Входя во второе десятилетие нового века, мы заглядываем под снегоход в надежде увидеть не менее серьёзные изменения в его гусенице. Когда-то гусянку на снегоход изготавливали из резины или полимерной ткани, на всю ширину или на две трети утыканную шипами. Теперь же она целиком выполняется из эластомеров. Сегодня уже никто не спорит, что выдающаяся роль в создании конструкций гусянок для современных снегоходов принадлежит компании Камопласт. Наряду с двигателями и подвеской гордостью любого производителя снегоходов являются новые технологии производства гусениц. Порой мы даже не замечаем перемен, но, отступив на шаг и оглядевшись, что происходит в любимом виде спорта, мы поражаемся колоссальным изменениям. Мы обнаружим, что созданные в 20 веке технологии вроде двухтактных моторов с воздушным охлаждением встречаются и на снегоходах выпуска 2013 года. Однако в первые полтора десятилетия 21 века мы ещё не осознали факта, что современные снегоходы стали более спортивными и более мощными, с приёмистыми моторами, поразительно работающими в комплексе с электронными компьютерными системами, с многоклапанными головками цилиндров, с регулируемыми клапанами впуска и выпуска отработавших газов, которые создают меньше сопротивления и больше полезной мощности при работе на прежние глушители.
Входя во второе десятилетие нового века, мы заглядываем под снегоход в надежде увидеть не менее серьёзные изменения в его гусенице. Когда-то гусянку на снегоход изготавливали из резины или полимерной ткани, на всю ширину или на две трети утыканную шипами. Теперь же она целиком выполняется из эластомеров. Сегодня уже никто не спорит, что выдающаяся роль в создании конструкций гусянок для современных снегоходов принадлежит компании Камопласт.
Наряду с двигателями и подвеской гордостью любого производителя снегоходов являются новые технологии производства гусениц. Порой мы даже не замечаем перемен, но, отступив на шаг и оглядевшись, что происходит в любимом виде спорта, мы поражаемся колоссальным изменениям. Мы обнаружим, что созданные в 20 веке технологии вроде двухтактных моторов с воздушным охлаждением встречаются и на снегоходах выпуска 2013 года. Однако в первые полтора десятилетия 21 века мы ещё не осознали факта, что современные снегоходы стали более спортивными и более мощными, с приёмистыми моторами, поразительно работающими в комплексе с электронными компьютерными системами, с многоклапанными головками цилиндров, с регулируемыми клапанами впуска и выпуска отработавших газов, которые создают меньше сопротивления и больше полезной мощности при работе на прежние глушители.
Поразительным образом повсеместно изменился стиль вождения снегохода: мы теперь сидим впереди, почти поверх мотора, а не как раньше позади, почти на задней оси. Современные подвески работают по всей длине машины через систему внешних рычагов, причём некоторыми можно управлять дистанционно через укреплённый на руле электронный регулятор. Мы далеко ушли от балансирного колеса в подвеске и десяти сантиметров поролона в подушке сиденья.
Современная гусянка на снегоход стала настолько совершенной, что безукоризненно ведёт себя в любых погодных и дорожных условиях
Все знают, что фанаты снегоходов Ски-Ду постоянно устраивают споры, например, с фанатами Арктик Кэт и приверженцами других снегоходных марок. Ведь, помимо защиты славного имени фирмы, сражаются фанаты и за преимущества пластиковых гусениц (как у «Ски-Ду») перед гусеницами с траками («Арктик Кэт» и многие другие). Постепенно эластомерные гусеницы получили всеобщее признание. И вот сражения вновь разгораются, но уже не за или против траков, а за лучшую конструкцию гусянки на снегоход типа Cobra, HackSaw или RipSaw. При том, что в основном это разработки все той же компании Camoplast. Именно она продолжает оснащать свои гусянки на снегоход различными шипами и зацепами для лучшего сцепления на льду или насте.
Что же дала миру снегоходов компания Камопласт?
Хотя в местном магазине, если порыться, можно найти что-нибудь абсолютно оригинальное, выбор лучших конструкций гусянок на снегоход Yamaha, Arctic Cat, Polaris, Lynx, Ski-Doo и даже на Тайгу или Буран, равно для движения по трассе или по целине, будет однозначно в пользу производителя Camoplast.
Гусянка на снегоход не должна проваливаться в мягком свежем снегу, и при этом хорошо держать машину в поворотах на льду и работать вечно
Компания Камопласт предлагает владельцам снегоходов конструкции гусениц практически для любого стиля вождения и для любых условий эксплуатации. Не имеет значения, таскает ли машина всю неделю сани для снегоходов с грузами по наезженной трассе, или наматывает километраж на туристических маршрутах, всегда можно подобрать оптимальную модель.
По мере увеличения численности людей, увлекающихся спортом, более востребованными становятся быстроходные гусянки на снегоход. Заядлым спортсменам нужна способность быстро разгоняться и проходить повороты без снижения скорости. Любителям прогулок на снегоходах нужно не только сцепление на трассе, но и увеличенная высота грунтозацепов для передвижения по целине. Тем, кто совершает дальние переходы, нужны долговечные гусянки на снегоход, которые надёжно преодолевают милю за милей. В той или другой степени все производители снегоходов выбрали каждый для себя оптимальную конструкцию гусеницы, которая наилучшим образом подходит именно для данной модели снегохода. Тем не менее, сегодняшние экстремалы не останавливаются в своих поисках наилучшей гусеницы.
Для таких сорвиголов инженеры Camoplast разработали мелкосерийные вариации в пределах крупных классов. Как заявили представители компании: «Каждый владелец снегохода может улучшить характеристики и безопасность своей машины с нашей новой гусеницей. Замена гусянки на снегоходе кратчайший и экономически наиболее эффективный способ обновить машину, сделать её более управляемой и проходимой».
Эффективные гусянки на снегоход отличаются тем, что рассчитаны на конкретные условия конкретной трассы. Ничто не сравнится с машиной, на которую решено поставить гусеницу именно для данных условий, потому что абсолютно любая универсальная гусянка на снегоход окажется в этих же условиях в проигрыше она не может быть лучшей во всех возможных ситуациях. Например, агрессивная горная гусеница с высокими шипами обеспечит лучшее сцепление и лучший разгон, равно как и лучшее торможение. Однако эти же более высокие грунтозацепы увеличат массу гусеницы и её аэродинамическое сопротивление. На высоких скоростях это незаметно, так что в быстроходности гусеницы с высоким протектором уступают место моделям с короткими грунтозацепами.
Если потребуется избегать заносов при похождении крутых поворотов, то можно присмотреться к гусянкам на снегоход, у которых на боковых поверхностях имеются дополнительные зацепы для устойчивости, однако в этом случае придётся пожертвовать возможностью пустить пыль в глаза зрителям.
Как выбрать лучшую гусянку на снегоход?
Необходимо серьёзным образом продумать, по какой местности пройдёт предстоящая поездка, как быстро необходимо двигаться, а также какой способ передвижения будет наиболее используемым. И лишь после этого менять гусеницу на снегоходе. По счастью, Камопласт предлагает огромный выбор гусениц для самых различных условий движения.
Одна из самым популярных гусениц среди знатоков снегоходных путешествий это модель RipSaw, которая имеет уникальный профиль грунтозацепов
Если у Вас появилось желание сменить штатную гусянку снегохода на что-нибудь более эффективное, можно рекомендовать две отличные модели от компании Camoplast: RipSaw и Cobra. Обе они обеспечивают прекрасные характеристики движения, притом, что конструктивно весьма различны.
Пользующаяся исключительной популярностью гусянка на снегоход Рип-Со имеет крайне агрессивный профиль с наклонёнными под разными углами грунтозацепами, которые обеспечивают ей великолепные разгонные и тормозные характеристики. Имеются и поперечные ряды скребков для надёжного и прогнозируемого управляемого движения в практически любых условиях снежного покрытия.
Конструкция гусянки на снегоход серии RipSaw включает такие отличительные особенности как узкое основание грунтозацепов и ячеистое расположение контактов зацепов с трассой, что существенно уменьшает сопротивление качению и повышает эффективность использования мощности мотора: машина как бы идёт на цыпочках. Внешние края гусеницы из жёсткого эластомера обеспечивают ей долговечность и хорошее сцепление. Поскольку гусеница Рип-Со выпускается в самых различных исполнениях по ширине и длине, а также легко может быть оборудована металлическими шипами, она стала стандартом де-факто и образцом для сравнительных испытаний любых, в том числе профессиональных, гусениц для снегоходов.
Гусянка на снегоход серии Кобра с её оригинальной конструкцией изящных грунтозацепов является развитием инновационных решений серии Рип-Со
Гусеница Cobra от производителя Камопласт в действительности представляет собой следующее поколение конфигурации высокоэффективных гусениц для трассовых снегоходов. С её оригинальной конструкцией клинообразных грунтозацепов, протектор представляет собой совершенное технологическое решение для передвижения по плотному укатанному снегу. Уникальная конструкция и закрытые наконечники зацепов обеспечивают отличное сцепление даже на рыхлом снегу, причём эффективность движения не достигается ценой скорости. В отличие от гусянки на снегоход RipSaw, модель Cobra обеспечивает прекрасные разгонные характеристики и позволяет поддерживать максимальную скорость движения. Кроме того, любителям всяких трюков Кобра даёт возможность выполнять в повороте управляемый занос кормы без потери общей управляемости и продольного сцепления на трассе.
Все это замечательно звучит и не может не радовать любителей рвать с места на снегоходе с короткой гусеницей, но как себя поведёт это изделие вдали от накатанных трасс? Разумеется, и тут в каталоге гусянок на снегоход от компании Камопласт есть на что посмотреть.
Внедорожная езда для снегохода подразумевает всё, что угодно, включая прыжки с горок и поездки по непаханой целине. Основное требование к такому движению, которое принципиально отличает внедорожную езду от любой другой высокое сцепление, которое должно быть обеспечено и в движении по склонам гор, и при движении по глубокому рыхлому снегу.
Любители внедорожной езды стараются подобрать модели с грунтозацепами подлиннее, а материал гусянки на снегоход пожёстче, особенно если впереди глубокий снег и лесопосадка
Чтобы правильно подобрать гусянки на снегоход для внедорожной поездки, следует внимательно продумать условия, которые могут встретиться на этом внедорожном пути. Например, какую часть времени в реальности потребуется провести на укатанных трассах, по которым нужно будет добираться туда и обратно, к желанным целинным участкам? Грунтозацепы высотой 38 мм (1,5”) хороший компромисс для водителей, которым примерно равное время придётся двигаться по накатанным трассам и по целине. Однако если большую часть времени движение будет походить вне наезженных дорог, предпочтение следует отдавать более выступающим грунтозацепам, например, гусянке на снегоход длиной 45 мм (1,75”).
Компания Камопласт предлагает любителям снегоходных путешествий обширный ряд гусениц, включая новую модель BackCountry, которая стала результатом анализа многочисленных соревнований внедорожных гоночных снегоходов, и у которой плоская передняя поверхность длинных грунтозацепов, что как раз и позволяет развивать высокую скорость движения по прямой, обеспечивая прекрасное сцепление в условиях глубокого сухого снежного бездорожья. Производимые Камопласт гусянки на снегоход моделей Intense, Crossover и RipSaw имеют многоэлементные грунтозацепы высотой 38 мм (1,5”), предназначенные для предотвращения бокового скольжения.
Развитие технологии Ice Control Enhancement (ICE)
В поисках повышенного сцепления многие обращают внимание на гусянки на снегоход с различными комбинациями шипов. Особым успехом у владельцев снегоходов пользуется разработанная инженерами Камопласт серия гусениц с технологией Ай-Сии (сокращение от английского словосочетания «Улучшенная управляемость на льду»), в которых соединяются новейшие технологии изготовления гусеничной ленты и оригинальная технология установки стальных шипов для льда.
Как уже было отмечено, в гусянках на снегоход одновременно применяются новейшие технологии производства материалов и конструкций, что позволяет повысить сцепление и на накатанных трассах, и на снежных просторах вне дорог. Сравнительно с недавним прошлым, управляемость снегоходов в любых условиях существенно возросла. И, тем не менее, только стальные шипы, вмонтированные в полотно гусянки на снегоход, наиболее надёжно держат снежный вездеход в поворотах на ледяной трассе или при экстренном торможении на снежном насте.
Новая технология ICE от Camoplast в последнее становится трендом на рынке гусянок для снегоходов. Некоторые производители снегоходов уже предлагают такие гусеницы как штатную опцию, информируя своих покупателей, что это «ключевое нововведение в промышленности, обеспечивающее управляемость и безопасность на льду. Такие гусянки на снегоход обладают всеми достоинствами шипованных, но без их недостатков».
Конструктивно родственная гусянке на снегоход RipSaw, новая модель Ice Ripper XT от Camoplast оснащена установленными на заводе десятками небольших остроконечных шипов, укрытых в теле грунтозацепа
Такая защищённая патентами конструкция гусянки на снегоход не только улучшает разгонные и тормозные характеристики и управляемость на льду и по насту, но и, что поразительно, всего на полкилограмма увеличивает массу самой гусеницы. Поскольку шипы на гусеницы устанавливают в грунтозацепы прямо на заводе, то не требуется ручная работа в домашних условиях и последующее технологическое обслуживание. Гусянки на снегоход типа ICE стоят дешевле обычных шипованных гусениц, и на них распространяются все гарантийные обязательства компании Камопласт.
Компания Camoplast выпускает гусянки на снегоход типа Ice Ripper различных размеров, с различными схемами установки и высотой грунтозацепов для большинства популярных разъездных и утилитарных снежных вездеходов. Из схем с предустановленными шипами можно выделить новую серию гусянок на снегоход ICE Attak, основанную на популярной модели Hacksaw и Ice Ripper XT, реализованную на гусенице RipSaw.
Если же говорить об управляемости на обледенелых трассах, то без стальных шипов просто не обойтись. Таким образом, компания Камопласт со своей технологией Ай-Сии совершила настоящую революцию в представлениях о шипованных гусянках на снегоход.
Однако, если Вы сторонних традиционных решений и убеждены, что способ и схему установки шипов сможете подобрать лучше заводских специалистов, то конструкторы Camoplast предлагают гусянку на снегоход с уже заготовленными заранее отверстиями, позволяющими дооснастить её «своими» шипами. Такие гусеницы под маркой TRACKtion Control System созданы инженерами Камопласт в сотрудничестве с ведущими производителями.
Хотя и раньше любители езды на снегоходах многое умели и ездили очень хорошо, современные технологии, используется в гусянках на снегоход, существенно расширяют их сегодняшние возможности и находятся далеко впереди моделей прошлого десятилетия по надёжности, прочности и управляемости.
По материалам статьи Джерри Басета (Jerry Bassett)
Перевод Павла Дмитриева