Существует, по меньшей мере, четыре производителя, которые предлагают различные модели электроквадроциклов. На фоне неустойчивых цен на бензин и усиливающегося внимания к состоянию окружающей среды, всё чаще можно услышать об электрических квадроциклах. Для большинства из нас, тем не менее, электрические внедорожные машины остаются чем-то непостижимым. Мы знаем, что они существуют, однако о них нет практически никакой информации. Наряду с этим, большинство электромобилей обладает несколькими общими особенностями и характеристиками. Во-первых, они практически бесшумны. Это утверждение может поначалу показаться странным, поскольку в действительности водитель и его пассажиры все равно слышат шуршание шин по грунту и негромкое жужжание электромотора, но такой лёгкий шум перестаёшь замечать очень быстро.
Другим общим свойством является уровень тяги. Любой электромотор сразу же после включения способен развивать 100% всей своей возможной тяги, поэтому электромобиль быстро разгоняется и с места. Развиваемая мощность при этом падает так же стремительно.
Содержать электромобиль обычно недорого, по крайней мере, по утверждениям производителей. В электромоторе меньше вращающихся деталей, чем в бензиновом, так что меньше чему изнашиваться. Полная зарядка электромобиля обходится в сущие гроши по сравнению со стремительно бегущими цифрами на бензоколонке. Свечи зажигания, масляный и воздушный фильтры просто не существуют, так что и замена их никогда не потребуется.
Наибольшие сомнения у людей, интересующихся электромобилями, вызывает срок службы тягового аккумулятора. У быстро двигающейся машины он разряжается стремительно. Для борьбы с этим некоторые электромобили имеют различные режимы движения, в которых ограничена максимальная скорость. Кроме того, аккумуляторы тяжелы, поэтому как электромобили, так и электроквадроциклы заметно тяжелее своих бензиновых конкурентов. Более того, аккумуляторы со временем теряют способность запасать электроэнергию, и замена их может быть весьма недешёва. Однако производители электромобилей подсчитали, что экономия на бензине и на обслуживании превысит необходимые расходы владельца машины с электромотором.
Чтобы лучше разобраться с положением дел, давайте ознакомимся с четырьмя моделями электрических квадроциклов различной конструкции, оснащённых электродвигателями.
Электроквадроцикл Polaris Ranger EV
Поларис один из крупнейших производителей квадроциклов в мире, поэтому будет логичным начать обзор именно с него. Polaris производит ATV с 1984 года, а снегоходы почти пятьдесят лет. И теперь он впереди всех в создании двухместных квадроциклов, спрос на которые стремительно растёт, со своей серией Рейнджер. Представляя линейку машин 2010 модельного года, Polaris поразил большинство специалистов и журналистов, показав Рейнджер И-Ви свой первый двухместный электроквадроцикл.
Это был огромный шаг в развитии электрических квадроциклов. Промышленность внедорожных автомобилей с электродвигателем пока что невелика, а потому у производителей таких машин отсутствует сколько-нибудь разветвлённая сбытовая сеть. Полярис, очевидно, располагает огромным количеством дилеров по всему миру, поэтому найти запасные части или получить сервисное обслуживание для Ranger EV совсем несложно. Для потребителя данный факт имеет очень важное значение.
Что же особенного в электроквадроцикле «И-Ви»? Он построен вокруг двухместного шасси, которое могло бы уместиться в кузове легкового пикапа. Его отличительной особенностью является самый ёмкий (по утверждению «Поларис») тяговый аккумулятор в данном секторе автомобилестроения (11,5 кВт), который, согласно словам тех же специалистов, обеспечивает самый большой радиус действия среди аналогов. Его электромотор мощностью 30 л.с. позволяет преодолевать до 80 км и двигаться при этом с максимальной скоростью 40 км/ч. Время полного заряда такого аккумулятора от бытовой сети напряжением 110 В занимает около 8 часов. Рабочий ход передней подвески Макферсона такого электроквадроцикла достигает 20 см, задней независимой подвески 23 см.
Подобно прочим электрическим квадроциклам, Polaris Ranger EV движется почти бесшумно. Благодаря своему очень тихо работающему мотору, машина и в самом деле ведёт себя как рейнджер-разведчик. Электроквадроцикл может комплектоваться различными аксессуарами, в том числе: грузовым коробом вместимостью 220 кг с быстросъёмными креплениями, а также фаркопом для буксировки груза массой 500 кг и общей грузоподъёмностью 450 кг.
Машина имеет три переключаемых режима движения: «Быстро» для скоростного движения, «Медленно» для буксировки или перевозки грузов и «Дальность» для движения на дальность. Постоянное движение в режиме «Быстро» скорее разряжает аккумулятор, однако в других режимах владельцу этого электроквадроцикла придётся выбирать жертвовать скоростью или мощностью.
Восемь 12-вольтовых аккумуляторов прибавляют вездеходу изрядную массу, однако расположение их на днище сильно понижает расположение центра тяжести, так что «Рейнджер И-Ви» способен совершать на скорости довольно крутые повороты, что мало удаётся другим двухместным ATV. Сухой вес электроквадроцикла достигает 780 кг, тогда как подобных размеров «Рейнджер 400» весит на 300 кг меньше. Для уменьшения трения и увеличения срока службы аккумуляторов, покрышки колёс электрического квадроцикла «Рейнджер И-Ви» лишены слишком выступающего протектора. Однако приобретают такой автомобиль, скорее всего, не для преодоления обширных болот.
Электроквадроцикл Eco Electric ATV (E-Force)
Производимый компанией Электрик Викл Системз из маленького поселения Эликоттвиль в штате Нью-Йорк электрический квадроцикл Эко Электрик Эй-Ти-Ви (известный также под именем «И-Форс») рекламируется как самый чистый, самый тихий и наиболее эффективный из существующих в мире ATV, который развивает тягу в три раза больше, чем любая машина с бензиновым мотором того же размера.
Работающий на два ведущих колеса 72-вольтовый безколлекторный мотор постоянного тока электроквадроцикла E-Force приводится в действие шестью 12-вольтовыми аккумуляторами, развивающими мощность 28 л.с. (длительная мощность 10 л.с.), и вращающий момент на колесо в 507 Н•м. Трансмиссия обеспечивает движение вперёд и назад. Независимая передняя подвеска Макферсона имеет ход 16 см, а задние двойные гидравлические амортизаторы 18 см. электрический квадроцикл «И-Форс» при собственной массе 375 кг способен буксировать вес до 450 кг и перевозить на багажных полках ещё 75 кг (30 кг на передней и 45 кг на задней).
Согласно заявлению изготовителя, электроквадроцикл E-Force разработан для самых различных видов деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, охрану общественного правопорядка (патрулирование границ частных и общественных территорий), занятия охотой, спортом и туризмом, обслуживание парков и многое другое. На сайте компании Eco Electric ATV сказано: «Электроквадроцикл «И-Форс» поможет людям во время уходов за посевами, смотрителям парков и мест развлечений, а также при выводе небольших самолётов. Он безопасно познакомит любителей природы с её красотами, не пугая обитателей и не нанося вреда окружающей среде».
Электроквадроцикл Bad Boy Buggies XT
Компания Бэд Бой Баггиз начинала свою деятельность с разработки и производства гольфмобилей. Со временем она приступила к созданию собственного шасси и начала строить автомобили, можно сказать, с нуля. Сегодня этот производитель находится в первых рядах разработчиков новых конструкций двухместных электроквадроциклов и выпускает четыре модели двухместных и четырёхместных электромобилей повышенной проходимости, в том числе с раздвигающимися шасси, а также новейшую модель «Экс-Ти». Компания «Бэд Бой Баггиз» целенаправленно рекламирует свою продукцию исключительно среди охотников как средство подобраться к цели бесшумно.
Сердцем модели электроквадроцикла XT являются два 48-вольтовых мотора постоянного тока, питающихся от шести аккумуляторных батарей глубокого цикла. В общем, вместе они вырабатывают 39,4 л.с. мощности (18,8 л.с. передний и 20,6 задний) при тяге 217 Н•м. Для полной зарядки аккумуляторам требуется 8-10 часов при сроке службы 3-5 лет, причём запас такого вездехода составляет 25-40 км. Полноприводный электроквадроцикл имеет спереди и сзади независимую подвеску Макферсона, а также дисковые тормоза на все колеса с рекуперативным приводом.
Грузовая полка рассчитана на вес 230 кг, а передняя корзинка и рама на крыше могут нести по 18 кг каждая. Буксировать модель электроквадроцикла «Экс-Ти» способна до 350 кг, притом, что грузоподъёмность этого электромобиля 450 кг. Собственный сухой вес «Экс-Ти» по документам 757 кг.
Электроквадроцикл Barefoot Motors
Расположенная в городе Эшленд в штате Орегон компания Бэрефут Моторз сравнительно недавно присутствует на рынке квадроциклов, однако уже завоевала известность. Её электроквадроцикл Electric Utility Vehicle (EUV) скорее похож на обычный ATV с бензиновым двигателем, однако использует силу и тягу электромотора. Согласно публикациям компании-изготовителя, более 90% узлов и деталей «ИЮВ» изготовлены в США (более 40% в родном штате компании Орегон). Электроквадроцикл «ИЮВ» выпускается в вариантах с приводом на 2 и на 4 колеса и позиционируется на рынке как прочный и надёжный внедорожник для использования в строительстве, сельском хозяйстве и лесоводстве.
Сердцем такого электрического квадроцикла служит 80-вольтовый мотор постоянного тока «Сипекс» (на полноприводной версии используются два), получающий питание от литий-железо-фосфатных аккумуляторов. Эти аккумуляторы рассчитаны на не менее чем 1000 циклов зарядки и заряжаются примерно за 7 часов. Энергетическая установка полноприводного электроквадроцикла EUV мощностью 31,8 л.с. развивает тягу в 88 Н•м. У той же машины с приводом на два колеса мощность двигателя 22,3 л.с. и тяга 68 Н•м. В зависимости от дорожных условий, дальность хода достигает 65 км, максимальная развиваемая скорость 40 км/ч.
Электроквадроцикл оснащён рычажной подвеской с пружинными амортизаторами спереди и регулируемыми пружинно-гидравлическими амортизаторами сзади, которые имеют ход 15 см. Двойные гидравлические дисковые тормоза установлены на передних и задних колёсах с рекуперативным приводом. Усилие на буксировочном крюке оценивается в 450 кг, возимый груз до 120 кг, включая переднюю и заднюю рамы и самого водителя. Сухая масса полноприводного электроквадроцикла «ИЮВ» составляет 400 кг, с приводом на два колеса 350 кг.
По материалам публикации Лукаса Куней (Lucas Cooney)
Перевод Павла Дмитриева