В далеком теперь уже 2004 году я с замиранием сердца разворачивал только что полученную в транспортной компании, новенькую, пахнущую клеем, упаковку с моей первой надувной моторной лодкой. Ею был Badger SD360. Сейчас эта модель не выпускается, на смену пришли другие модификации.
Сегодня рынок завален самыми разнообразными марками лодок, счет названий идет на десятки, если уже не на сотни. А тогда… Помню жаркие дебаты в рыболовных кругах, что лучше – Лидер, Кайман или Баджер. Лидер потяжелее, хуже собfирается, Кайман полегче, более скоростной. Про Баджер ходили разные слухи: и качество-де хромает, и собирается нелегко, да и вообще – как можно покупать лодку, не глядя? Я слушал, сравнивал и… ездил. Точнее, ходил, конечно же, мы же почти моряки. Четыре сезона SD 360 отслужил верой и правдой. Нептун 23, бывало, капризничал: то не заведется, то не тянет, но в целом комплект был вполне гармоничным, – с грузовым винтом мотор не быстро, но все же поднимал на глиссер Баджер с тремя взрослыми седоками и вещами для трехдневной рыбалки. И вот уже лодка летит вперед, совсем немного брызгая задней третью корпуса. А потом я купил «скоростной» винт для трудяги Нептуна и разогнался аж до 50 км/ч. Правда, по течению. Скажу честно, было страшновато – легкая пустая надувная лодка практически не касалась воды. Модель SD 360 была относительно слабокилеватой, она легко набирала скорость, но удерживать ее прямой на высокой скорости было непросто.
Колеса на транец (тоже купленные на Баджере) сделали комплект еще мобильнее, бывало, лодка ночевала во дворе, а утром оттуда, не снимая мотора, на колесах я скатывал ее к реке, и – в путь.
За все время использования не помню особых хлопот с лодкой. К концу эксплуатации из повреждений на SD 360 наличествовала лишь небольшая потертость материала днища в районе транца, да стал чуть приспускать киль. При внимательном изучении оказалось, что вдоль киля, по линии соприкосновения его материала с нижней поверхностью пайолов в собранном состоянии, образовалось некоторое количество микроскопических дырочек, протертых, вероятно, песчинками, которыми очень богата рыбацкая практика. Дырочки были именно что микроскопическими, однако за ночь киль спускал вполовину. Пришлось приклеить вдоль киля ленту ПВХ, специально присланную с Баджера, травление прекратилось.
Прошло четыре сезона, и как это часто бывает в жизни, захотелось чего-то большего. Тогда я еще не знал, насколько большего. Кризис 2008 года гулял по миру, весело жонглируя ценниками, и старый добрый Badger SD 360 довольно быстро перешел в другие руки, оставив о себе теплую память и вполне приличную сумму наличными. Из магазинов сметали все подряд (кризис в России – скупаем всё!), маломощные иномарочные моторы расходились как горячие пирожки («берите сегодня, завтра будет дороже!»), и я тоже не смог отбиться от очередного желающего купить мой Нептун.
Я – «безлошадный»? А как же мокрый ветер в лицо, шелест убегающей из-под лодки воды, рокот мотора за спиной, рыбалка, наконец? Ужас положения подвигнул к активным действиям, и скоро я с натугой загружал в машину коробку с новеньким 30-сильным «японцем». Я вообще не поклонник маленьких вещей, а когда обнаружилось, что Тохатсу-30 стоит дешевле, чем 15-18-сильные моторы (чудеса кризиса!), да еще и есть в наличии, выбор был предрешен.
Тридцать сил… Пятьдесят два кило железа… Казанка, Южанка, Крым… Где их хранить? А прицеп? А спуск на воду где-нибудь за 300 км от города, где берегом реки может вполне оказаться болото? А вдруг бывает надувная лодка под мой новый мотор??? Интернет-браузер послушно открыл давно знакомый адрес – www.badger.ru. Бывает!
Коробка чуть меньше предыдущей, грязноватая, но вроде бы целая, уже более привычно ложится в автомобиль. Знакомый запах клея, знакомые светло-серые очертания… Badger Heavy Duty 390 набирает объем под вой электрического насоса и… не помещается в комнате. Корабль! Настоящий корабль. Огромные баллоны, алюминиевый пол. Отличия заметны.
Наконец-то наступает сибирское лето. Оно короткое, но на сборку лодки должно хватить. Новая лодка на берегу. Рядом уже не только Лидеры и Кайманы. Лодки всех цветов радуги и самых разных очертаний. Сузумары и Ямараны, Стингреи и Бриги, и прочие неведомые надувные создания. «Ого, это что за пароход?» Баджер! Внимание гарантировано.
Лодка просто огромна. Нет, понятно, конечно, что есть надувные лодки и 5.5 метров длиной, но это все же специальные изделия, любительская рыбалка с них на реке – вряд ли рядовое событие. Большие баллоны серьезно добавляют уверенности. В лодке очень удобно стоять, упираясь коленями, на ходу киль уверенно режет волну, совсем не брызгая в кокпит. Мотор 30-ка дает свободу действий, – нет нужды задумываться об укладке вещей и экономии веса. Были опасения, как транец выдержит большую мощность мотора, все же он вклеен в мягкий материал, но за все время эксплуатации не появилось и намека на проблемы в данном месте.
Что касается веса самого комплекта… Двое взрослых вполне справляются и с лодкой и с мотором, конечно, не без труда, но все же вес HD 390 отличается от «обычных» ПВХ-лодок размеров 3.60-3.90 м не в 2 раза. Кто не хочет или не может носить тяжести все равно выбирает лодки поменьше.
HD 390 – лодка не скоростная. На штатном винте Тохатсу-30 в стоячей воде разогнал ее лишь до 42 км/ч. Правда, не подбирал ни винт, ни высоту подвеса мотора, можно было бы, наверное, добавить пару-тройку километров.
Новая лодка отличалась от предыдущей всем – большими баллонами, алюминиевым полом (и банками), гораздо более развитым килем. При взгляде с носа обводы казались чуть ли не тримаранными. Очень большое пространство кокпита, двое взрослых рыбачат свободно, не мешая друг другу. К слову, алюминий в качестве материала пайолов мне понравился меньше фанеры. Неудачно уронили якорь – очень заметная на красивой серебристой поверхности вмятина, еще более неудачно уронили один из щитов самого пайола, - начали поскрипывать полосы, из которых этот щит набран. Не говоря уже о ледяных прикосновениях во время сборки-разборки поздней осенью. Хотя, возможно, я излишне капризен. Кстати сказать, банки из «крылатого металла» - выше всяких похвал! Точно знаешь, что под тобой ничего не сломается (с фанерными банками – бывали случаи), при этом легкие и аккуратные.
Если SD 360 выходил на глиссер, как бы переваливая водяное «бревно» (при нормально накачанной лодке этот эффект был минимален, но все же присутствовал), то HD 390 за счет развитого киля просто разрезал воду и легко «вставал на ход». Даже груженая лодка легко выходила на глиссер с минимальными усилиями, без всяких переходных режимов, тем более что мощность мотора позволяла это сделать практически при любой разумной загрузке.
Не обошлось без небольших проблем. На новой лодке отказался ровно становиться знаменитый твин-киль, - при произвольном накачивании образовывался флюс с одной стороны, клапан «уезжал» в сторону, заламывая шланг. Летом, в теплую погоду, пока материалы были мягкими, некоторыми усилиями можно было удержать строптивца более-менее прямо в процессе накачки, поздней осенью же, при минусовых температурах, задубевший киль то и дело норовил отбиться от рук и вставал неровно, несмотря на все прилагаемые старания. Проблему на Баджере устранили зимой, переписка с сервисом прошла быстро и четко (вообще, сервис – общепризнанная сильная сторона Баджера), лодка побывала в Питере за счет фирмы, и со второго сезона пошла как по рельсам. Заодно переделали систему крепления сидений, - мне как-то не приглянулась подвижная система с лик-тросом, фиксированные петли, на мой взгляд, удобнее, - и вставлять скамейки легче, и не «ёрзают» они туда-сюда в процессе движения, норовя упереться в румпель, например.
Еще одна, не то чтобы большая проблема, а так, недоразумение, - в комплекте с Тохатсу-30 HD 390 имеет повышенное брызгообразование за кормой. Переставка мотора на разные «дырки» особой пользы не принесла. Гораздо заметнее сказалось подкладывание под мотор проставок разной толщины, но совсем от брызг избавиться так и не удалось. Впрочем, брызги не носили катастрофического характера, от установки брызгозащитной пластины отказался, со временем просто перестал обращать на них внимание, в кокпит они не попадали.
За время пользования Баджером HD 390 «сносил» 2 сумки для упаковки «шкуры» (сначала оторвались ручки, потом начали отрываться утягивающие лямки), и несколько насосов. Вообще, сумки – слабое место не только Баджера. Что мешает разным производителям сделать те же лямки, к примеру, в два раза шире и, соответственно, прочнее, а заодно пришить их по всей длине упаковки, чтобы силовым элементом упаковки служили они, - решительно непонятно. С насосами примерно та же история, - ломаются и ножные, и ручные, и электрические.
За время эксплуатации двух лодок накопились разные мелочи, частью выписанные с того же www.badger.ru, частью купленные в магазине. В ящике с запчастями лежит пара манометров, показывающих разное давление в одном и том же баллоне. Хотя сам по себе манометр – вещь и небесполезная, но как-то не прижились они у меня. Рядом скучает набор UniMount. Приклеивал два «пятака» из трех на SD 360 (набор присылали на тестирование), но потом один отвалился сам, оставшийся пришлось оторвать, - так и не придумал, что на них прикрепить. Лежит невостребованный тент. На SD 360 натягивал пару раз, для HD 390 – коротка оказалась «кольчужка». Стоит в углу одинокое весло, было дело, оставил на берегу одно, выписывать – долго ждать, пришлось идти в магазин, талантливые торговцы продавали только парой. Весла, кстати, у Баджера отменные, прочные.
Жизнь не стоит на месте. Хочется чего-то нового, в том числе и новых ощущений на воде. Я использую лодку почти исключительно для рыбалки, поэтому лодка, по моему мнению, должна быть:
а) надежной (заниматься ремонтом за несколько десятков километров от ближайшего жилья – удовольствие небольшое);
б) относительно компактной; раз уж я до сих пор не перешел на металлическую или пластиковую лодку, имеющееся судно должно без труда помещаться в багажник вместе с мотором, оставляя место и для других вещей. Перевозка надувной лодки на прицепе, в собранном состоянии, на мой взгляд, оправдана при сравнительно небольших расстояниях до воды, а возить так комплект за пару сотен километров, да еще зачастую по плохой дороге, - выглядит почти насмешкой над самой идеей надувной лодки;
в) легко и быстро собирающейся и разбирающейся, в том числе в холодную погоду.
Прочие характеристики, такие как скорость, например, для меня менее важны. Рыба – не заяц, гоняться за ней приходится не часто.
Опять прошли четыре сезона с Badger’ом, и теперь уже HD 390 стал дожидаться нового хозяина. Как ни странно, несмотря на несколько нетипичный (и не дешевый) комплект, покупатель нашелся довольно быстро. Забрал мой пароход вместе с мотором, сложил все в объемистое нутро Лендкрузера и уехал. Надеюсь, не пожалел.
А я опять начал выбирать. Для начала осуществил давнюю мечту, и на тележке под мотор прописалась серебристая красавица Хонда о двадцати полновесных силах.
Теперь к лодке. Проанализировав рынок, я понял – мне нужна лодка с надувным дном. Именно она отвечает всем трем вышеописанным требованиям. Лодки с аирдеками еще встречаются, но уже явно уступают нишу НДНД – надувному дну низкого давления. И тут – о ужас! – я не обнаружил на Баджере того, что мне нужно. Да, есть лодка Badger Air Line, но внимательно изучив конструкцию, я все же решил отказаться от нее. Может быть, мне не хватило, как сейчас модно выражаться, креативности, и отпугнула черно-красная цветовая гамма, может, что-то еще, но так или иначе впервые за свою водно-моторную жизнь я изменил Баджеру.
Новая лодка вполне справляется с возложенными на нее задачами. Ее легко переносить, полностью накачанная она весит меньше 50 кг. Электрический насос Bravo BST12 (очередное спасибо Баджеру) накачивает ее за 12 минут, и после того, как он смолкнет, больше не надо делать абсолютно ничего, лодка полностью готова к плаванию. Так же легко ее собирать – просто открываешь клапана и сворачиваешь в один «тюк». Перед этим, если позволяет погода, можно плеснуть ведро воды в лодку, и перевернуть ее, этого вполне хватит для мытья.
Хонда-20 легко разгоняет ее до 47-48 км/ч, даже со штатным винтом. Правда, здесь кроется подводный камень, с которым вполне можно повстречаться лично, если не проявить должной осторожности, - пустая лодка с одним седоком очень легко переворачивается, это оборотная сторона ее малого веса. Необходимо загружать нос, хотя бы бензобаком.
Сравнивать надежность и прочие подобные параметры рановато, лодка только-только отходила один сезон, да и то, по личным обстоятельствам, не слишком насыщенный. Хочется надеяться, что когда придет время менять и эту лодку (ничто не вечно), можно будет набрать в адресной строке браузера знакомое www.badger.ru и выбрать там любую лодку, с любым дном, любого цвета. Хотя меня в течение 10 лет вполне устраивал светло-серый цвет с красными полосами, и такой привычной надписью Badger на борту.
Игорь Владимирович, mps8@mail.ru, Томск