Национальная Футбольная Лига гордится паритетом команд, объявляя, что любая из команд в предстоящих матчах чемпионата страны может победить. Снегоходный спорт, разумеется, не может собрать большую зрительскую аудиторию и занять сколько-нибудь существенную долю эфирного времени даже в разгар сезона, однако этот спорт нашёл и для себя паритет. Он пришёл от компаний-производителей моторов для снегоходов. Как и в ситуации с гусеницами для снегоходов, которые производит компания Camoplast, большинству производителей известно 24 базовых бензиновых мотора, которыми комплектуются более 200 различных моделей снегоходов.
Диапазон мощностей простирается от порядка 50 л.с. у двухтактных моторов воздушного охлаждения до 177-сильных 1056-кубовых двухцилиндровых четырёхтактных монстров Сузуки на шасси производителя снегоходов Арктик Кэт. Ски-Ду предлагает больше всего версий моторов целых восемь! У Полариса набирается четыре. Производитель снегоходов Ямаха предлагает только четырёхтактные моторы. Есть у неё и два мотора с турбонаддувом, однако, при желании, можно заказать через дилеров специальную комплектацию с турбиной, сделав его до начала сезона. Они не в счёт, как, впрочем, и детские снегоходы. Главное, что «Ямаха Эс-Ар-Экс 120» и «Арктик Кэт Зет-Ар 120» используют один и тот же мотор и одинаковое шасси.
Внутренности мотора снегохода Arctic Cat 6000 C-TEC2. Кроме Ямахи все остальные предлагают недорогие двухтактники воздушного охлаждения объёмом около 550 куб. см мощностью под 55 л.с. наподобие того, который стоит на модели «Поларис 550 Инди».
Поразил производитель снегоходов Полярис, который вступает в 2014 модельный год со снегоходами всего лишь четырёх вариантов по мощности. С учётом международного разделения труда осталось всего три типа моторов: производимый самим Поларисом двухтактный двухцилиндровый с впрыском топлива мотор «Либерти Клинфайр», поставляемый «Фуджи» двухцилиндровый с воздушным охлаждением мотор «550» и единственный используемый «Поларисом» на моделях 2014 года четырёхтактный 750-кубовый с турбонаддувом двигатель «Турбо Ай-Кью Эл-Экс-Ти».
С появлением экологичного двухтактного двухцилиндрового мотора с полуавтоматическим впрыском производитель снегоходов Полярис «разлюбил» четырёхтактный мотор «750». В турбированном режиме этот мотор выдаёт почти 140 л.с. и эффективно работает в диапазоне от средних до высших оборотов. Он обеспечивает невероятно быстрое ускорение и очень плавно работает. Но все его достоинства и преимущества ничего не значат, поскольку этот двигатель не помещается на новое шасси «Про-Райд».
Видимо, прислушиваясь к мнению своих экспертов, производитель снегоходов Поларис представил модельный ряд 2014 года теми снегоходами и теми мощностями, которые нужны потребителю. Давайте познакомимся с двумя типами моторов по мощности: двухтактные двигатели с объёмом 600 и 800 куб.см. Применительно к вырабатываемой мощности это 120 и 150 л.с. соответственно. Воздушное охлаждение обеспечивает приемлемую цену и достаточные возможности для энтузиастов, ищущих сочетание очень привлекательной цены и умеренной мощности. Имея такой набор моторов производитель снегоходов Полярис, по крайней мере, в модельном ряду 2014 года, сумел укомплектовать 30 различных версий своих снегоходов и предложить их на выбор покупателям. Если клиент пожелает что-то более оригинальное, дилер сможет довести машину с учётом понятных пожеланий. Это сделать несложно, имея в руках каталог деталей и аксессуаров для снегоходов.
Производитель Поларис обеспечивает всё разнообразие своих моделей снегоходов двумя двухцилиндровыми двухтактными моторами с впрыском топлива «Клинфайр» объёмом 600 и 800 куб.см.
Если Вы являетесь убеждённым пользователем квадроциклов, то должны знать, что Полярис и производитель Арктик Кэт создают свои новые модели простейшим добавлением бамперов и пластиковых крыльев, заменой колёс или других тюнинговых штучек. Поларис проводит такую операцию по весне, когда все стараются заказать новые машины первыми. Мощность мотора остаётся неизменной, но снегоход получает новое имя.
Мотор Ski-Doo ACE 900
Обе компании производители снегоходов Ски-Ду и Арктик Кэт вошли в модельный сезон 2014 года с солидным ассортиментом возможностей. Собственная команда моторостроителей «Ротакс» компании Ски-Ду бросила в бой новую модель снегохода «Эй-Си-И 900» в классе мощностей более 80 л.с., где маркетологи Ски-Ду обнаружили незанятую нишу для этого нового мотора. По сообщениям представителей компании-производителя этих снегоходов, на сектор средних мощностей приходится до 17% продаж, причём здесь имеется лишь один серьёзный игрок Ямаха со своим 500-кубовым двухцилиндровым четырёхтактным мотором Дженезис. Ски-Ду и Арктик Кат для этой категории предлагают обычные двухтактные моторы от 500 до 600 куб.см, однако ни один из них не может похвастаться сколько-нибудь значительными объёмами продаж.
Лидером по мощности остаётся 177-сильный турбированный двухцилиндровый Сузуки, устанавливаемый на мощные снегоходы Арктик Кэт. В то же время производитель снегоходов Арктик Кэт обратился к классу «600» с двухтактным двухцилиндровым с непосредственным впрыском мотором собственной разработки, который должен конкурировать с моторами Ски-Ду И-ТЕК.
Улучшенные двигатели внутреннего сгорания (УДВС) Ротакс моделей 600 и 900 обеспечивают выдающиеся топливную экономичность и экологичность для снегоходов любой комплектации. УДВС 900 с лёгкостью выдаёт более 7 км/л по просёлочной дороге. Производитель снегоходов Ски-Ду планирует улучшить топливную экономичность и экологические показатели своих моторов введением режима ручного управления оборотами мотора, что позволит использовать бортовой компьютер для управления мотором в трёх режимах обычный, спортивный и экологичный. В последнем случае будут ограничены обороты, тяга и скорость в пользу уменьшения расхода топлива и ограничения выбросов в окружающую среду. Мотор «Ротакс» в трёхцилиндровом четырёхтактном исполнении при объёме 900 куб.см выдаёт мощность 90 л.с.
Заменив двойку Сузуки на более широкую трёхцилиндровую 1049-кубовую Ямаху на своём шасси «Зет-Ар», конструкторы снегоходов Арктик Кат переделали туннель для размещения однотрубной выхлопной системы, работающей на три цилиндра.
Инженеры производителя снегоходов Ски Доо так уверены в своём новом моторе, что стараются поставить его практически на все шасси, начиная с рабочего «Экспедишин» до «Гран Турин» и даже на модели «Эм-Экс-Зет». Мы определённо не рассчитываем увидеть Ски Ду в борьбе за сектор моторов мощностью менее 85 л.с. Тем не менее, на приведённом примере можно составить полное впечатление о том, как производители снегоходов «обрабатывают» свою рыночную нишу.
Предлагая пять вариантов моторов для модельного ряда снегоходов 2014 года, производитель снегоходов Ямаха пошёл иным путём в расширении своего присутствия на рынке. Yamaha создала прекрасный задел на будущее, заключив контракт на поставку компании Арктик Кэт своих трёхцилиндровых четырёхтактников.
Даже с учётом выведения на рынок снегоходов на обновлённом шасси «Вайпер» Ямаха будет делать тысячные продажи моторов после возобновления Арктик Кэтом производства модели «Зет-Ар». Объёмы продаж в обоих случаях увеличатся. Причём Ямахе вообще не нужно будет прилагать какие-либо усилия: Арктик Кэт будет покупать у неё моторы, чтобы ставить на них свою собственную систему впрыска топлива, делать единую трубу выхлопа на три цилиндра и ставить своё собственное сцепление. На наш взгляд, это хорошее и продуманное решение для Ямахи.
Возможно, хорошие новости состоят в том, что производитель снегоходов Ямаха расширяет своё сотрудничество с Арктик Кат на фоне ожиданий повышения активности Ски-Ду на рынке 85-сильных моторов за счёт рыночной доли Ямахи. Модели «Фазер» с 500-кубовым форсированным двухцилиндровым мотором до сих пор не делали значительных продаж, эта ниша практически не занята, а потому Ски-Ду может рассчитывать на крупный успех в этом направлении.
Сотрудничество производителей снегоходов Ямаха с Арктик Кэт предполагает установку четырёхтактного цилиндрового мотора объёмом 1049 куб.см на новые снегоходы «Вайпер» и на возобновлённые в производстве машины серии «Зет-Ар», где они будут конкурировать с 600-кубовыми двухтактными моделями.
Ямаха сохраняет приверженность четырёхтактным моторам и остаётся единственным производителем снегоходов под собственный мощный четырёхцилиндровый мотор. Возможно, «Дженезис» с рабочим объёмом 998 куб.см недолго продержится в производстве, однако это действительно не имеющий аналогов интересный образец высоких технологий в производстве снегоходов. Высоко оборотистый мотор с понижающей трансмиссией и глушителем был создан с использованием опыта производства мощных дорожных мотоциклов Ямаха.
Модельный ряд 2014 года моторы по производителям:
Снегоходы Arctic Cat (Арктик Кэт)
• Сузуки 1056 Турбо 177 л.с. 4-тактный
• Ямаха 1049 135 л.с. 4-тактный
• Сузуки 1056 125 л.с. 4-тактный
• Сузуки 800 160 л.с. 2-тактный
• Арктик Кэт 600 Дэ-Эф-И 120 л.с. 2-тактный
• Сузуки 500 85 л.с. 2-тактный
• Сузуки 570 Фен 55 л.с. 2-тактный
Снегоходы Polaris (Поларис)
• 750 Turbo 140 л.с. 4-тактный
• Клинфайр 800 150 л.с. 2-тактный
• Клинфайр 600 125 л.с. 2-тактный
• 550 Фен 55 л.с. 2-тактный
Снегоходы SkiDoo (Ски До)
• 1200 4ТЕК 130 л.с. 4-тактный
• Эй-СИИACE 900 90 л.с. 4-тактный
• Эй-СИИ 600 60 л.с. 4-тактный
• И-ТЕК 800 150 л.с. 2-тактный
• Пауэр-ТЕК 800 150 л.с. 2-тактный
• И-ТЕК 600 120 л.с. 2-тактный
• 600 Карб 110 л.с. 2-тактный
• 550 Фен 55 л.с. 2-тактный
Снегоходы Yamaha (Ямаха)
• Генезис 4-цилиндровый 998 (АПЕКС) 150 л.с. 4-тактный
• Генезис 1049 (НИТРО тройник) 135 л.с. 4-тактный
• Генезис 1049 (ВЕКТОР/ВЕНЧЕ ДжиТи тройник) 120 л.с. 4-тактный
• Генезис 973 (ВЕНЧЕ/ВИКИНГ карбюраторный тройник) 115 л.с. 4-тактный
• Генезис 500 (Фазер 2цилиндровый) 55 л.с. 4-тактный
Рассмотрев внимательно все диапазоны мощностей двигателей, используемых производителями снегоходов, нет необходимости сильно удивляться увиденному. Более того, стоит одному производителю снегоходов сделать удачный ход, как можно ожидать, что и все остальные сразу же постараются подтянуться. Тем не менее, при рассмотрении предложения моторов модельного ряда будущего 2014 года, можно отметить пять сегментов мощностей: начальный, затем диапазон с мощностями 5565 л.с., моторы мощностью от 85 л.с. и выше. В этом диапазоне кипят сражения, в которых перехватывающий лидерство СкиДу со своим новым УДВС 900 пытается отнять долю рынка у «Фазера 500» производства Ямаха. Моторы мощностью от 120 до 135 л.с. ставят, как правило, на мощные разъездные машины, или их используют спортсмены для кроссовых и трековых снегоходов. Именно такие мощности требуются в борьбе на спортивных трассах, на бездорожье, для преодоления глубоких снегов и для гонок на покрытых льдом озёрах.
Легко догадаться, что производитель снегоходов Ски Ду поставил себе целью переделить рынок моторов мощностью более 85 л.с. в свою пользу, для чего будет использовать высококачественный четырёхтактный трёхцилиндровый мотор с рабочим объёмом 900 куб.см, который можно будет ставить на любые модели от TNT до «Гран Турин».
При внимательном рассмотрении ситуации на рынке остаётся только удивляться, насколько схожими являются характеристики современных снегоходов. Подобного паритета в американской Национальной Футбольной Лиге даже представить невозможно!
По материалам публикации Джерри Бассетта (Jerry Bassett)
Перевод Павла Дмитриева