под рукой!
МНОГОЗАДАЧНОСТЬ
В ваш прибор может быть загружено несколько GPS программ. Выбрать можно на любой вкус. Причем они могут работать даже ОДНОВРЕМЕННО!
За это время мне удалось немного поработать со следующими Gis системами: GARMIN QUE, OZI EXPLORER, TOMTOM NAVIGATOR, GISRUSSA, DKART CITY GUIDE и DESTINATOR 6. Не буду подробно описывать все их возможности. Попробую лишь кратко охарактеризовать эти продукты. Все программы достаточно неплохо выполняют навигационные функции и в той или иной мере могут друг друга заменить. Причем мои основные предпочтения отданы не столько возможностям программ, сколько качеству картографической основы.
Все тестируемые программы, кроме OZI работают с векторными картами. Кроме лучшей читаемости и масштабируемости карт, это дает возможность адресного поиска и автоматической прокладки маршрута (естественно, карта должна поддерживать такую возможность).
Но, у gissrussa пока функции автопрокладки работают только в бета версии и реализованы еще не полностью. Движение по маршруту может сопровождаться голосовыми подсказками и даже на русском языке. Однако каждая программа работает только со своим собственным векторным форматом и достаточно серьезно отличается информационным наполнением карт.
Пока найти другие карты для каждой из них не представляется возможным.
![]() |
Ozi Explorer, несмотря на то, что работает только со сканированными картами, имеет неоспоримое достоинство - для нее легко найти уже привязанные растровые карты практически для любой территории, да и самостоятельно отсканировать и привязать карту не представляет особой сложности.
Даже если есть хорошие векторные карты для вашего КПК - Ozi на нем непременно должен стоять.
Главным недостатком Ozi является размер растровых файлов. Например, Питер хорошего качества в формате Ozi занимает более 16 Мб, в формате Garmin или GisRussa размер файла менее 1 Мб. Размер же всей Ленобласти для Ozi - более 70 Мб!
![]() |
Карта, которая мне досталась с Destinator-ом, имеет подробное покрытие только Питера и Москвы, а также трассу Москва-Санкт-Петербург.
Что касается интерфейса и удобства работы, то мне гораздо больше понравился Destinator. Кроме того, карта Питера на нем прорисована гораздо качественнее. Не в плане дорог и улиц. Например, контуры Невы, да и других рек и каналов, на карте дают визуальную ориентацию, облегчающую определение своего местоположения. ТомТому этого не хватает. Также, карта Destinator-а гораздо лучше привязана и точнее учитывает дорожные знаки.
![]() |
Но если брать загородную дорожную сеть, то здесь выигрывает ТомТом. Покрытие у него значительно лучше. Хотя из-за плохой привязки (150-300 м), можно пропустить нужный поворот. Что и произошло у меня несколько раз с ТомТомом. Когда я проезжал транзитом Москву, въехав на МКАД, доверился навигатору, и не очень-то рассматривая указатели, пропустил нужный съезд. В итоге он же меня вывел обратно, но немного времени потерял.
Кроме этого, меню Destinator-а русифицировано.
Для Европы же у ТомТома карты значительно лучше и, по мнению многих европейских пользователей, эта программа ничем не уступает Destinator-у.
В интернете появилась информация о новых картах ТомТом для России. По непроверенным данным, производителем новых карт является, также как и для Destinator-а, компания TeleAtlas. То есть информационное наполнение и точность карт должна быть одинаковой.
![]() |
Для Garmin существуют карты, вышедшие под названием "Дороги России", для 12-ти областей. Эти карты не имеют автопрокладки, но для автомобилистов будут весьма полезны.
Кроме этого, есть хорошие морские карты BlueChart (Онежского и Ладожского озер, рек Свирь и Нева, Финского залива, Азовского, Черного и Каспийского морей, Волжских водохранилищ от Чебоксар до Волгограда). Но, все же, на надувной моторной лодке я предпочитаю использовать обычный GPS навигатор из-за отсутствия брызгозащиты у КПК.
Выше для Que были перечислены только лицензионные карты.
Также существуют нелицензионные карты как платные, так и бесплатные, которые можно найти в интернете или у продавцов Гармин.
![]() |
Несмотря на то, что эта программа в настоящий момент еще находится в стадии тестирования и доработки производителем, она заслуживает отдельного внимания. Эта программа работает, как со своим собственным форматом карт, так и поддерживает формат Garmin. С недавнего времени появилась возможность загрузки карт с автопрокладкой маршрута TeleAtlas для Москвы и Питера.
Проект НАРИСУЙ КАРТУ многим пользователям интересен, но карты, которые можно найти в интернете в настоящее время оставляют желать лучшего. Интеграция с TeleAtlas была значительным и весьма дальновидным шагом. Однако отсутствие у меня карты Телеатласа не позволяет сделать объективных выводов о ее качестве.
Кроме того, с недавних пор стали общедоступны «трения» авторов программы GisRussa с работодателями. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время мы увидим еще один новый GIS проект от разработчиков Gisrussa.
От себя хочу пожелать благополучного разрешения конфликта и дальнейшего развития проекту.
![]() |
City Guide существует в двух абсолютно идентичных версиях для PC и КПК. В настоящее время регистрация PC версии бесплатна! Программа имеет возможность прокладывать маршрут по Питеру, Ленобласти и Эстонии. Но самое главное - это реально действующий и развивающийся проект «Пробкам – НЕТ!»
Для полноценной оценки программы также пришлось купить новый мобильник с поддержкой Bluetooth. Теперь мой КПК имеет выход в интернет для загрузки обновлений дорожной обстановки и информации о текущих пробках Санкт-Петербурга. Привязка карты и автопрокладка по городу не вызвала никаких нареканий. Субъективно она даже лучше чем у Дестинатора. Учитываются не только дорожные знаки, но и текущие ремонтные работы. Причем, дорожная обстановка регулярно обновляется.
![]() |
Программа имеет еще одну интересную функцию, которая отсутствует у конкурентов. Пользователь может самостоятельно редактировать карту, расставляя запрещающие повороты и указывая одностороннее движение.
Можно настроить загрузку обновлений с сервера и система, учитывая пробки на дорогах, автоматически пересчитает маршрут для объезда заторов. Такая же функция есть у ТомТома и Destinator-а, но для России этот сервис пока не поддерживается.
Как показала практика, информация о пробках, которую получают пользователи City Guide, может на 30-60 минут отличаться от фактической, т.к. внесение и корректировка пробок осуществляется диспетчером. Со слов представителей dKart «…информация о пробках собирается из всех возможных "открытых" источников (слово "всех" надо понимать буквально), при этом разные источники имеют разную периодичность обновления информации. К сожалению, в городе нет нормальной системы учета дорожного движения…».
В настоящее время сервис работает только по будням с 9 до 19 : 30, но в ближайшее время производители обещают увеличить время работы и штат диспетчеров.
Интерфейс программы также не идеален, но в целом, впечатления от этой программы весьма положительные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом обзоре перечислены основные картографические GIS программы, выбор которых, в первую очередь, определялся по территориальному признаку. Для всех них в настоящее время существуют карты Питера и близлежащих территорий. Кроме этого, обзор не коснулся программы PocketMap Piter от компании ТопПлан. Из-за сильных «тормозов» я так и не добился комфортной работы.
Также существуют GIS системы только для одного региона, например, московского.
Некоторые программы можно без труда использовать в других регионах, либо придется ждать выхода новых официальных карт. Если учитывать, что с каждым днем GPS приемники встраиваются все чаще и чаще в мобильные устройства (от сотовых телефонов до фотоаппаратов и даже переносных телевизионных приемников), то количество и качество карт и навигационных систем в ближайшее время должно значительно возрасти.
Автор статьи Николай Андрощук