Приход каждой весны мы встречаем с сожалением, ведь нужно последний раз заглушить мотор и поставить снегоход в угол гаража и оставить его там, в одиночестве, на все долгое лето. Кое-кто готовит его к летнему сезону, сливая топливо или добавляя в топливо стабилизатор, поднимая корпус снегохода, чтобы разгрузить амортизаторы. Однако чаще всего мы просто гоняем на нем до изнеможения, а потом мокрого бросаем … и пусть стоит, ничего с ним не сделается!..
Приход каждой весны мы встречаем с сожалением, ведь нужно последний раз заглушить мотор и поставить снегоход в угол гаража и оставить его там, в одиночестве, на все долгое лето. Кое-кто готовит его к летнему сезону, сливая топливо или добавляя в топливо стабилизатор, поднимая корпус снегохода, чтобы разгрузить амортизаторы. Однако чаще всего мы просто гоняем на нем до изнеможения, а потом мокрого бросаем … и пусть стоит, ничего с ним не сделается!..
В начале зимы, мы начинаем удивляться, почему это нужно двадцать раз дернуть шнур, прежде чем мотор тронется, и почему это во время отстоя свечи покрылись грязью, или почему приводной ремень визжит, а гусеница снегохода перестала вращаться свободно?
В общем, предлагаемое руководство поможет Вам подготовить свой снегоход к самой первой поездке, чтобы всю долгую зиму снегоход без проблем, ну или почти без проблем, радовал своего владельца уверенным ходом. Некоторые из них элементарны, а о других следует просто напомнить.
Сначала проверим легкие
Легко забыть о легких, поэтому мы начнем именно с них. Это одна из наиболее часто ошибочно и неправильно диагностируемых областей машины каналы поступления воздуха и отвода выхлопных газов. Мыши, кстати, любят в них устраивать свои гнезда, для чего стаскивают сюда все подряд, начиная от хлопчатобумажных лоскутьев до поролона.
Большинство капотов снегоходов в нижней части имеют теплоизоляцию из полиуретановой пены, так что мыши прогрызают в этой пене ходы и устраиваются там поудобнее. Если обнаружите, что изрядный кусок пены отсутствует, однако ни мышей, ни их ходов не видно, следует рассмотреть ситуацию поближе. Возможно, что пену сдирает что-то изнутри вашего снегохода. Если под капотом будут обнаружены следы присутствия мышей, то следует тщательно осмотреть все отверстия, ведущие внутрь мотора. Ведь если позволить набиваться в мотор всякому мусору, то обойтись Вам это может весьма дорого.
Если на снегоходе стоит двухтактный мотор с впрыском масла, то следует проверить уровень масла и при необходимости пополнить масляный бак. Если мотор четырехтактный, то перед самым первым выездом следует сменить масло и фильтр, после чего проверить уровень и плотность антифриза (в руководстве пользователя вашего снегохода должна быть информация о плотности антифриза).
Поищите признаки протечек вроде высохших дорожек жидкости от штуцеров и из-под уплотнений. Еще раз проверьте топливо. Если топливо было оставлено в баке без добавления стабилизатора, то рекомендуется слить его и залить в бак свежее топливо. Если же перед постановкой на хранение в бак был добавлен стабилизатор, то следует долить бак свежим горючим.
Дайте мотору поработать примерно 30 секунд, чтобы убедиться в том, что топливо свободно движется через топливный насос и карбюратор. Проверьте также и все элементы топливопровода. Они должны быть гибкими и не иметь трещин или пережимов, в местах которых и чаще всего возникают трещины и разрывы. Тщательно следует осмотреть трубки, прежде всего около штуцеров - ведь чаще всего повреждаются шланги именно в местах сопряжения с металлом.
Осмотрите свечи зажигания
На свечах не должно быть ржавчины или следов окисления. Рекомендуется в двухтактных моторах менять свечи ежегодно, а в четырехтактных моторах - соблюдать график смены свечей, рекомендуемый инструкцией. Рабочий зазор в свечах зажигания и их цвет указан в руководстве. Иногда добавив слишком много масла и получив густые клубы дыма, можно закоптить свечи. Осматривая свечи, обратите внимание на кабели свечей, на предмет возможного наличия трещин или участков износа.
Привод и сцепление
Самое легкое в этой части осмотра это приводной ремень вариатора. Новые ремни на снегоходах в последнее время значительно лучше, чем ранее, и иногда могут выдержать даже пару сезонов (в зависимости от пробега и сложности режима работы). Следует выявить признаки износа вроде заполированных граней, вырванных участков, а также трещин на верхней или нижней поверхностях ремня.
Если обнаружены любые из перечисленных признаков износа, то ремень следует выбросить и поставить на его место новый. В затруднительной ситуации его можно использовать в качестве запасного, но использовать его можно лишь как временное решение, а не как запасную часть. Использование изношенного или поврежденного приводного ремня на Вашем снегоходе может привести только к необходимости заменить не один лишь ремень, но и может создать опасные ситуации.
Устанавливая новый ремень, следует удалить с него любые масла и поскрести боковинки ремня для лучшего сцепления. Сделать это можно проще всего, опустив ремень в емкость с теплой водой с разведенным в ней средством для мытья посуды. Поскрести ремень моющей губкой с абразивным слоем и просушить, после чего установить ремень на место.
Пока ремень сохнет, можно осмотреть привод на предмет износа и трещин. Шкивы должны быть очищены от любых признаков ржавления или окисления, которые могли здесь скопиться. Осмотреть следует канавки в натяжных шкивах, и заменить их в случае необходимости.
Нужно проверить, что натяжные шкивы движутся вперед-назад свободно, и притом без биений. Ведущий - должно быть достаточно трудно потянуть, а ведомый - легче. Проверить нужно отсутствие биений на валу муфты сцепления. И еще, пока ремень снят, проверьте работоспособность гусеницы и тормозов. Когда мотор выключен, гусеница должна вращаться плавно, если ее потянуть вдоль направления движения, но при включенном тормозе проделать то же самое будет невозможно.
Во время протягивания снегоходной гусеницы заодно осмотрите ее, нет ли трещин или выкрашивания, интенсивного ржавления, сломанных грунтозацепов и поврежденных продольных ребер, слишком разбитых окон. Гусеницу следует осматривать крайне внимательно. Поврежденную гусеницу починить дорого…
Ну, а с порванной - хода вообще не будет…
Вам следует также проверить состояние рычагов и ползунов, и заменить их в случае необходимости. Осмотреть нужно цепь, звездочки и шестерни: взять цепь и потянуть, стараясь снять ее со звездочки. Если удастся стянуть цепь со звездочки больше, чем на половину высоты зуба звезды, то следует подрегулировать цепь или заменить ее. Зубья звезды должны быть полностью симметричны, и если обнаружится интенсивный износ или несимметричность зубьев шестерни, снегоход следует передать в мастерскую облуживания для определения причины такой неисправности.
Освещение и электропроводка
Следует убедиться в том, что все элементы электрической цепи - работоспособны. Если на машине имеются электронные датчики состояния, то может быть будет достаточно запустить мотор, и посмотреть, не горят ли аварийные лампочки. Если на снегоходе имеется аккумулятор, то его клеммы следует проверить на отсутствие коррозии, и очистить их при необходимости.
Проверить уровень жидкости в аккумуляторе и проверить его корпус на отсутствие трещин, после чего долить жидкость или заменить аккумулятор, если есть трещина. Проверить все ходовые огни и заменить перегоревшие лампочки.
Если на снегоходе установлены сдвоенные фары, проверить следует обе. Снегоходы новых моделей со сдвоенными фарами сделаны так, что работать должны сразу обе лампы, тем самым, обеспечивая и освещение и безопасность. Кроме того, проверьте задние фонари и убедитесь, что при нажатии ручки тормоза горят тормозные фонари.
Проверьте работоспособность включенных обогревателей ручек руля и курка газа. Понаблюдайте за работой тахометра и убедитесь в том, что он плавно меняет свои показания, а его стрелка не дрожит. Если же дрожание имеется, то это может быть признаком проблем с электропроводкой внутри мотора или повреждения оплеток.
Передняя и задняя подвеска
Штоки должны быть смазаны, что особенно важно при наличии на них штуцеров смазки. Самое лучшее снять заднюю подвеску совсем и нанести немного гидрофобной морозостойкой смазки на каждый шток. Необходимо обязательно проверить пружины и амортизаторы на работоспособность и заменить, или перебрать в случае необходимости. Если нажать на подвеску, то корпус снегохода должен возвращаться в положение покоя с небольшим сопротивлением.
Амортизаторы следует осмотреть на наличие протечек, особенно вокруг подвижного штока. Амортизаторы с биениями следует заменить. Не следует полагаться на то, что «как-нибудь» еще сезон амортизатор проходит, потому что амортизаторы выходят из строя не одни, а влекут за собой повреждение многих других узлов, что обойдется значительно дороже.
Если в подвеске имеются признаки люфтов, и если слышны скрипы и скрежет, то это может являться признаком искривления штоков или неверных настроек. Обследуйте подвеску внимательнее, особенно если в работе ее замечено что-то неправильное. Осматривая подвеску, проверьте подшипники ленивца и замените их при необходимости.
Проверьте правильность настроек рулевого управления и лыж, изношенность пластика, отсутствие трещин или наличие крепежа. Убедитесь в правильности регулировки рукоятей управления; они должны быть закреплены.
Пластмассовые детали, ветровое стекло, сиденье
В остальном, снегоход достаточно повергнуть беглому осмотру. Убедитесь в отсутствии трещин на пластиковых деталях корпуса в местах крепления или вокруг прорезей. Ветровое стекло должно быть надежно и правильно установлено и, на нем не должно быть трещин.
Сиденье должно быть надежно укреплено на туннеле, а пена в подушке сиденья должна быть сухой, потому что во время движения очень неприятно сидеть на заледеневшей. Снегозащитный фартук должен быть надежно пристегнут, и не иметь повреждений или разрывов.
Специализированные организации также могут выполнить подготовку Вашего снегохода к сезону, но при известном старании, такие работы можно провести самостоятельно. Если сделать все, как выше описано, то можно быть уверенным в том, что предстоящий зимний сезон эксплуатации снегохода не принесет Вам ничего, кроме удовольствия.
По материалам одноименной публикации Шона Зеплина (Shane Zeppelin)
Перевод Павла Дмитриева