Это значит, что возвращается имя почти столь же легендарное, как «Инди», «Олимпик» или «Эс-Ар-Экс». Наиболее интересен мотор, приводящий в движение новый снегоход: он задуман, спроектирован и сделан исключительно в инженерном центре Арктик Кэт. Это значительно важнее, чем установка ямаховского четырёхтактного тройника на шасси «Про-Кросс». Новая 599-кубовая двухтактная двойка Арктик Кат использует оригинальный подход конструкторов компании к прямому впрыску бензина и является ориентиром для будущих разработок Arctic Cat в этом направлении.
Снегоходы Ямаха Вайпер и Арктик Кэт Зет-Ар 7000 в механическим плане близнецы, однако Yamaha отличается компоновкой своего мотора, конструкцией сцепления, а также разгонными характеристиками.
Так что же предлагает в 2014 модельном году производитель снегоходов Арктик Кэт? Для сторонних разработчиков моторов предоставлено огромное поле для творчества. Серии снегоходов теперь называются по мощностям двигателей, и такое решение представляется оправданным. Вот как это выглядит:
• 5000 - 4-тактный 2-цилиндровый мотор «Сузуки» 1100 куб.см мощностью 120-125 л.с.;
• 6000 - 2-тактный 2-цилиндровый с непосредственным впрыском «Арктик Кэт» 125 л.с.;
• 7000 - 4-тактный 3-цилиндровый мотор «Ямаха» 1049 куб.см мощностью 135 л.с.;
• 8000 - 2-тактный 2-цилиндровый мотор «Сузуки» 800 куб.см мощностью 150 л.с.;
• 9000 - турбированная версия 4-тактного мотора «Сузуки» 1100 куб.см мощностью до 180 л.с.
Установка широкой 3-цилиндровой Ямахи на шасси Арктик Кэт потребовала изрядной конструкторской смекалки, но в итоге получился более мощный и шустрый на ходу снегоход.
Давайте представим себе, что конструкторы Arctic Cat создали 600-кубовый 2-тактный мотор не просто от безделья. Очень высока вероятность, что ожидаемый 800-кубовый 2-тактный 2-цилиндровый мотор с непосредственным впрыском топлива будет построен именно на его основе. Снимаем с серии «8000» 2-тактный мотор Сузуки с рабочим объёмом 800 куб.см и ставим вместо него новый 800-кубовый 2-тактник Арктик Кэт. В перспективе серию «9000» тоже можно будет переоснастить турбированным или форсированным тройником Yamaha с рабочим объёмом 1049 куб.см. Резервы мощности этого мотора Ямаха уже продемонстрировала в интенсивно рекламируемых снегоходах «Нитро Эм-Ти-Экс» и «Экс-Ти-Экс». Теперь посмотрим на серию моторов «5000» для снегоходов сравнительно небольшой мощности. Здесь возможны два варианта: во-первых, литровый тройник с впрыском топлива с ямаховского «Вектора», или, во-вторых, можно переставить сюда высокооборотистый 500-кубовый 4-тактный 2-цилиндровый «Фазер» с его 80-85 силами.
Давайте, вплоть до 2018 года, как обещано, будем получать по новой модели снегохода Ямаха. Самый простой способ достигнуть этого кооперация с Арктик Кат, как это было сделано со снегоходом «Эс-Ар Вайпер». Arctic Cat может поставить свою двойку «Фазер» на шасси «Сно-Про 500». Он скорее всего начнёт новую серию снегоходов, пока ещё не обозначенную.
Вне зависимости от мнения экспертов и, собственно, большинства любителей снегоходов, сотрудничество Арктик Кэт с Ямахой в краткосрочной перспективе привело к созданию конструкторами Arctic Cat оригинального 4-тактника, не обещающего больших прибылей. Хотя в то же время в моторном отделе «Кэта» теперь может быть легко собрана межплатформенная 2-тактная двойка, от чего всем будет только польза.
Сотрудничество с Yamaha имеет и другую положительную сторону: машиностроительное производство Арктик Кат сможет расширить номенклатуру выпускаемых снегоходов.
Умея управлять снегоходом Арктик Кэт, Вы легко справитесь и с «Вайпером», потому что органы управления обеих машин почти идентичны по расположению и эргономике.
И всё же выгоды для Yamaha от нового партнёрства с Arctic Cat, или, точнее, от сотрудничества, - гораздо менее определённые. Разумеется, сбыт моторов для снегоходов увеличится. Но возникнут и дополнительные проблемы, поскольку две эти компании не могут быть более различными: репутация Ямахи основывается на качестве, точности и отделке, прочности и надёжности продукции. Ее новый снегоход «Вайпер» и кэтовский «Зет-Ар 7000» имеют серьёзный разрыв возможностей. Репутация Арктик Кэт, напротив, основывается на мощности машин и в меньшей степени на их качестве. Если кому-нибудь придёт в голову поставить рядом ямаховский «Вайпер» и спортивный арктик кэтовский «Эф 7», то у организаторов такого союза возникнут проблемы. Мудрая Yamaha первым покупателям Viper в этом сезоне даёт трёхлетнюю гарантию качества.
Небезынтересно будет сравнить «Вайпер» с машиной того же класса «Арктик Кэт Зет-Ар7000». Уже первые тесты позволили экспертам установить, что грамотно настроенная Ямаха сделает любого конкурента.
Первый тренировочный выезд на стандартном Вайпере с гусеницей для снегохода длиной 328 см разочаровал экспертов. Причиной тому стали безумные настройки лыж снегохода, из-за которых машину бросало из стороны в сторону. Рукоять рулевого управления была перекручена вперёд. Задняя подвеска была настроена на кроссовую езду, а не на движение по бездорожью. Сцепление было слишком резким. Так как новинка тестировалась совместно с новеньким «Зет-Ар7000», то различия в настройках легко было определить. Однако, следует учитывать, что платформе Арктик Кат к этому времени было уже три года, тогда как Ямахе лишь несколько месяцев от роду.
У Arctic Cat было три сезона для того, чтобы определить наилучшие настройки для шасси ProCross, а Ямаха попыталась придать своему SR Viper динамику движения, практически идентичную той, что имеет Arctic Cat.
За время четырёхдневного текста характеристики Вайпера день ото дня становились лучше. На третий день американские эксперты взяли снегоходы «Вайпер Эл-Ти-Экс» с 348-сантиметровой гусеницей и «Экс-Эф7000 Сно Про». Две почти одинаковых машины были почти равны. «Арктик Кэт» накатом шёл свободнее, тогда как «Ямаха» подтормаживала мотором. По мнению участников теста в этом и состоит различие двух конструкций.
Арктик Кэт Зет-Ар7000 с трёхцилиндровой Ямахой был приятнее в движении со своим большим по размеру ветровым стеклом, тогда как на топовых версиях Вайпера Эс-Е оно меньше по размеру и сильнее наклонено.
В последний день тестов взяли базовый Вайпер и Вайпер Ар-Ти-Экс Эс-Е, оба со снегоходными гусеницами 328 см. По сравнению с первым днём Вайперы двигались значительно увереннее и были приятнее в управлении. Одновременно было замечено, что у обеих машин с короткими гусеницами иначе стало работать сцепление, переключаясь на меньших оборотах, что придало резвости машинам при разгоне и движении на средних оборотах. Наибольшая отмеченная скорость составила немногим менее 130 км/ч, что заметно быстрее результатов предыдущего дня. Значит ли это, что были найдены наилучшие настройки?
Эксперты сознательно взялись сравнивать снегоходы Yamaha и Arctic Cat. И правильно сделали, потому что это самое сильное противостояние со времён 1980-х годов, когда одна за другой производившие снегоходы компании покидали этот бизнес. Среди них были и крупные компании. Ушла Кавасаки. Прекратил производство снегоходов Джон Дир. Арктик Кат обанкротился и сменил собственника, после чего вернулся уже исключительно производителем снегоходов, чтобы выжить. Поларис почти объединился со Ски-Ду. В промышленности постоянно происходит что-то подобное.
В преддверии 2014 года любопытно наблюдать за тем, как Арктик Кэт и Ямаха стараются использовать преимущества друг друга. Хотя вся предыдущая история бизнеса учит нас не удивляться неисполнению корпоративных обещаний, все же хочется верить представителям японской корпорации Yamaha Motors, когда они убеждают нас, что будут продолжать выпускать новые снегоходы Ямаха вплоть до пятидесятой годовщины компании в сезоне 2018 года. Безусловно, польза от кооперации с Арктик Кат видна невооружённым взглядом, но всем поклонникам этого бренда очень хочется, чтобы в 2018 году снегоходы Ямаха остались по настоящему «ямаховскими»…
По материалам публикации Джерри Бассетта (Jerry Bassett)
Перевод Павла Дмитриева