Сегодня можно купить ремень вариатора на снегоход за 30-40 долларов, но можно заплатить и в три раза больше за то же самое изделие для топовых моделей Yamaha, Polaris, Ski-Doo, Lynx или Arctic-Cat. Почему? Одна из причин состоит в том, что снегоходы стали мощнее, другая же причина в использовании принципиально новых технологий производства.В последние годы концепция изготовления приводного ремня претерпела существенные изменения, изготовители пустили в дело самые современные материалы, а часть новинок стала даже двузубой. Так как новые модели ремней стали более надёжными и прочными, приёмы и методы их изготовления постоянно совершенствуются, поскольку расширяется диапазон применения ремней вариатора для моделей снегоходов с увеличенной тягой и повышенными оборотами мотора. Как результат, новинки просто обязаны соответствовать новым возможностям снегоходов.
В прошлом веке, когда ремни вариатора в основном были изготовлены из шнура и резины, водитель просто не выезжал на охоту или рыбалку без парочки-тройки запасных ремней. Если посмотреть повнимательнее на фотографии конца 1960 начала 1970-х годов с гонок снегоходов, то можно даже разглядеть перепоясывающие грудь водителей крест-накрест, как патронные ленты у бойцов времён прежних мировых войн, запасные ремни вариатора. Просто поразительно, что эти древние ремни вообще могли исполнять свою функцию, приводя в движение машины с моторами мощностью целых 50 л.с.!
Всё изменилось с появлением арамидных волокон, которые сочетают в себе гибкость резины и прочность стали. Это позволило производителям разработать новые технологии, использование которых существенно увеличило эффективность эксплуатации и моторесурс ремней вариатора.
Применяемые материалы
Компания Carlisle для производства своих ремней вариатора использует совершенные композитные материалы, что придаёт ремням повышенную прочность, эффективность и долговечность.
Подложка из корда в любом приводном ремне должна противостоять весьма значительным знакопеременным силам, возникающим во время работы системы сцепления снегохода. Серьёзной проблемой может стать и перегрев ремня вариатора, потому что при этом он утрачивает гибкость, необходимую для движения по ведущим колёсам и натяжным шкивам.
Кроме того, материал ремня должен быть стойким к износу и растрескиванию, обладать необходимым сцеплением с поверхностью шкивов, а также сохранять максимум энергии для движения. Необходимо помнить и о том, что при интенсивном движении, когда привод снегохода обеспечивает мгновенное торможение и столь же резкий разгон, принимая и отдавая при этом максимум мощности и тяги, этот практически невидимый, интенсивно работающий под капотом снегохода конструктивный узел способен нагреть приводной ремень до 110 градусов и более.
Именно поэтому компания Carlisle для предотвращения чрезмерного нагревания разработала ремни с двузубой конструкцией. Наряду с этим, она использует для производства композитные соединения, состоящие из полихлоропренового и арамидного волокон. Применение материала ARAMAX® в качестве силового элемента конструкции ремня вариатора увеличивает продолжительность его службы, главным образом, благодаря способности выдерживать многократные знакопеременные рывки системы сцепления двигателя. Производитель уверен, что с таким ремнём вариатора владельцы снегоходов всегда могут рассчитывать на надёжную работу привода при любых условиях эксплуатации.
Несмотря на широкое использование новых технологий и технических решений, производители рекомендуют, вне зависимости от интенсивности режима движения, внимательно присматриваться к состоянию поверхностей ремней. На большинстве моделей снегоходов при максимальных оборотах редуктора ремень вариатора проходит по шкивам привода более 4500 раз в минуту. За каждый из таких оборотов ремень входит на приводной и натяжной шкивы (колеса) и сходит с них дважды, причём при этом он подвергается растягивающим усилиям величиной около 9 кН более 18 000 раз в минуту.
Уход за ремнём вариатора снегохода
На рынке представлено множество прекрасных приводных ремней для снегоходов, так что всегда можно сделать свой выбор с учётом цены, качества и необходимых эксплуатационных характеристик. Уход за ремнём вариатора на снегоходе сравнительно несложен и состоит всего лишь из трёх простых шагов:
1. Полная очистка
Приводной ремень несложно снять со снегохода. Если Вам сделать это не удаётся, то, скорее всего, будет достаточно посмотреть в «Руководство пользователя». Рабочие поверхности снятого ремня вариатора следует прочистить от загрязнений поролоновой губкой с абразивным слоем, после чего аккуратно протереть. Затем осмотреть ремень на предмет появления вырванного корда, образования продольных деформаций в виде «песочных часов» и других повреждений.
При установке нового ремня на снегоход рекомендуется его промыть в горячей мыльной воде для удаления любых плёнок, которые могли остаться на поверхности в процессе изготовления. После завершения очистки ремня вариатора, следует очистить приводной барабан (колесо) и натяжной шкив.
2. Проверка провисания
Установить ремень на прежнее место (предварительно просушив его после мытья), завести снегоход на стенд или совершить на нём короткую поездку, после чего внимательно рассмотреть, как установился ремень между щёчками вариатора. Над щеками натяжного шкива ремень должен выступать на 1,5-3 мм. Если ремень вариатора виден на другой высоте, он, возможно, слишком короткий, слишком длинный или просто щеки шкива требуют регулировки. На некоторых моделях снегоходов имеется возможность поставить прокладки для изменения провисания ремня на натяжном шкиве.
Затем на шкивы следует положить линейку так, чтобы можно было измерить провисание. Посредине между шкивами нужно надавить на ремень, чтобы он натянулся, и измерить величину (стрелу) прогиба. Это и есть провисание. Каждый изготовитель для разных серий ремней вариатора определяет различные величины провисания, но у большинства эта величина находится в интервале 28-31 мм. Если ремень установлен правильно на натяжном шкиве и провисание находится в указанных пределах, то система привода в полном порядке.
3. Обкатка приводного ремня
Если после очистки устанавливается старый ремень вариатора, то его необходимо позиционировать так, чтобы он вращался в том же направлении, в котором был обкатан или эксплуатировался ранее. На некоторых моделях есть указующая стрелка.
Новый ремень следует обкатать. Для обкатки достаточно спокойной поездки на расстояние 40-50 км. Двигаться нужно равномерно и избегать продолжительных ускорений или резкого увеличения оборотов. Ремень вариатора слишком дорого стоит, чтобы сделать его неработоспособным за одну поездку! Смысл обкатки «посадить» ремень и определить его положение относительно щёк натяжного шкива. Сразу после установки нового ремня можно заметить, как улучшатся характеристики снегохода, особенно если прежний ремень был сильно изношен. Это происходит в том числе и потому, что размеры старого ремня изменились и стали отличаться от заданных производителем. Со временем он просто перестал соответствовать своему назначению. С другой стороны, и с ним машина может работать, поэтому старый ремень выбрасывать не следует, его можно хранить как запасной.
Новые технические решения позволили применять при изготовлении современных ремней вариатора более прочные и долговечные кордовые шнуры, причём, материалы вроде ARAMAX®, используемые, например, компанией Carlisle, попутно предохраняют ремни от возникновения бочкообразной деформации, когда от резких рывков ремень становится местами шире или уже. Однако современные материалы не только сами дорого стоят, но и требуют использования более дорогих методов и оборудования. Вот почему современные приводные ремни стали дороже.
По материалам Интернет
Перевод Павла Дмитриева