Наконец я созрел для приобретения новой лодки. Возможность появилась под конец сезона, но я не торопился, к выбору подошел основательно. Нужна была лодка под мотор 5 л.с., который был куплен по случаю, почти новый и давно пылился без дела. Иногда он использовался с чужими лодками, взятыми на прокат для летнего отдыха. Мои старые лодки не подходили для его использования, но и нужды особой не было, прекрасно ходил на вёслах один, либо с друзьями на их моторных резинках.
Вообще, к резиновым лодкам я отношусь очень прохладно. Но взять жесткокорпусную, к примеру, пластиковую лодку, перевозить и хранить её пока не имею возможности. Поэтому пришлось долго шерстить интернет, чтобы найти ПВХашку, удовлетворяющую мои капризы. Понравившиеся мне варианты других производителей были либо очень дороги, либо тяжелые. Удобство использования лодки в одиночку было тоже важно. Минимум наворотов, лёгкость, маневреность и мореходность, так как хожу по Волге иногда очень далеко.
Необычный корпус Excel Line меня сразу привлёк. К сожалению, отзывов о ней ещё не было, но я решил рискнуть. К тому же с «Баджерами» сталкиваться приходилось, и нареканий не было. Почитав об этой новой модели, я понял, что она мне подходит больше всех. Цвет Olive тоже понравился, хоть я и не охотник; приятный нейтральный оттенок, не серый и не зелёный.
Долго не мог выбрать размер, плоскодонка 280 см была бы идеальна для рыбалки одному, но для летних недельных походов с пассажиром и грузом совсем не подходит. Excel 360 см отлично подойдет для дальних вылазок, но такой размер, когда я один, будет лишним. В 320-ом размере меня смущал киль. Считаю, что для моторов такой мощности это совсем не нужно! В идеале, конечно же, хотелось бы иметь две лодки из этой линейки: самую малую и самую большую. Но бюджет не позволял такую роскошь, долго думал, пришлось выбрать не совсем золотую середину. Была куплена EXCEL LINE 320.
Итак, о лодке. Склеена добротно, только местами перепачкано клеем, оттёр. К лодке сразу заказал пластиковые несъёмные шасси общим весом 2.4 кг. Транец, конечно, маленький, я очень долго вымерял, чтобы уместить колёса, дополнительный электромотор и крепление эхолота. При этом места под держатели удочек не осталось, вернее, под сами держатели осталось, но вот торчащие удочки явно бы уже мешались в таком узком пространстве. Поэтому я отложил эту затею, пока не придёт хорошая мысль.
Пришлось откручивать все пластиковые крепления, и выяснилось, что саморезы прикручены плохо, некоторые даже сорваны, нижние задние держатели пайола были немного треснутые. Ну да ладно, я заменил саморезы, промазал силиконом и посадил всё на клей. Мне казалось, что наружные крепежные элементы должны изначально промазываться каким-нибудь герметиком ещё при производстве, в том числе и крепление сливного клапана. Здесь этого не было.
Задняя накладка под мотор была мною снята и там обнаружена влага! Лодка к тому времени уже была опробована мной на воде несколько дней назад. Не знаю, нормально ли это, и насколько фанера водостойкая, но я всё переделал и посадил на герметик.
Сумки для переноски удобные, только вот сумка для пайолов, мне кажется, должна иметь прочную и мягкую прокладку. Я пару раз чиркнул об асфальт и о калитку гаража острыми гранями, и образовались приличные дырки в этих местах.
Первый спуск – сразу рыбалка с ночевкой и 20-километровым пробегом в одну сторону. Утром было около +5С, лодка немного задубела, и с пайолами пришлось повозиться. Изранил себе руки, пока не понял, что последним «домиком» надо вставлять именно передние щиты, подругому невозможно.
Инструкции к лодке не было, только общая книжка по «Баджерам», в которой этой модели тоже нет. Ну, что все будет гладко в первый раз, я и не рассчитывал! Всё – от загрузки до спуска – проделал сам, один, специально никого с собой не взял. Богатырским здоровьем не отличаюсь, но донести до воды пустую лодку тоже получилось, что порадовало. Вот только запрокидывать её на бок очень неудобно, надо будет на будущее протянуть вдоль бортов верёвку, которая, кстати, была в комплекте. Я просто не обратил внимания и оставил её дома, так как якорь с фалом у меня уже был.
В общем, выяснилось, что лодка отлично собирается / разбирается без помощи второго человека. Все клапана в одном месте, это очень удобно: один раз поставил насос на чистое место – и никуда его больше не перемещаешь. Электронасос в данном случае считаю лишним, я без особых усилий накачал лодку ножной моделью, входящей в комплект.
Скользящие банки, конечно, были бы гораздо удобнее, но понятно, что при не совсем ровном корпусе такое крепление проблематично изготовить. Впрочем, расположение выбрано продумано, а кормовую лавку я в последствии убрал совсем, для одного человека в лодке она не нужна. К мотору сделал удлинитель румпеля, сразу стало как-то просторнее. Все тяжелые вещи и те, что должны быть сухими, размещаются в передней части лодки, посередине пространство разделяет мягкая сидушка с подвесной сумкой. Кормовая часть полностью свободна для ног, вёдер, якорей и прочих грязно-мокрых дел. В этом плане очень комфортно получилось для меня. За что недолюбливаю ПВХашки, так это за вечный бардак под ногами и тесное пространство. Тут всё получилось гармонично, пространства больше именно там, где нужно.
Кстати, сумку я приобрел отдельно, такого же цвета, уж очень она красиво смотрелась с лодкой. Пока она в лодке – это удобная штука, но только пока в лодке! Чтобы пристегнуть / отстегнуть её на лавку приходится повозиться, в переноске на плече тоже очень неудобная, мягкая накладка не отстёгивается и мешает, куча застёжек раздражает, надо каждый раз ещё сообразить, что тут к чему пристёгивается! Проще снимать её вместе с лавкой, но это не всегда возможно, так как к лавке у меня ещё крепится эхолот и выведены клеммы с аккумулятора. В дальнейшем думаю либо отрезать её от мягкой сидушки совсем, либо наоборот пришить намертво, и убрать все эти бестолковые застёжки.
Дальше меня разочаровала скорость передвижения, этот мотор с минимальным для меня снаряжением выводить лодку на глиссер отказался... Мотор китайский 5 л.с., 4 такта, с родным винтом – явно слабоват! Без вещей, на пустой лодке выходит, но с трудом. Задирает нос и так идёт, чуть-чуть ему не хватает для толчка. Мой вес 80 кг. Для выхода на глиссер нужно перепрыгнуть вперёд на несколько секунд, и она выскакивает. Потом, пересаживаясь опять на корму, лодка не меняет скорости, идёт уже уверенно. Средний результат – 25 км/ч.
Данный феномен связан, я думаю, с узкой кормой – не хватает опоры. Вот тут плоское дно было бы очень кстати, этот мотор ранее толкал плоскодонную надувнушку примерно такого же размера гораздо шустрее. Проблема частично решилась установкой потом гидрокрыла на двигатель. При этом лодка не задирает нос, но на глис выходит очень неохотно, так и приходится подаваться всем телом вперёд. Возможно, с 2-тактным мотором, который легче и резвее, было бы лучше, но я их не очень уважаю и объяснять почему, тут не буду.
Не принесло никаких результатов поднятие мотора с помощью бруска на транце до правильного зазора с плитой. Регулировка наклона дейдвуда тоже не сильно повлияла на скорость движения. Но лодка стабильна, всё, что ей не хватает – это еще пары лошадок! Кроме того, мне стало понятно, почему производитель ограничил мощность двигателя 6 л.с. Лодка хоть и отлично держится на курсе, всё же очень маневренная. Опять же, из-за особенностей кормы разворачивается практически на месте. При более сильном моторе неосторожный хомячок при случайном повороте румпеля сильно рискует продолжить скольжение по воде уже без лодки! Пришлось потуже затянуть винт поворота мотора.
Итог: вес в сборе лодки с колёсами, вёслами, сидушками около 47 кг. Вес мотора с бензином в бачке около 25 кг. Мой вес 80 кг. Все вместе в районе 152 кг, как раз придел для 5 л.с.! Одна моя рыбацкая сумка весит 10 кг + канистра бензина 10л + припасы, и на глис уже не выйдешь. Получается, для бодрого передвижения одному среднему хомячку с вещами нужно минимум 6 лошадок.
С моим снаряжением для рыбалки + аккумулятор я смог выжать 14 км/ч. Для выхода на глисс требовалось 20 км/ч. На скорость не повлияло, как ни странно, и вынимание из лодки аккумулятора, который весил 15 кг, и ещё 5 кг груза. А вот после установки гидрокрыла прибавилось ещё 2 км скорости, т.е. в районе 16 км/ч, но это в водоизмещающем режиме с той же загрузкой. На пустой лодке в глиссирущем режиме эта штука скорости не добавила, но и, к моему восторгу, не снизила! Не знаю, может быть, я так придирчив к скорости, потому что всё лето плавал на чужом Баджере Fishing Line с 15-сильным движком, и мне теперь просто кажется, что мало. Возможно, для кого-то этого будет вполне достаточно!
Вот на веслах идти на лодке Эксель Лайн оказалось одно удовольствие. Я даже подумываю отказаться от электромотора, к которому давно привык на рыбалках. Заметил, что мне гораздо удобнее для коротких перемещений по водоёму схватится за вёсла, нежели тянуться к электромоторчику.
Очень порадовало, что за 20 км пути, которые я, кстати, проходил на этой лодке уже четыре раза, при умеренной волне никакие вещи не намокали. Забрызгиваемость практически отсутствует! Наклонный транец тоже неплохо справляется с волной. Когда уже думаешь «вот сейчас захлестнет!... Ан-нет, опять пронесло!» Брызги в разные стороны, но только не в лодку. Это приятные мелочи.
Подведём итоги. Качество склейки хорошее, только навесные пластиковые детали транца приделаны как-то халатно. Не понравился сливной клапан: в стиле сантехнической затычки на верёвочке снаружи. Почему бы его не сделать в виде шторки изнутри – я видел на других лодках. Неужели это сильно повлияет на цену? К тому же, на последнем выходе при сливе из него выпала мембрана. Я случайно обнаружил её на песке. Было уже темно, возится не стал, положил в карман, не забыть бы в следующий раз...
Ещё, мне кажется, грани щитов пайола, которые контактируют с лодкой, тоже достаточно грубо обработаны. Со временем обязательно протрёт до дыр, придётся их обработать самому.
А вот 320-й размер лодки оказался оптимальный для меня: много места, при этом я могу дотянуться до носа лодки без лишних перепрыгиваний, просто опираясь на борт лёжа. Остойчивость лодки отличная. Вдвоём на ней ходить ещё не приходилось, но, думаю, будет достаточно удобно. По камышам лазить хорошо, задним ходом выплывает гораздо легче, чем другие модели. Киль оказался неплох в плане жесткости пола. Я не заметил движения щитов между собой. Пайол очень жёстко сидит, и отсутствие всяческих стрингеров и лишних приблуд этому не мешает. Ещё бы я с удовольствием купил пластмассовые крепления для тента, для его самостоятельного изготовления, но мне сказали, что Баджер их отдельно не продаёт. Очень жаль, буду искать.
А в целом – лодкой доволен! Одна только проблема: придётся теперь подыскивать к ней другой моторчик.
Валерий Владимирович, vv-@bk.ru, Самара