Существует две основные причины, по которым давление в баллонах может подняться выше или значительно выше рекомендованного производителем лодки и привести к повреждению лодки: повышение давления в результате нештатной работы мощного насоса иповышение давления в баллонах в результате нагрева солнечными лучами. Рассмотрим эти случаи:
Нештатная работа мощного насоса.
Большинство мощных насосов обычно имеют функцию автоматического отключения при достижении установленного давления. Датчики давления, по команде которых срабатывает автостоп, могут быть как механическими, так и электрическими. И те, и другие могут по каким-то причинам выйти из строя, обычно, в самый неподходящий момент. И даже если сам датчик работает, простой обрыв сигнального провода приведет к тому, что датчик не сработает и при достижении установленного давления, насос не отключится.
В этот момент, наступает время стравливающего клапана, он защитит лодку от многократного превышения давления. Или нет? В конце текста подробнее.
Нагрев лодки.
Время от времени в интернете появляются сообщения и обсуждения случаев, когда лодка буквально взорвалась в результате нагрева прямыми солнечными лучами. В контексте этих обсуждений поднимается тема о стравливающем клапане и о том, что его наличие спасло бы лодку. Вроде бы все понятно. Лодка нагрелась, давление выросло, клапан сработал. Или это не так?
Есть нюансы, которые не позволяют утвердительно со 100% уверенностью ответить на вопросы в двух последних абзацах.
Самое основное - стравливающий клапан являясь механическим устройством, может быть поврежден, заблокирован, закрыт владельцем или полностью выведен из строя и не сможет выполнить свою функцию в этих случаях.
К ситуации с нагревом следует быть более внимательным, просто по тому, что роста давления до давления срабатывания клапана может не произойти, а баллон будет поврежден. Нагрев может быть локальным, например, феном или части лодки солнечными лучами, и не приведет к росту давления так как теплопроводность воздуха относительно низка чтобы воздух во всем баллоне нагрелся так же быстро и сильно как часть поверхности баллона. В зоне риска лодки темных цветов и баллоны НДНД с их сложной конструкцией, перегородками, вклеенными «на отрыв» и зачастую более высоким чем в баллонах рабочим давлением.
(на фото, на пирометре верхняя цифра темп. Окружающей среды, нижняя, температура поверхности ПВХ).
Критической, разрушительной или повреждающей, для клеевых швов/сварных может стать температура примерно от 70°C, легко достижимая на солнце, и выше. А в совокупности с высоким давлением и/или особенностями конструкции, начиная уже с 55°C. Местное повышение температуры ставит под удар прочность клеевого/сварного соединения и стравливающий клапан здесь бессилен. Это может быть, как нагрев частей лодки под прямыми солнечными лучами, так и перегрев феном при выполнении работ по установке дополнительного оборудования/усилений или ремонте, ведь человеческий фактор никто не отменял.
Значит ли все сказанное, что стравливающие клапана – фикция и «маркетинг»?
Нет, стравливающий клапан надежно защитит лодку в подавляющем большинстве ситуаций, связанных с повышенным давлением и его негативным влиянием на лодку. Остальную незначительную часть можно предотвратить, следуя простым рекомендациям:
- Используя мощный насос контролируйте его работу. Не зря, производители рекомендуют «не оставлять работающий насос без присмотра». Если давление на индикаторе растет, а насос не отключается, или если индикатора нет, насос работает слишком долго, и не отключается, сделайте это вручную, и проверьте насос.
- Время от времени, и обязательно в начале сезона, проверяйте работу автостопа и соответствие регулятора давления на насосе реальным значениям.
- Проверяйте работоспособность и чистоту стравливающего клапана, хотя бы в начале сезона. Идеально, проверить предел срабатывания клапана с помощью манометра.
- Не оставляйте на солнце накачанную лодку, особенно на берегу. Переместите лодку в тень или стравите давление до безопасного.
- Планируя усиление надувного днища лентами или листами ПВХ/ПУ или другие работы, выбирайте сервис с подтвержденной репутацией и гарантирующий качество выполняемых работ.
- Используйте коврики на лодках с НДНД.
- Используйте проверочный манометр.
- Регулярно мойте лодку.