Пролог. Я – водомоторник с определённым стажем и уже прошёл тернистый путь увеличения размеров и мощностей надувных комплектов «лодка-мотор», начиная с «Нырка» и «Омеги», через «Скат 330» с Тохатсу 5, до «Антея380» с Меркури 15. Большая, основательная лодка под мощным мотором – это, безусловно, хорошо, но в последнее время меня всё чаще стала посещать мысль о лёгкой лодке, под малым мотором.
Всё реже я хочу таскать и собирать-разбирать тяжёлый «Антей» для рыбалки выходного дня на небольших, безопасных водоёмах. А так как у меня оставался мотор Тохатсу в 5 л.с., я начал поиски подходящего плавсредства под эти цели. И тут, совсем кстати, компания «Баджер», один из ведущих российских разработчиков и производителей лодок из ПВХ, предложила мне принять участие в тестировании образца из новой линейки облегчённых лодок Excel Line. А именно – Excel Line 320 PW.
Разобью свой отчёт на несколько глав, чтобы не смешать в одну кучу все впечатления и мысли.
Глава №1
Упаковка и транспортировка
Лодок Баджер у меня до сих пор не было, но других я повидал немало. Упаковочные сумки приятно удивили! Вместо привычной унылой чёрной кордуры – прочная, прорезиненная с одной стороны ткань красивого песочного оттенка. Упаковка сразу смотрится веселее и солиднее. Сама лодка складывается в хорошо тянущуюся сумку типа «конверт», а пайолы – в сумку типа «карман», куда также помещаются вёсла, насос и прочие принадлежности.
Замки поперечных и продольных стяжек выполнены из металлических полуколец, защищённых от коррозии покрытием из стильного «чёрного хрома». Этот вариант намного прочнее и надёжнее пластиковых защёлок, массово применяемых другими производителями. Ручки для переноски тоже прочны, а на сумке для пайолов есть ещё и лямки для ношения через плечо.
Распределение веса лодки по двум сумкам позволяет сделать каждую из них легко носимой, даже для людей неатлетического склада.
В багажник среднеразмерного «кроссовера» сумки удобно помещаются, оставляя достаточно места для мотора и прочего необходимого снаряжения.
Глава №2
Внешний вид, материалы и фурнитура
В последнее время многие производители лодок стали применять оригинальные цветовые гаммы тканей для лодок ПВХ. Фирма «Баджер» выбрала для своих лодок серии Excel Line ткань красивого, тёмно-песочного цвета, в сочетании с отделкой и фурнитурой чёрного цвета. Такая расцветка выгодно выделяет эту лодку среди «серых» собратьев. Зрители, присутствующие при тестовом заезде, сразу это отметили. Кроме того, для охотников, которым такая лодка может быть интересна, расцветка неплохо поможет слиться с берегом и осенне-весенним тростником.
Как я уже заметил, разработчики уделили много внимания не только техническим показателям, но и слаженности внешнего вида. Всё навесное оборудование – стильного чёрного цвета, даже вёсла покрашены.
Материал «шкуры» на ощупь достаточно мягкий и гибкий, но, несомненно, обладает внушительной прочностью. Швы проклеены ровно и тщательно, приливов клея нигде нет. Транец вклеен на мощную пластиковую фурнитуру, внушает доверие.
Мощные уключины не оставляют сомнения в их надёжности. Пайолы из тонкой, но прочной «морской» фанеры отделаны по торцам специальным асимметричным алюминиевым профилем. Он очень облегчает сборку и разборку лодки и надёжно фиксирует пайолы относительно друг друга. Вся отделка очень понравилась. Не экономить на фурнитуре – фирменный знак серьёзного производителя, фирмы Баджер.
Глава №3
Сборка-разборка лодки
Как известно, процедуры сборки и разборки лодки доставляют пользователям много хлопот и сложностей. Чтобы упростить ситуацию, некоторые покупают лодки с надувным дном и испытывают в дальнейшем неудобства при эксплуатации. В сборке Excel Line нет ни малейших проблем, если вы хоть раз имели дело с «надувнушками». Я сам удивился, когда собрал эту пайольную лодку приличных размеров безо всяких усилий за 20 минут! Качая её простым ножным насосом! После первого раза на сборку и меня стало уходить всего 15 минут. Слегка подкачиваем баллоны, вставляем лёгкие пайолы, докачиваем баллоны и киль, вешаем сиденья на лямки и прикручиваем вёсла – ВСЁ!
В этой лодке есть несколько грамотных технических решений, которые способствуют облегчению и ускорению процесса сборки. Первое: все три клапана находятся недалеко друг от друга, в носу лодки. Не надо тратить время и силы на переход от накачки одного отсека к другому.
Второе: пайолы лёгкие и небольшие, просто вставляются с одной стороны лодки. Не требуется бегать вокруг, чтобы их подровнять.
Третье: конструкция баллонов и пайолов не требует применения стрингеров, что очень экономит время и силы.
Четвёртое: отличный ножной насос, оснащённый манометром. Его объём удачно подобран для работы без излишних усилий, а манометр точно показывает границы уровня накачивания.
В итоге, после недолгих и несложных манипуляций мы имеем полностью собранную лодку. Супруга очень удивилась такой скорости сборки, памятуя о танцах с бубнами вокруг нашего «Антея». Огромное спасибо разработчикам!
Переноска собранной лодки к воде в одиночку не вызовет сложностей, если вы ростом выше 160 см.
А если есть напарник, вам помогут удобно расположенные на концевиках баллонов рукоятки.
Навеска мотора совершенно беспроблемна. Всё! Судно готово к выходу на воду! Так быстро и легко собрать пайольную моторную лодку у меня никогда не получалось!
Разборка лодки Excel Line, это, даже не знаю, как и сказать… ПЕСНЯ! Снимаем вёсла и сидения. Слегка приспускаем баллоны, и киль сам выдавливает пайолы поверх них! Остаётся только собрать пайолы и скачать баллоны – дело десяти минут! Невероятно! После продолжительной и подчас утомительной рыбалки или охоты такой лёгкий процесс разборки – сплошное удовольствие.
Глава №4
Ходовые испытания
Достаточно взглянуть на стремительные обводы лодки Excel Line, на её приподнятый нос, чтобы сразу угадать задумку проектировщиков на достижение максимальных скоростных характеристик, на способность лодки сопротивляться встречной волне, как при движении под мотором, так и под вёслами.
Местом моего первого испытания этой лодки на воде стала река Нева, вблизи её истока. Несмотря на яркое солнце, погодка в тот день не радовала. Резкий, порывистый, почти штормовой ветер, короткая жёсткая невская волна и приличное течение делали ходовые испытания почти экстремальными. И лодка выдержала их с честью. Под вёслами шла вполне ходко, (хоть я и позабыл уже, как ими махать). Небольшое неудобство доставляли колени, мешающие вёслам. Но под конец я приспособился.
Скорость под вёслами я не замерял, да и не получить было более-менее точных результатов с таким ветром и течением. После недолгих процедур по запуску мотора и определению оптимального угла его установки я приступил к «гонкам».
Надо заметить, что у меня уже была малая лодка под этим же мотором (Тохатсу 5 л.с., 2 т). И мне есть с чем сравнить ходовые показатели. Загрузка лодки составила порядка 160 кг, что, вместе с самой лодкой, составило более 40 кг веса на одну единицу мощности. Теоретически, глиссирование возможно при этом показателе в пределах 30 кг/л.с. Но лодка Excel Line не подвела! На глиссер я вышел, хоть для этого и пришлось немного переместиться ближе к носу. Был бы удлинитель румпеля, не пришлось бы вытягивать руки, но и так получилось. Даже против ветра и волны, сильно тормозивших разгон, лодка выходила на режим глиссирования. При этом она достаточно стабильно вела себя на курсе и позволяла маневрировать, не сваливаясь в водоизмещающий режим движения.
Замеры скорости передвижения дали такие результаты:
Скорость против ветра и течения – 23.3 км/ч.
Скорость по ветру и течению – 27.6 км/ч.
То есть, с такой загрузкой лодка способна идти со скоростью 25-26 км/ч. Весьма неплохо. И что немаловажно: лодка способна стабильно глиссировать на скорости в 19 км/ч. Это позволяет не сильно насиловать мотор и экономить топливо на длительных переходах. Хотелось бы, конечно, испытать судно под более мощным мотором, но и с Т5, при условии небольшой загрузки, лодка Excel Line идёт и рулится замечательно.
Есть ещё один положительный момент. Благодаря особой форме днища, брызгообразование при движении по волне очень слабое. Только в районе рулевого есть немного брызг по бортам, но они СОВСЕМ не залетают в лодку. Удачно спроектировано!
И об устойчивости. С ней нет никаких проблем. Пересаживания на борт, переходы по пайолам не вызывают видимых опасных кренов лодки. Вполне комфортно ловить рыбу, не боясь случайного опрокидывания.
Погода и замёрзшая супруга-оператор не позволили мне половить с лодки, к моему сожалению. Хоть резвый окунёк в тех местах водится в количестве… Пришлось идти к берегу. Но... с вот таким настроением!
Глава №5
Выявленные недочёты и пожелания по совершенствованию
Лодка предлагалась на тест в базовой, «голой» комплектации. По моему предложению были приклеены только бортовые леера для переноски лодки и страховки при выпадении из нее. Конечно, необходимы ещё и носовые леера, для удобства переднего пассажира.
Рукоятку для шкипера тоже можно приклеивать на производстве. Но с этим немного сложнее, у каждого пользователя свои предпочтения и хват. Но можно попробовать подыскать «универсальное» место.
Не лишним было бы оснастить сумку для переноски дополнительными плечевыми ремнями, как на сумке для пайолов. Это прибавило бы комфорта при переходе на большие расстояния.
Для удобства пользования и сборки сиденья имеют одинаковую длину – из-за формы баллонов это мешает расположить их на большее расстояние друг от друга. В результате сидеть в лодке можно только лицом друг к другу – неудобно, мало места. Да и для гребли есть помехи. Пусть передняя банка будет покороче, но на большем расстоянии от задней.
Пайолы очень легко собираются благодаря применённому профилю, но я заметил пару мелких недочётов. Нет нумерации на пайолах, а два средних очень похожи. Не лишним было бы нанести маркировку. Еще: не недочёт, а мелочь – профиль на стыках пайолов в средней части разной длины. Для правильной укладки надо следить за равным вылетом пайола относительно другого. Если бы они были одинаковой длины, не нужно было бы этого делать. Просто совместить стыки вровень.
При установке мотора я обратил внимание на то, что закрутки мотора Тохатсу 5 пришлось докрутить почти до конца.
Может, не лишним было бы устроить дополнительную прокладку для увеличения толщины транца в месте установки мотора. Не у всех моторов такие длинные болты крепления, а искать на берегу досочку для подкладки подчас бывает сложно.
Как ни странно, для новой лодки это все недочёты, что мне удалось заметить. Как я ни старался. Заметно, что лодка проектировалась профессионалами и практиками. Молодцы!
Глава №6
Выводы по результатам первых испытаний
Многие подумают, что одного дня маловато для полноценных испытаний, и будут отчасти правы. Но я знал, что и как делать, и вполне всесторонне проверил лодку на прочность и удобство хождения. Сложные ветровые условия и самая неприятная из волн – речная, короткая и жёсткая, – позволили провести ходовые испытания достаточно полно. Дальнейшие рыбалки докажут справедливость моих выводов.
А выводы таковы.
Легкая ПВХ лодка Excel Line 320 PW абсолютно соответствует заявленным в анонсе характеристикам. Она на самом деле поразительно легка в перевозке, переноске, сборке и разборке! Действительно ПОРАЗИТЕЛЬНО для пайольной лодки! Замечательно идёт под мотором и под вёслами. Нет излишнего задирания носовой части и абсолютно отсутствует забрызгивание от волны и хода лодки.
Для своих скромных размеров и веса лодка имеет очень большой внутренний объём, за счёт расширенной носовой части. Одному в ней очень просторно, места для снаряжения – навалом. Да и двое в ней поместятся вполне комфортно. Даже такие «хомячки», как я.
Эта лодка станет отличным выбором для тех, кто хочет получить комфорт сборки и передвижения на небольшие расстояния, совмещённый с удобством пайольного судна. Можно смело рекомендовать эту модель рыболовам / охотникам и отдыхающим, ищущим уединения на небольших водоёмах. Отлично подойдёт для коротких выездов на природу, даже не слишком искушённых в водомоторном деле пользователей. Спасибо разработчикам и производителям за отличный результат их трудов!
Видео об испытаниях Вы можете посмотреть здесь.
Андрей, bandrei71@yandex.ru