«Не все снегоходы поставляются укомплектованными гусеницами, которые оптимально соответствуют вашим конкретным потребностям и условиям эксплуатации»: это слова Эрика Вога (Erik Woog) владельца компаний Alpine Motorsport и Vohk Performance...
Эрик Вог занимается проектированием и разработкой товаров для занятий горными видами спорта, а также принимает участие в тестировании и тюнинге снегоходов сторонних производителей. Снегоходы весьма многочисленны и довольно разнообразны. Условия движения по снегу и профиль местности в разных регионах отличаются, и каждый водитель имеет свой неповторимый стиль вождения и предпочтения в движении. Правильно подобранная гусеница для снегохода сможет существенно изменить ходовые характеристики машины в лучшую сторону.
На сегодняшний день существуют три основных принципа конструирования траков, которые влияют на покупку гусеницы для снегохода. Разумеется, есть множество параметров, которые приходится учитывать владельцам сильно модернизированных снегоходов, однако мы для начала рассмотрим принципиальные отличия различных моделей гусениц.
Безусловно, при подборе подходящей гусеницы для снегохода нужно учитывать её длину. Большинство снегоходов, предназначенных для эксплуатации в горах, имеют гусеницы длиной не менее 358 см, хотя более распространены модели длиной 365, 383 и 390 см. Если планируется изменить длину гусеницы, то делать это следует сообразно условиям местности и своему стилю вождения. Например, в горной местности популярна длина 390 см, а на открытых равнинных пространствах чаще можно встретить гусеницу длиной 412 см. Плюс, более длинные модели гусениц лучше ведут себя на более мощных машинах. Нужно помнить, что увеличение длины гусеницы снегохода повышает его «плавучесть» на глубоком снегу, хотя в то же время снижает манёвренность.
Эрик Вог полагает, что для горных условий штата Колорадо наилучшая гусеница имеет длину 390 см. Гусеница длиной 412 см лучше ведёт себя на глубоком рыхлом снегу, однако при движении на лесистой местности предпочтение следует отдавать более коротким гусеницам. С гусеницей 390 см легче выполнять повороты, и у неё меньше радиус поворота в стеснённых условиях. В каждом конкретном случае нужно искать баланс между этими важнейшими параметрами, однако, как правило, все выбирают что-то немножко не то.
На фото гусеница Challenger Extreme с шагом окон 7,6 см. По мнению многих экспертов, это лучшее предложение от Camoplast, специально разработанное для глубокого снега.
На фото показана гусеница для снегохода модели Maverick от компании Камопласт. Она рассчитана на глубокий снег, хотя обладает «определёнными достоинствами» для движения по насту.
И хотя многие владельцы снегоходов уверены, что «чем больше, тем лучше», как и во всяком другом случае, такие слова расходятся с делом: излишне длинная гусеница потребляет слишком много мощности и напрасно затрудняет управление. По мнению того же Эрика Вога, «Не подлежит обсуждению всеобщая вера в то, что более длинная гусеница с более длинными грунтозацепами обеспечивает более высокое сцепление. Однако это не всегда полезно в конкретных условиях движения для данного водителя и на данной машине.
Более длинная гусеница придаст больше желанной «плавучести», однако ценой потери части управляемости, и не всегда этот компромисс будет обоснованным. Гораздо чаще появляются жалобы на то, что абсурдно длинная и широкая гусеница делала езду на снегоходе сущим мучением. Забывать об этом не следует. 412 см - это нормально. 440 см длины обеспечат совершенно другие ощущения во время маневрирования.
Ширина гусеницы для снегохода в большинстве случаев определяется возможностью установки её на снегоход без необходимости существенно вмешиваться в конструкцию; и если даже более широкую гусеницу всё-таки установить можно, она, скорее всего, никакой пользы для обеспечения эффективного движения снегохода это не принесёт. Производители снегоходов обычно учитывают параметры ширины гусеницы при проектировании управляемости своих машин, и зачастую подвеска снегохода лучше всего работает с гусеницей именно заводской ширины.
Поразительно, насколько сильно ширина гусеницы влияет на управляемость снегохода. Например, на снегоход Arctic Cat King Cat можно без проблем поставить гусеницу шириной 40 см, но это существенно изменяет управляемость этой машины. Производители снегоходов, выбирая ширину гусеницы для данного типа шасси, учитывают многое, но не стремятся поставить самую широкую гусеницу. Более узкие гусеницы значительно лучше ведут себя при движении по склонам холмов, и если водителю кажется, что при изменении ширины он не заметит изменений, то Эрик Вог уверяет, что различия будут существенными.
Кроме того, более широкие гусеницы для снегохода, как правило, оказываются заметно тяжелее. Гусеница Camoplast шириной 40 см и длиной 440 см весит около 34 кг. На вес сказывается, разумеется, наличие окон с клипсами и сама конструкция гусеницы. Изменение размера, размещения и формы окон очень сильно влияют на управляемость снегохода.
Вог утверждает, что гребешки грунтозацепов на гусенице работают подобно веслам, и потому, как и вёсла, должны передавать усилие на снег по центру движения гусеницы, для чего размещены они должны быть симметрично относительно центральной продольной линии гусеницы, что мы и наблюдаем в большинстве современных конструкций.
И, тем не менее, новые подходы в форме и расстановке грунтозацепов меняют возможности водителей снегоходов. Чего им ждать?
Горная гусеница для снегохода модели Series IV с уникальными грунтозацепами высотой 55 мм.
Два важнейших параметра, влияющих на характеристики гусеницы, - форма грунтозацепов и жёсткость резины. Мягкая резина обладает многими достоинствами: у неё лучше память, то есть упругое восстановление формы; она лучше сопротивляется повреждениям то ударов о скрытые препятствия, которые часто встречаются во время движения по горным склонам, поскольку мягкая резина скорее изогнётся, чем сотрётся; и грунтозацепы из мягкой резины на скорости «складываются». Когда они складываются, возникает сплошная опора, уплотняющая снег под машиной, благодаря чему повышается «плавучесть» и возникает подъёмная сила, выталкивающая снегоход из снега. «Плавучесть» имеет исключительное значение для движения по мягкому глубокому сухому снегу.
Тем не менее, по мнению Вога, грунтозацепы из сравнительно мягкой резины проигрывают при движении по слежавшемуся снегу. Если снегоход будет двигаться в основном по такому уплотнённому покрытию, следует отдать предпочтение гусенице из более жёсткой резины.
Разумеется, поскольку многие собравшиеся поездить по пушистому снегу могут встретить на трассе во время перегона участки уплотнённого снега, а приготовившиеся к движению по насту могут попасть на участки сухого пушистого снега, придётся также находить компромисс между жёсткостью резины и формой грунтозацепов. Грунтозацепы, установленные под обратным углом, повышают плавучесть, но теряют сцепление на твёрдом снеге.
Горная гусеница Camoplast Maverick оснащена «пальцами», то есть грунтзацепами цилиндрической формы, которые обеспечивают гусенице для рыхлого снега сцепление с твердым снегом. Есть у такой конструкции и недостатки, как считает Эрик Вог, признавая, что это великолепная дорожная гусеница, которая прекрасно работает и на глубоком сухом снеге.
Выбирая гусеницу, обязательно нужно разобраться с формой и размерами грунтозацепов и решить, что лучше: много коротких грунтозацепов или мало, но более длинных? В конструкции гусеницы для снегохода наподобие Attack 20, специально созданной для рыхлого снега и стандартно устанавливаемой на горные снегоходы компании Arctic Cat, используются лопатки грунтозацепов длиной более 18 см.
Такая конструкция трака гусеницы обеспечивает выдающиеся результаты при движении по глубокому сухому снегу, но теряет сцепление на уплотнённой накатанной трассе. Длинные лопатки грунтозацепов могут складываться, что приводит к заносу при повороте или не препятствует скольжению снегохода на склоне. Гусеница модели Series IV, которую используют на снегоходах Polaris, реализует другое решение: много лопаток шириной около 7,5 см прекрасно ведут себя в поворотах, однако совершенно бесполезны на более глубоком и рыхлом снеге.
Конструктивные и технологические решения в новых моделях должны соединить достоинства разных гусениц для снегоходов для решения единой задачи. Для этого конструкторы варьируют жёсткость резины и размеры лопаток грунтозацепов. Эрик Вог убеждён в том, что производители гусениц стремятся обрести универсальное решение, не оставляя без внимания ни единой частной ситуации на дороге.
Конструкция гусеницы для снегохода это всегда компромисс. К сожалению, производители гусениц пока что не нашли универсального решения для всех возможных условий движения. Поэтому при выборе гусеницы нужно тщательно определить наиболее предполагаемые условия своего движения, и уже для этих условий принимать решение в пользу той или иной модели гусеницы.
По материалам статьи Шерлы Сайкс (Sharla Sikes)
Перевод Павла Дмитриева.