Введение. О покупке лодки с транцем под мотор я еще начал думать осенью в прошлом году. Этому выбору способствовало мое увлечение ловли хищной рыбы спиннингом, на джиг. Объектом моей охоты в основном был крупный окунь, и ловля проходила на большом водоеме северо-западного региона – финском заливе. Гребная лодка, с которой я рыбачил, «Solo 250», по своим параметрам меня всем устраивала, и с своей задачей справлялась. Но, к сожалению, на большом водоеме грести веслами, чтобы добраться до заветных точек, где располагалась рыба, иногда расположенных друг от друга на 2-3 км, было тяжеловато. Часто приходилось пересматривать тактический подход рыбалки в другую, как правило, худшую сторону, а если еще дул неприятный ветер в сторону берега, то перемещение становилось практически невозможным.
Основные требования к подыскиваемому плавсредству: компактность, надежность и относительная легкость лодки для переноски, как к месту ловли, так и подъема в квартиру на 10 этаж.
Прочитав кучу форумов по водомоторной тематике и выслушав мнение многих людей, я так и не пришел к единому мнению, какая же лодка, учитывая мои пожелания, мне больше подойдет. И вот в один прекрасный день, обсуждая на одном всем известном форме http://forum.maxfishing.net мои варианты выбранных к покупке лодок, представитель компании «Баджер» предложил мне взять на тест планируемую к выпуску лодку Utility Line 300. Прочитав основные характеристики предлагаемой на тест лодки и поняв, что они сходятся с моими требованиями, я согласился. Забирая тестовую лодку я был очень сильно удивлен тем, что она поместилась в багажник моей легковушки, несмотря на то, что там лежало немало «нужных» вещей.
Описание и основные характеристики лодки
Поостыв от первых положительных эмоций от лодочки, я приступил к анализу тестируемого образца. Первым делом захотелось узнать вес, проверить в накаченном виде и понять, как долго её придется собирать. По итогу взвешивания получилось:
• Вес лодки в сумке с веслами, банками и ремкомлектом – 39,5 кг
• Вес «шкуры» лодки – 21,1 кг
• Вес пайолов – 9,1 кг
• Вес банок – 3,7 кг
• Вес лодки в сборе с веслами без передней банки – 33,5 кг
Первое неудобство, которое я испытал: лодка шла в переносной сумке, по типу конверт и все пайолы и банки находились в нем одном, и по весу была тяжеловата для переноски. Сразу напрашивалась вторая сумка для переноски банок, насоса и других комплектующих. Полагаю, что этот недостаток можно отнести только к тестовому образцу, так как в анонсе завода изготовителя сумка под пайолы предусмотрена.
Проблема была решена покупкой дорожной сумки подходящего размера, куда я и расположил пайолы, банки и остальные комплектующие к лодке. Наличие такой сумки также удобно тем (особенно если она еще и водонепроницаема), что ее можно брать в лодку и, располагаясь между транцем и задней банкой, сумка не доставляет неудобств. Переносить разделенный комплект стало гораздо легче, и в дальнейшем сумка с пайолами и банками постоянно находилась на хранении в багажнике авто и не требовала постоянной переноски домой.
Сумка «конверт», выполненная из прорезиненной ткани, очень удобна при сборке. Разложенный «конверт» служит дополнительной защитой от берегового мусора и песка при сборке / разборке.
Сама лодка состоит из трех отсеков и имеет вклеенный надувной киль. Расположение клапанов позволяет, не бегая вокруг лодки, произвести накачку практически с одного места.
Чуть подкачав лодку устанавливаем пайолы. Сборка пайолов происходит быстро. Они имеют разную форму, поэтому визуально понятно, как и куда каждую устанавливать.
Далее устанавливаем банки. Накачиваем до установленного давления баллоны и киль – лодка готова. Первая сборка у меня заняла порядка 20 минут, что считаю хорошим результатом, так как это не намного больше времени, чем подготовка обычного надувного судна.
Хочу обратить внимание производителя на банки, которыми была укомплектована лодка. Они разные по длине и ширине и толщине. Короткая банка легко вставляется в крепление при накаченной лодке, но так же легко, практически без усилия, вытаскивается. Так при подъеме лодки на плечо, передняя банка вылезла из пазов крепления и осталась у меня в руке. Считаю, что это опасно на открытой воде, как человеку сидящему на ней, так и спиннингам, и другим вещам, которые, как правило, располагаются в районе передней банки. Основную (длинную) банку также можно вставить при накаченной лодке, но уже со значительным усилием и вытащить её из пазов установки самостоятельно трудно.
Визуальный осмотр качества склейки стыков лодки меня полностью удовлетворил. Я не обнаружил каких-либо подтеков в стыках днища и баллонов. В накаченном виде, по корпусу и днищу лодки не было выявлено «гармошек» и перекосов. Киль лодки дополнительно усилен, что уменьшает воздействие на днище при вытаскивании на берег. В носу лодки вклеена проушина для переноски и крепления якоря. На концевиках приклеены ручки, которыми удобно пользоваться при переноски лодки вдвоем.
Измерив основные размеры лодки, получаем данные, сопоставимые с заявленными заводом-изготовителем:
• Длина – 301 см
• Ширина – 151 см
• Размер кокпита – 174* 61 см
• Толщина баллона – 45 см
Визуально накаченная лодочка выглядит гармонично и красиво. Бело-серый верх заметно защищает её от солнечного нагрева.
Ходовые испытания
Ходовые испытания проходили под двухтактным мотором MERCURY 5, с комплектом вещей и 10-литровым баком в носу лодки. Передняя банка была убрана по выше указанной причине.
Крепления мотора на транец хватило почти впритык, оставалось порядка 5 мм до упора винта в станину. Высота транца под мотор оказалась оптимальной и не требовала «шаманства» с прокладкой и регулировкой подъема двигателя по высоте.
Ход у лодки под веслами в относительно спокойную погоду можно оценить на «хорошо». Подруливание против волны было незначительным. Благодаря остроконечному, незадранному сильно вверх носу, курс не сбивался.
Под мотором лодка показала себя с лучшей стороны. В небольшую волну до 0,4 м мне удалось разгоняться до 25 км/ч, что для данного комплекта весьма неплохо. При этом выход лодки в режим глиссирования начинался где-то с 14-16 км/ч.
При движении лодки против волны высотой порядка 0,5-0,7 м и встречном ветре, комфортно было передвигаться со скоростью 8-13 км/ч. При этом встречная волна не захлестывала нос и кокпит, а курс почти не сбивался и подруливание проходило в обычном режиме. Установленные косынки (комингсы) препятствуют захлестыванию лодки водой с транца, как при движении, так и при стоянке на якоре против волны.
При ловле с лодки стоя на якоре, я комфортно садился на баллон, и при этом захлестывания вды от волн отсутствовали. Большой баллон (для лодки данного класса) – 45 см. Это плюс, который также положительно сказался и на мореходных качествах судна.
Что касается эргономики расположения сидений, то я бы сдвинул заднюю банку на 5-10 см вперед, так как для выхода лодки в режим глиссирования приходилось иногда немного смещаться. При этом колени, скорее всего, будут упираться в переднюю банку, а перемещать ее, учитывая размеры лодочки, практически некуда.
На мой взгляд, для данной лодки было бы оптимально поставить крепление банок по типу «ликтрос». Данное крепление было бы более функциональным и позволяло настраивать положение банок под конкретных пользователей. Небольшие трудности, которые возникают при установке банок в крепление ликтрос, компенсируют недостатки статичного крепления банок, а с возможной проблемой перемещения банок по ликтросу можно бороться установлением простого болта в пластиковое крепление банки.
Выводы
Тестируемая модель лодки Utility Line 300 (UL 300) компании «Баджер» у меня оставила положительные впечатления. При своей компактности данная лодка хорошо перемещается по воде, как на веслах, так и под мотором. При движении по волне так и против, лодка показала хорошие мореходные качества, что актуально, когда передвигаешься на большом водоеме на удалении до 5 км от берега по локальным точкам.
Толстые баллоны и надувной киль жестко удерживают пайолы, и за время моих испытаний он ни разу не переместился и не прогнулся от встречных волн. В относительно спокойную от ветра погоду в данной лодке можно спокойно стоять на полу, не опасаясь смещения пола.
Единственный не критичный минус, который особенно будет важен при использовании лодки для перемещения вдвоем – это крепление банок. Мне кажется, система ликтрос для данной «малышки» будет актуальней. Расположение банок будет функциональнее, и каждый потребитель сможет настроить их положение под себя.
Кроме того, хочу обратить внимание на комплектацию. Лодка мне досталась упакованной в один конверт (я отношу этот минус на тестовый образец, в анонсе завода-изготовителя сумок в комплекте две). Не каждый может переносить на плече 39,5 кг. И разделение комплекта лодки на две части считаю оптимальным.
Данную модель могу ответственно рекомендовать рыболовам, охотникам и отдыхающим, которые любят проводить свой отдых на воде и обеспокоены своей безопасностью. Также эта лодка прекрасно справится с заброской двух-трех человек в базовый лагерь на относительно спокойных водоемах. На мой взгляд, использование данной лодки с мотором до 5 л.с. позволило получить сбалансированное плавсредство для перемещения по воде, без потери мореходных качеств. К тому3 же, лодка не требует регистрации в ГИМС.
Если использовать оценку по 5 бальной шкале, то я оцениваю лодку Utility Line 300 на 5 с маленьким минусом.
Вячеслав Сафронов, vgsafronov@list.ru