Однако, наряду с уже известными многим достоинствами, в конструкции надувной лодки, по-прежнему, сохраняется один недостаток — лодку необходимо собирать и надувать.
Задача, связанная со снижением затрат сил, средств и времени, потраченных на надувание баллонов лодки, стояла перед нами во время проведения всего этого теста.
Как правило, насос уже входит в базовую комплектацию каждой надувной лодки. Однако, что же можно сделать для того, чтобы накачать лодку быстрее?
На рынке существует достаточное количество различных насосов: ножных, ручных, электрических. Какой из них выбрать и что в результате можно получить? Этот вопрос возникает довольно часто.
Тестирование более чем десятка различных насосов проводилось на лодочной стоянке в устье Невы. Температура воздуха + 26C.
В тестировании насосов принимало участие три человека, причем приблизительно одинакового среднего телосложения. Именно такое количество участников, по нашему мнению, и позволяло обеспечить принцип равного подхода к различным моделям насосов.
Кроме того, так как необходимо было накачать и сдуть лодку раз так 15-20, поэтому группа из трех человек обеспечивала второй принцип — практически полного отсутствия усталости.
Степень накачивания лодки до рабочего давления оценивалась по звону баллонов от щелчка по ним. Промежуточные замеры давления не проводились, так как это увеличивало бы время накачивания.
Одним словом, каждый из участников, например при использовании ножного насоса, делал это ровным темпом, подключал шланг насоса к клапану не на скорость, а в обычном спокойном режиме.
По окончании каждого этапа накачивания, один из баллонов выбирался произвольно, а давление в нем замерялось манометром, так как эллиптическая диафрагма надувной лодки равномерно перераспределяет давление во всех отсеках.
Для проведения экспериментов у нас была надувная лодка длиной 3,6 метра, с тремя разделенными эллиптическими перегородками камерами, а также надувным килем.
Данная модель уже много чего повидала на своем веку, однако, находилась в хорошем состоянии и, это был ее не последний тест. Насос, который входил в комплект лодки и, соответственно, также уже послужил, был просто отложен в сторону.
Все имеющиеся в нашем распоряжении насосы были изготовлены в Италии компанией Scoprega Bravo. Каждый из них был абсолютно новым.
В результате, мы имели в своем распоряжении три группы насосов: ножные, ручные и электрические.
1. Ножные насосы конструктивно были практически одинаковыми и, главным образом отличались по объему воздушной камеры:
- Ножной насос Brovo
Общее мнение: Несмотря на то, что эта модель является практически полной копией Bravo1, но материал мехов (красного цвета) не имеет армирования в виде переплетенных волокон синтетической ткани.
Используемый для его изготовления пластик достаточно низкого качества. При достижении максимального давления материал мехов начинает чрезмерно раздуваться больше чем ему положено. Как следствие — существует опасность прорыва воздуха через материал мехов или в месте его соединения с опорой ноги.
Результаты: для полного накачивания 3-х отсеков и киля одному человеку потребовалось 12 минут. Полученное давление в баллонах надувной лодки — 160 mbar.
- Ножной насос Bravo 1
Общее мнение: Несмотря на то, что эта модель очень похожа на предыдущую, она имеет более жесткую конструкцию. Качать этим насосом удобнее, опоры мехов имеют более жесткую конструкцию и хорошо фиксируются в каждом положении.
Все силовые элементы на этой модели насоса изготовлены из нержавеющей стали.
В результате, можно сказать, что качать им было легче, но получается, что все равно, при объеме насоса в 5 литров, нужно очень часто двигать ногой.
Результаты: для полного накачивания надувной лодки одному человеку, качающему ровным темпом потребовалось 10 минут. Полученное давление в баллонах надувной лодки — 220 mbar.
- Ножной насос Bravo 2
Этот насос имеет объем 6,5 литров и, по заявлению производителя способен обеспечить в баллонах надувной лодки максимальное давление 300 mbar.
Усилие, передаваемое ногой на мехи меньше, чем на предыдущей модели насоса, однако производительность получается больше.
Результаты: для полного накачивания всех элементов надувной лодки одному человеку потребовалось 8 минут. Полученное давление в баллонах надувной лодки — 190 mbar.
- Ножной насос Bravo 10
Этот насос, по заявлению производителя, способен накачать надувную лодку до давления 800 mbar.
Bravo 10 имеет размеры несколько большие, чем модель Bravo 2, однако вес этого насоса за счет применения самых современных материалов составляет всего 1,9 кг.
Хотя необходимо отметить, что 5 литров камеры низкого давления, также требуют более частой работы ногой, однако уже с меньшими усилиями.
К недостаткам насоса следует отнести то, что при накачивании лодки до давления более 200-250 mbar необходимо переставлять шланг насоса из штуцера камеры низкого давления в другой штуцер камеры высокого давления.
Результаты: При использовании камеры низкого давления для полного накачивания 3-х отсеков и киля одному человеку потребовалось 9 минут.
Полученное давление в баллонах надувной лодки — 180 mbar.
Затем шланг насоса был переключен в штуцер камеры высокого давления и, еще за одну минуту тот же человек смог довести давление в баллонах надувной лодки до величины в 400 mbar. Этот было больше, чем необходимо, однако, эксперимент есть эксперимент.
Мы испытали четыре модели ножных насосов, среди которых хотели бы обратить внимание владельцев надувных лодок только на два.
Неоспоримым лидером, по-прежнему, остается модель Bravo 2 с объемом 6,5 литра. Она удобна, проста и недорога, тем более что, как правило, все сегодняшние лодки комплектуются именно этой моделью.
Не пробовали, но кажется, что даже если трактор по нему пройдет, то этот насос останется в рабочем состоянии.
Интересной моделью нам показалась модель Bravo 10. И хотя стоимость этого насоса в полтора раза больше, чем базового Bravo 2, но из проведенного теста можно сделать вывод, что если Вы потеряли свой старый насос или все-таки хотели бы попробовать что-либо новое, требующее меньших усилий, то модель Bravo 10 является отличной альтернативой.
Уже после окончания теста мы попробовали накачать этим насосом днище надувной лодки AirDeck. Результат был просто ошеломляющим!
Всего за несколько минут, без каких либо усилий, мы смогли «раскачать» AirDeck до 700 mbar. Что в нашем случае — не является пределом!
К общим элементам и достоинствам этой группы можно отнести то, что также как и ножные модели, все рассматриваемые здесь модели электрических насосов способны не только накачивать, но и откачивать воздух из баллонов надувной лодки. Это весьма положительно сказывается на транспортных размерах при упаковке и транспортировке надувной лодки.
Кроме того, большинство моделей электрических насосов способны работать не только от автомобильного аккумулятора, но и от небольшого источника тока 12 вольт с емкостью 6-7 Ампер часов, то есть от аккумулятора, который может также использоваться для питания эхолота. Такой источник тока позволяет накачать лодку длиной 3,6 м два — три раза.
Главным недостатком этой группы насосов является то, что для работы большинства моделей требуется дополнительный внешний аккумулятор.
- Электрический насос Bravo Turbo MAX
Данная модель рассчитана на питание от внешнего источника тока напряжением 12 Вольт и имеет специальную внутреннюю раму для охлаждения нагнетателя.
Поставляется вместе с сумкой для переноски.
Общее мнение: Хороший добротный насос. Он сам и все его аксессуары укладываются в удобную сумку. По сравнению с другими моделями электрических насосов, этот работает мягко и тихо.
Однако, то, что для его эффективной работы нужен аккумулятор с емкостью более 40 А часов, что дает, на наш взгляд, определенные ограничения по эксплуатации.
Полученное давление в баллонах надувной лодки по результатам замеров — 160 mbar. Полученная величина значительно ниже значения, установленного регулятором на корпусе насоса.
В последствии оказалось, что данная модель имеет очень большое потребление тока. Поэтому небольшой по емкости (40 А часов) уже частично разряженный аккумулятор, который мы использовали при проведении теста к этому насосу не подходит.
Эксперимент, проведенный с обычным автомобильным аккумулятором, показал, что при установке регулятора давления на 250 mbar, насос неизменно обеспечивает давление воздуха в баллонах лодки порядка 240 mbar.
Необходимо отметить, что в данном случае может сказаться ошибка в показаниях манометра, так как практически всегда имеет место небольшое стравливание воздуха при подключении манометра к клапану.
- Электрический насос Bravo 12
Питается от аккумуляторной батареи с напряжением 12 Вольт.
Поставляется без сумки для переноски.
Насос очень шумный, при работе потешно подпрыгивает на пайолах надувной лодки.
Однако, при практически игрушечном внешнем виде, небольшой цене, эта модель медленно, но успешно наполнила баллоны нашей надувной лодки до рабочего давления.
Результаты: для полного накачивания надувной лодки этой модели электрического насоса потребовалась 21 минута.
Полученное давление в баллонах надувной лодки — 230 mbar.
- Электрический насос Bravo BST 12 HPP
Эта модель имеет в своем названии буквы HPP, обозначающие, что этот насос, как и его более простая версия, имеет производительность 450 литров в минуту, и способен по заявлению производителя обеспечивать давление до 800 mbar даже при накачивании днища лодок AirDeck.
Соответственно, данный насос снабжен регулятором для выставления требуемого давления до 800 mbar и датчиком, который автоматически отключает питание при достижении нужного давления в баллонах надувной лодки.
Питается от аккумуляторной батареи с напряжением 12 Вольт.
Поставляется в комплекте с сумкой для переноски.
Вес 1,5 кг
Работает достаточно тихо и ровно. Сумка входит в базовую комплектацию, что весьма удобно.
Для питания Bravo BST 12 HPP может использоваться как автомобильный, так и весьма небольшой аккумулятор с емкостью 6-7 Ампер часов.
Это единственный из электрических насосов, который способен накачивать надувные лодки с днищем AirDeck.
Самая популярная модель. Однако, для обычной надувной лодки, какая и была в нашем распоряжении, его способность вырабатывать давление в 800 mbar не нужна.
Результаты: для полного накачивания всех элементов надувной лодки одному человеку потребовалось 12 минут.
Полученное давление в баллонах надувной лодки — 220 mbar.
Датчик насоса был установлен на 250 mbar. Необходимо отметить, что в данном случае может сказаться ошибка манометра, или небольшое стравливание воздуха при подключении манометра к клапану.
- Электрический насос Bravo BST 12
Эта модель имеет производительность 450 литров в минуту, однако отличается от модели HPP величиной максимально возможного давления 300 mbar.
Питается от аккумуляторной батареи с напряжением 12 Вольт.
Сумка для переноски входит в базовую комплектацию.
В нашем случае это не было критичным, так как мы тестировали обычную надувную лодку. Данная модель показала себя с самой лучшей стороны.
Результаты: для полного накачивания всех элементов надувной лодки одному человеку потребовалось 12,5 минут.
Полученное давление в баллонах надувной лодки — 260 mbar.
Датчик насоса был установлен на 300 mbar. Необходимо отметить, что в данном случае может сказаться ошибка показаний манометра, или небольшое стравливание воздуха при подключении манометра к клапану
- Электрический насос Bravo MB 50 RB
Главным отличием новой модели от ранее выпускаемых насосов, является наличие встроенного аккумулятора, не имеющего эффекта памяти, а также возможность работы и зарядки как от источника переменного тока 220 Вольт, так и от прикуривателя автомобиля 12 Вольт.
Встроенный аккумулятор входит в базовую комплектацию.
Однако, необходимо помнить о том, что качает он баллоны только с открытыми клапанами, поэтому, вынимая его штуцер из клапана, нужно как можно быстрее закрывать кнопку стравливания клапана.
Весьма удобная модель для накачивания матрацев, игрушек и т.д.
Результаты: для накачивания всех элементов надувной лодки одному человеку потребовалось 5 минут.
Полученное давление в баллонах надувной лодки порядка 30 mbar.
Данное давление дает возможность полностью «поднять» баллоны. В дальнейшем, при использовании стандартного ножного насоса, который входит в базовую комплектацию лодки, для накачивания до рабочего давления одному человеку потребовалось только 3 минуты.
В результате, один из нас оказался очень доволен тем, что сэкономил свои силы.
- Электрический насос Bravo MB 50/12
Питается от аккумуляторной батареи с напряжением 12 Вольт.
Общее мнение: Основные технические характеристики аналогичны модели 50 RB. Первичное накачивание лодки также необходимо производить с открытым для стравливания воздуха клапаном.
Для работы насоса необходим внешний аккумулятор.
Полученное давление в баллонах надувной лодки порядка 30 mbar.
При использовании стандартного ножного насоса, который входит в базовую комплектацию лодки, для накачивания до рабочего давления потребовалось только 3 минуты.
- Электрический насос Bravo MB 80/12
Питается от аккумуляторной батареи с напряжением 12 Вольт.
Общее мнение: От модели 50/12 отличается только цветом и производительностью. Пользоваться этими моделями просто, а для хранения и транспортировки практически не требуется какое-либо выделенное место.
Результаты: для предварительного накачивания надувной лодки длиной 3,6 метра одному человеку потребовалось 3 минуты.
Полученное давление в баллонах надувной лодки порядка 40 mbar.
После 3-х минут докачивания стандартным ножным насосом мы достигли рабочего давления в баллонах лодки.
После тестирования пяти различных видов электрических насосов, участники текста практически единодушно пришли к выводу, что каждый из них для своей стандартной лодки остановился бы только на двух моделях.
Модель Bravo MB 50 RB снабжена встроенным аккумулятором и способна «поднять» баллоны лодки. Тем самым этот насос позволяет значительно сэкономить силы, т.к. для окончательного заполнения баллонов надувной лодки воздухом до рабочего давления в течение 3-х минут требуется ножной насос.
Серия Bravo BST 12, отвечает всем требованиям. В них все продумано, удобно. Качать лодку таким насосом — одно удовольствие!
Тем, кто владеет надувной лодкой с фанерными или алюминиевыми пайолами, нужен стандартный насос Bravo BST 12 (300 mbar).
Для тех, у кого надувное судно в своей комплектации имеет надувное днище AirDeck отлично подойдет модель Bravo BST 12 HPP (800 mbar).
- Ручной насос Bravo JUMBO
Все прокладки и уплотнения этой модели изготовлены из каучука.
Вся его конструкция, включая шланг, имеет просто бронебойную конструкцию.
Несмотря на то, что для накачивания лодки требуются значительные усилия, с ним сразу же видишь результаты своего труда. В отличие от следующего в списке насоса двойного действия Bravo 6, при накачивании устают только руки.
Результаты: для полного накачивания надувной лодки одному человеку, качающему ровным темпом потребовалось 6 минут.
Полученное давление в баллонах надувной лодки — 230 mbar.
- Ручной насос Bravo 6
Используя эту модель насоса с рабочим объемом 6 литров можно накачать баллоны или AirDeck днище надувной лодки до давления 800 mbar.
Все прокладки и уплотнения этой модели изготовлены из каучука.
В отличие от Jumbo, объем этого насоса не велик, поэтому, для того чтобы достичь результата, нужно качать очень часто и ритмично. Одному человеку полностью накачать достаточно большую лодку — не просто.
К достоинствам насоса нужно отнести то, что данная модель позволяет накачивать не только баллоны лодки, но и надувное днище AirDeck до давления 800 mbar.
Результаты: для полного накачивания надувной лодки в этом случае участвовало несколько человек, которые качали с переменным темпом.
Для заполнения баллонов воздухом им потребовалось 14 минут.
Полученное давление в баллонах надувной лодки — 240 mbar.
- Манометр для измерения давления Bravo
Общее мнение: В этой модели при замере не фиксируется стрелка. Поэтому нужно удерживать штуцер манометра в прижатом к клапану состоянии и в это же время засечь показания манометра.
В процессе тестирования оказалось, что конструкция манометра не такая простая, как казалось на первый взгляд. Сначала при снятии замеров, мы, подключая манометр, теряли воздух, и соответственно давление из баллона.
Чуть позже, при внимательном рассмотрении, оказалось, что манометр настраивается по конкретный тип клапанов. Для настройки необходима отвертка.
Ручные насосы не нашли поклонников среди участников данного теста. Однако, это вовсе не значит, что эти насосы — плохие.
Если бы мы стояли перед альтернативой выбора только ручных насосов, то остановили бы свой выбор на модели Jumbo. Он большой, но очень производительный.
Накачивать лодку с его помощью тяжело, но быстро. Возможно, все участники текста являются поклонниками бега только на короткие дистанции.
Что же все-таки мы бы выбрали?
Существующий ассортимент альтернативных моделей насосов для надувных лодок позволяет существенно снизить затраты сил и время на наполнение судна воздухом.
Окончательный выбор для владельца лодки длиной 3,3 — 3,7 должен основываться только на одном решающем факторе. Им является наличие аккумулятора в автомобиле и возможность расположения лодки и, соответственно, машины рядом или наличие дополнительного аккумулятора, служащего, например, для питания эхолота. Не нужно также забывать и о том, что, накачивая лодку, существует вероятность разряда аккумулятора полностью.
В этом случае, практически без всякой альтернативы, выступает модель электрического насоса Bravo BST 12.
Если же под рукой нет подходящего аккумулятора, то хорошим помощником станет модель электрического насоса Bravo MB 50 RB. Эта модель имеет встроенный аккумулятор и возможность его зарядки от прикуривателя автомобиля или сети переменного тока 220 Вольт.
Этот электрический насос сможет наполнить баллоны надувной лодки воздухом с незначительным давлением. Однако, с помощью стандартного ножного насоса Bravo 2 (6,5 литров) Вы сможете докачать свое судно до рабочего давления всего за несколько минут.
Любая из этих электрических, ножных или ручных моделей сможет не только наполнить воздухом Вашу надувную лодку, но и полностью удалить воздух из нее. В результате, транспортные размеры надувной лодки в сложенном состоянии станут минимальными.
В том случае, если Вы стали владельцем надувной лодки с днищем AirDeck и, Вы не являетесь поклонником ручных насосов, которыми, как правило, комплектуются лодки этой серии, то отличной альтернативой может стать ножной насос Bravo 10. Он также станет выгодным приобретением для всех владельцев надувных лодок, которые не хотели бы зависеть от электрического питания в любых формах его проявления.
Если Вы обладатель хорошего мышечного торса и бугристых мышц, то ручной насос Jumbo позволит Вам сделать хорошую зарядку на берегу Вашего любимого водоема.
Хорошего Вам отдыха на воде!
Максим Балачевцев
Владимир Пуляк
Алексей Иванов