Сцепления не может быть сколько-то оно просто должно быть! Снегоход должен цепляться за трассу, чтобы реализовать свои возможности. Следовательно, замена специализированной или универсальной гусеницы на снегоходе является обязательным условием получения от него наибольшей отдачи. В этой статье автор приводит описание основных моментов замены отходившей своё гусеницы.
Несмотря на то, что заменой и регулировкой натяжения гусениц на снегоходе, как правило, занимаются специализированные мастерские, эту работу можно выполнить самостоятельно. Замена гусеницы на большинстве моделей снегоходов Yamaha, Arctic Cat, Polaris, Lynx, Ski-Doo не является технически сложной операцией и не требует знаний квалифицированного инженера или механика, а также применения специального инструмента. Однако некоторое время на замену гусеницы снегохода все-таки придётся потратить. При этом необходимо использовать не только внимательность, но и физическую силу. Разумеется, как и в любом другом деле, дополнительная пара рук совсем не будет лишней.
Многие тюнингуют свои снегоходы различными «примочками»: сменными редукторами, гоночными выхлопными трубами оригинальной формы, головками блока цилиндров для повышения компрессии, почти невесомыми коробками глушителя. Однако все работы по тюнингу снегоходов и, как результат, вся полученная мощность двигателя будет бесполезна, если не удастся передать её на снежную опору. Поэтому, самое лучшее, что можно сделать это выбрать эффективную гусеницу для снегохода.
Снегоход это транспортное средство с тремя точками опоры: две лыжи и гусеница. От гусеницы для снегохода, в частности, в значительной мере зависят проходимость машины, её управляемость и качество движения. Подобно тому, как связаны топливная экономичность и сверхвысокие возможности гоночных автомобилей, специализированные гусеницы для снегоходов обеспечивают значительно более высокие возможности по сравнению с обычными серийными массовыми гусеницами, которые, в общем-то, неплохо себя ведут в обычных условиях на большинстве снегоходных трасс.
Сегодня на рынке можно найти огромное количество снегоходных гусениц: для езды по трассе, для дальних путешествий, для работы, охоты и рыбалки, соревнований и движения по горам. Часто можно встретить модели производства компаний Kimpex или Camoplast. Если серийная гусеница не справляется с поставленной задачей или попросту износилась, наверняка существует гусеница для снегохода, которая в точности подойдёт и к вашей машине, и к стилю вождения, и к задачам.
Выбирать новую модель гусеницы для снегохода можно по жёсткости резины, по количеству слоёв (слои гусеницы могут иметь различные свойства), по конструкции грунтозацепов и по их высоте, по шагу зацепления (некоторым нравится менять приводные звёздочки при смене условий движения), а также по размеру окон. Различия в конструкции элементов гусениц для снегоходов помогут отыскать модель с наилучшими характеристиками для конкретного снегохода или специфического стиля вождения.
Вне всякого сомнения, именно снегоходная гусеница является самым важным элементом системы безопасности снегохода. Именно от неё зависит эффективность торможения, а также способность снегохода ускоряться и маневрировать. Правильная гусеница на правильной машине в соответствующих условиях во многом определяет, получите ли Вы удовольствие от поездки. И напротив, неподходящая гусеница для снегохода на неправильно подобранной машине в несоответствующих её выбору условиях может быть просто опасна.
В рамках одной статьи достаточно сложно изложить конкретные рекомендации по выбору наиболее подходящей гусеницы для каждого снегохода и определённых условий его эксплуатации.
Покупая гусеницу, проводите ли Вы исследования рынка и надёжности производителей, консультируетесь ли с профессионалами и принимаете ли действительно взвешенное решение? Предположим, что Вы, как многие прочие владельцы снегоходов, решили заменить гусеницу на новую просто потому, что на ней грунтозацепы длиннее, чем на серийной гусенице вашего снегохода. Если более длинные грунтозацепы выбраны для того, чтобы улучшить их внедрение в снежное полотно трассы, то перед заменой гусеницы на снегоходе сначала нужно обязательно проверить, останется ли зазор между ней, приводом и туннелем. Нужно убедиться также, что выбранная гусеница подойдёт к данному снегоходу. Проверив всё указанное, стоит обратиться к продавцу гусеницы и узнать, действительно ли ваш выбор подходящий.
Рассмотрим для примера замену однослойной гусеницы для снегохода Camoplast Cobra с грунтозацепами высотой 34 мм (по каталогу компании Camoplast № 9092) на модель выпуска 2008 года Ski-Doo TNT 500SS, который вышел с завода изготовителя в комплекте с гусеницей Camoplast Ripsaw с грунтозацепами 25 мм. Высота туннеля вполне позволяет заменить на снегоходе этого типа намеченную гусеницу, так что высота грунтозацепа не проблема. Хотя серийная гусеница Ripsaw от компании Камопласт обладает хорошими эксплуатационными показателями и неплохими возможностями по мягкому снегу, эта гусеница часто теряет сцепление по насту и, по мнению многих экспертов, не способна обеспечить уверенное движение по свежему снегу.
Современное поколение серийных гусениц с грунтозацепами высотой 32 мм весьма популярно среди владельцев снегоходов, поскольку ведёт себя белее уверенно, причём как на твёрдом снегу, так и на свеже выпавшем, в чём, безусловно, превосходит большинство гусениц с грунтозацепами в 25 мм. Грунтозацепы на новой снегоходной гусенице производства Камопласт имеют высоту 34 мм, выше стал лишь палец грунтозацепа, его вогнутые гребешки-лопатки имеют высоту по-прежнему 32 мм. Установленная ранее на снегоходе MX Z TNT универсальная гусеница Camoplast Cobra с грунтозацепами высотой 34 мм показала себя очень хорошо.
Приступая к замене гусеницы на снегоходе, следует обеспечить для работы больше пространства, чтобы можно было уложить снятую подвеску снегохода и разместить рядом некоторые другие крупные узлы и детали. Ключевыми моментами всей работы по замене гусеницы на снегоходе являются: снятие приводного вала, установка новой гусеницы и обратная сборка машины.
Этап первый: снятие задней подвески снегохода
На многих снегоходах к туннелю болтами с шестигранной головкой крепится поперечная хромированная ось. На шасси типа REV XP болтами с шестигранной головкой крепится передний рычаг, а болтами под накидной ключ прикреплены задние рычаги через хомуты под туннелем. Соответственно, есть два способа снять гусеницу со снегохода.
Первый метод: для замены гусеницы снегохода под задний бампер завести упор или подъёмник, чтобы туннель приподнялся и, вместе с тем, чтобы гусеница поднялась примерно на 15 см над полом. Натяжение гусеницы снегохода можно максимально ослабить, для чего необходимо выкрутить задние продольные натяжные болты, освободив из гнезда храповой механизм. Затем выкрутить стопорные гайки натяжения гусеницы и повернуть против часовой стрелки болты на хомуте крепления штанги противовращения. Используйте для этого ключ со сменными головками. Когда оба болта будут сняты, задняя подвеска снегохода повернётся вниз, потому что будет удерживаться на креплениях переднего рычага.
Чтобы убрать заднюю подвеску снегохода, достаточно снять два задних болта с шестигранной головкой с подвески и два передних болта под накидной ключ, которыми подвеска крепится к туннелю.
Чтобы предотвратить большую ударную нагрузку на места крепления к туннелю, при замене под гусеницу и подвеску следует подставить автомобильный домкрат или подложить деревянный брусок. Снять один болт с одной стороны, и затем второй болт с другой стороны. Сняв болты и отсоединив подвеску снегохода от туннеля, можно опустить установленный ранее автомобильный домкрат или убрать деревянный брусок.
Второй метод: для замены гусеницы опрокинуть снегоход на бок и подпереть его домкратом в рулевую колонку. После этого достаточно просто удалить передний и задний болты крепления подвески. Однако при использовании этого метода туннель будет удерживать подвеску всё время и при этом будет испытывать чрезмерные нагрузки.
Этап второй: снятие внешних узлов и деталей
Чтобы снять гусеницу со снегохода, сначала нужно демонтировать приводной вал, а для снятия приводного вала необходимо снять редуктор (коробку передач). Однако непосредственный доступ к коробке передач, при замене гусеницы на снегоходе, преграждают другие узлы и детали. На шасси типа REV XP, как у многих современных снегоходов, глушитель, аккумулятор и разводка аккумулятора смонтированы поверх крышки редуктора, причём глушитель находится прямо на ней.
С помощью извлекателя пружин нужно зацепить, вытянуть и снять два пружинных зажима, которые крепят короб глушителя к его трубе. Затем зацепить и вытянуть зажим, который крепит глушитель к шасси. После этого открутить болты, прикреплённые кабелями аккумулятора к его клеммам. Далее снять ремень крепления аккумулятора и аккумулятор. Скрутить кабели в бухту, крепёж и другие детали сложить в кучку и убрать в сторону. Теперь можно приступать к редуктору снегохода.
Этап третий: снятие крышки редуктора
Извлечь пластмассовую пробку из отверстия для заливки масла в редуктор и убрать её в надёжное место для последующей обратной установки. Крышку редуктора к его корпусу крепят семь болтов. Под картер необходимо поместить чистый поддон для сбора масла и приготовить побольше ненужных тряпок, чтобы собирать то, что прольётся или может пролиться при снятии крышки редуктора.
С помощью ключа с трещоткой извлечь болты, крепящие крышку редуктора и хорошенько протереть картер от масла припасёнными заранее тряпками.
Этап четвёртый: снятие натяжного устройства цепного редуктора
После снятия крышки редуктора нужно ослабить стопорную гайку натяжного устройства цепи, после чего ослабить регулировочный болт. Когда цепь получила достаточную слабину, можно отвинтить болт, удерживающий в редукторе рычаг регулировки натяжения. Проводя все этапы по замене гусеницы на снегоходе, все снимаемые узлы и детали нужно раскладывать в чистоте и в порядке для последующей сборки механизма.
Этап пятый: снятие шестерёнок редуктора снегохода
Снять болт с шестигранной головкой и шайбой, которые крепят верхнюю шестерню на промежуточном валу. После этого пассатижами снять пружинное кольцо, удерживающее нижнюю шестерню. Сняв таким образом крепёж, сдвинуть обе шестерни и снять цепь с приводного и промежуточного вала. Снятые детали рекомендуется раскладывать по порядку и аккуратно в чистую ёмкость, чтобы позднее в обратном порядке установить их на снегоход. В заключение необходимо снять с ходового вала втулку и положить её вместе с остальными деталями.
Этап шестой: снятие крепежа дискового тормоза
Теперь необходимо перевернуть снегоход на другой бок и снять кожух ремённого привода. Затем вывинтить три винта, которые крепят кожух дискового тормоза к шасси.
Этап седьмой: снятие крепления дискового тормоза
Рекомендуется двигать тягу привода тормоза снегохода руками до тех пор, пока прорези крепления тормозного диска не совпадут с винтами крепления тормоза.
Для снятия крепления дискового тормоза используют крестовую отвёртку или торцевой ключ.
Крестовой отвёрткой или торцевым ключом выкрутить винты крепления дискового тормоза. Выкрутить болт, крепящий кожух тормозного диска к шасси снегохода и извлечь его. Пассатижами снять пружинное кольцо с приводного вала и снять с него по шлицам диск тормоза.
Этап восьмой: извлечение ведущего вала
Извлечь ведущий вал в направлении корпуса редуктора, при этом ведущий вал со стороны тормоза вывалится в туннель снегохода. В результате втулка с подшипником окажется лежать между ведущим валом и стенкой туннеля; все эти узлы и детали нужно аккуратно извлечь и сложить. Теперь для замены отслужившую своё гусеницу снегохода можно просто извлечь из туннеля.
Этап девятый: осмотр деталей тормоза снегохода
Проводя замену гусеницы на снегоходе самое время осмотреть все компоненты тормоза: суппорт, тяги и уплотнения, чтобы в них не было признаков износа или повреждений. На ведущем валу не должно быть трещин, сломанных фасок или смятых шлицев, а на ведущей звёздочке не должно быть сломанных зубьев или других повреждений. Камни или грязь, набиваясь под гусеницу снегохода, могут серьёзно повредить детали ходового устройства. Кроме того, внимательный осмотр нужен и всем деталям задней подвески. Слишком изношенные направляющие следует заменить. Вращением каждого колеса нужно проверить состояние всех подшипников.
В случае обнаружения биения или сопротивления вращению подшипника самое время произвести замену сцепления. Рекомендуется внимательно осмотреть рычаги подвески снегохода на предмет присутствия трещин, деформаций или других повреждений. Обязательно нужно осмотреть снаружи салазки подвески. Если водитель снегохода придерживается агрессивного стиля вождения, эти алюминиевые детали иногда могут трескаться. И в заключение, хотя и не в последнюю очередь по важности, когда задняя подвеска снята, нужно прокачать все штуцеры хотя бы несколькими порциями смазки.
Этап десятый: замена гусеницы на снегоходе
Завести новую гусеницу для снегохода за приводной вал и надеть гусеницу окнами на зубья приводной звёздочки или приводного колеса. После этого установить все демонтированные детали и узлы в обратном порядке.
Предназначенная для замены новая гусеница Camoplast Cobra заведена за приводной вал, и окна совмещены с зубьями зубчатых приводных колёс.
Этап одиннадцатый: установка приводного вала
Приводной вал нужно устанавливать в редуктор со стороны тормоза снегохода. Выступы на втулке с подшипниками нужно совместить с пазами на туннеле. Убедиться в том, что монтажная пластина для крепления цепного редуктора находится на месте, после чего завести другой конец приводного вала в донное отверстие в корпусе редуктора.
Приводной вал заведён в цепной редуктор.
Осуществляя замену гусеницы на снегоходе, попросите своего помощника подержать приводной вал, пока вы будете пытаться совместить вал с нижней звёздочкой, а верхнюю звёздочку с промежуточным валом, надевая одновременно гусеницу для снегохода на обе звёздочки.
Этап двенадцатый: сборка цепного редуктора
С помощью пассатижей установите на приводной вал пружинное кольцо, удерживающее нижнюю шестерню редуктора. После приводной вал уже должен быть надёжно установлен. Болтом с шестигранной головкой укрепить натяжное устройство к корпусу редуктора снегохода. Болт регулировки натяжения цепи подрегулировать так, чтобы цепь имела небольшую слабину, после чего затянуть ограничительную гайку с усилием 37 Н•м. Затяните верхний болт и шайбу поверх верхней шестерни.
После замены гусеницы на снегоходе шестерни и цепь установлены обратно в редуктор.
Этап тринадцатый: установка диска тормоза снегохода
Необходимо надвинуть диск тормоза на шлицы приводного вала и помощью пассатижей установить пружинное кольцо. Укрепить диск с тягами с помощью четырёх винтов крепления тормозного диска так, чтобы крепёжная пластина на другой стороне туннеля снегохода была надёжно зажата.
Этап четырнадцатый: установка суппорта тормоза
Надеть суппорт на диск и совместить монтажные отверстия крепления тормоза с отверстиями на шасси. Затянуть болт крепления суппорта. Установить кожух тормозного диска и закрепить его тремя винтами. Установить кожух ремённого привода.
Этап пятнадцатый: установка задней подвески снегохода
После замены гусеницы на снегоходе нужно установить подвеску в порядке, обратном описанной выше процедуре её демонтажа. Обычно проще выполнять такую процедуру, начиная с установки переднего рычага, после чего устанавливать задний рычаг. После установки задней подвески и завершения регулировки её жёсткости, нужно руками провернуть гусеницу для снегохода и убедиться, что она ни за что не цепляется, и что редуктор работает нормально.
Этап шестнадцатый: установка кожуха редуктора
С помощью торцевого ключа с храповиком необходимо затянуть шесть болтов с шестигранными головками и укрепить крышку редуктора на его корпусе. Затем заполнить его рекомендуемым редукторным маслом через верхнее заливное отверстие. Удалить пробку из сливного отверстия в донной части. Когда смазка начнёт вытекать, это значит, что редуктор полон, и пробку нужно установить на место. Затем следует установить верхнюю пробку с клапаном в верхнее отверстие корпуса редуктора снегохода.
Этап семнадцатый: установка аккумулятора и проводов
Установить крепления аккумулятора, поместить аккумулятор в крепления и затянуть ремень поверх него. После укрепления аккумулятора подключить провода к его разъёмам.
Этап восемнадцатый: установка глушителя снегохода
Разместить кожух глушителя в нужном месте и пружинным зажимом скрепить его с выхлопной трубой, после чего скрепить его с днищем шасси.
Этап девятнадцатый: завести мотор снегохода и отрегулировать гусеницу
Запустить мотор снегохода, включить сцепление и медленно провернуть гусеницу, убеждаясь, что она ни за что не цепляется. Подтянуть и выровнять гусеницу согласно рекомендациям производителя, изложенным в руководстве пользователя. На этом заканчивается процедура замены гусеницы на снегоходе.
По материалам статьи Пола Джонсона (Paul Johnson)
Перевод Павла Дмитриева