Приобрел я лодку ПВХ SD 330 в далеком 2004 году. Наверное, и у нас на Верхней Волге я был тоже одним из первых владельцев такой посудины. Вообще-то права на лодку у меня с 1982 года, была в эксплуатации модель «Воронеж» с мотором Вихрь 30. Когда я собирал и надувал лодку ПВХ на берегу Волги, народ подходил, удивлялся, интересовался ценой, весом, удобством эксплуатации, а потом я уже встречал этих людей на воде, на аналогичных суднах.
Выбор в те годы был не сильно большой, но был, и я чуть не купил лодку 330 см с крокодильим названием в г. Химки. Она была дешевле SD 330, и я уже приехал с деньгами забирать лодку, но продавец оказался, мягко говоря, не очень добросовестный. Печать на договоре купли-продажи проставить отказывался, подпись на нем заставлял поставить замыленного работягу, который менял масло в редукторе на моторе какого-то клиента. Короче, мы с женой развернулись и уехали. А через две недели я уже получил по почте из Санкт-Петербурга посылку с лодкой Баджер.
Качество склейки, фурнитура, весла, ножной насос – все было достаточно хорошего качества, если не сказать больше. Читая сегодняшние отзывы владельцев, могу сказать, - отличного! За 10 лет эксплуатации швы и материал держат давление неделю без подкачки. Весла, правда, в соединении разболтались, но это легко лечится подмоткой прозрачного канцелярского скотча. Для удобства сборки я верхнее и нижнее звенья каждого весла замаркировал краской. Диаметр в зоне стыка после подмотки стал немного разным, а аккуратные точки красного или черного цвета в пластиковых лопастях и на рукоятках облегчают сборку.
Если не делать подмотку, в стык весел попадает вода, и в течение дня рыбалки от вибрации из стыка на светло-серый материал начинают вытекать капли и ручейки от выработки алюминия. Легче предотвратить источник проблемы, чем оттирать потом засохшие потеки.
Номера на борт (в 2004 году полагалось иметь обязательно) я нанес водостойким фломастером, аккуратно нарисовав периметр цифр через бумажные трафареты на компьютере, а потом дети на берегу Ахтубы зарисовали поле внутри цифр. Через пару лет чешский фломастер выгорел на жарком южном солнце, я купил немецкий, он оставил номер жирный и четкий до сих пор. Моторчик Nissan (Tohatsu) 9.8 был подобран в комплект на двоих максимум, или на одного пользователя. За десять лет я поменял два комплекта свечей, да и винт сильно ободрал в этом году на Рыбинке, надо будет зимой заменить.
Полы были (и есть) деревянные, прошу прощения, фанерные, крашеные зеленой краской с металлическими окантовками. В отличие от алюминиевых они очень комфортны в любую погоду, что на Ахтубе в 40 градусов, что осенью у нас на Иваньковском. За время эксплуатации слегка разболтался крепеж этих окантовок и сильно выгорел верх, стал больше рыжим, чем зеленым. Продольные бимсы из алюминия всегда вставляю с подкладкой под днище лодки, - очень помогает. А для разборки этих же бимсов выточил на работе пластиковую лопаточку шириной 40 мм и толщиной в палец. Она лежит в боковом кармане упаковочного чехла, про который ничего хорошего сказать не могу: неудобный, непрочный, бестолковый, короче. Он порвался у меня на 3-м или 4-м году, жена его несколько раз штопала, но другого нет. Намного удобнее чехол-сумка другого изготовителя лодок ПВХ из г. Новосибирска.
На фланце под мотор образовались впадины от струбцины под эхолот и треснул пластиковый клапан слива, держится практически на одном из 2-х винтов, но не течет, и я его не трогаю. Расслоений панелей пола и транца нет до сих пор, качество водостойкой фанеры отличное.
Обводы считаю неплохими на уровень 2004 года. Высоко задранный нос позволяет ходить не только по тихим речкам, но и в непогоду на Рыбинке, когда уже приходится идти по волнам в водоизмещающем режиме. Вот ассиметричные концевики баллонов сейчас опустили для уменьшения кобры на старте – это уже учли в новых лодках, и добавили на них сверху ручки – это большой плюс, у меня их нет. Удобная металлическая ручка – петля на носу, на моей лодке их не было, я купил и приклеил себе такую же, как на Баджере.
Скорость с одним человеком на борту – около 37-39 км/ч, вдвоем – 31-32 км/ч, вес хомячков – средний (76-83 кг). Недостатком обводов считаю забрызгивание через транец от винта. Мотор выставлен по всей науке: плита на 1см ниже днища, выше уже хватает воздух на поворотах. Сделал из тонкого пластика (1-1.5 мм) две пластины трапециевидной формы и подкладываю их под мотор на верхней полке транца слева и справа, а потом затягиваю струбцины мотора. В новой моей лодке уже есть вклеенные уголки по днищу, которые снимают такую проблему.
Транцевые колеса не стал покупать и ставить, – условия эксплуатации не способствовали этому. На Ахтубе стояли на высоком обрывистом берегу, на Рыбинке то же самое. В остальных местах использовали как раз преимущество ПВХ – можно подъехать прямо к воде и собрать лодку на берегу.
Все годы использовал родной ножной насос из комплекта для накачки баллонов. Долго, муторно и ненадежно. Купил сейчас на Баджере электронасос Браво BTP12. Красота! Качаю им и старую лодку, и новую минут за 15 вместо 45-50. Кстати, родной ножной насос из комплекта служит мне до сих пор! Раскрою маленький секрет. Качество ткани, которую использовали (используют до сих пор?) для насоса не выдерживает никакой критики. Когда насос у меня перестал качать, я внимательно рассмотрел места утечек воздуха: основная стеклоткань рогожного плетения не пропитана герметичным составом на всю толщину, а этот слой покрывает ткань сверху тонкой пленкой, которая на складках быстро лопается, и ткань в этом месте теряет герметичность. Вы уже качаете не внутрь баллона, на улицу – воздух выходит через эти трещины. Ну, что делать на берегу великой русской реки со сломанным насосом? Правильно! Послали гонца за пивом в ближайшее сельпо, а заодно с заданием купить какого-нибудь клея. Пиво «Волжанин» очень хорошо помогает процессу ремонта на жаре в 42 градуса. Нужно клей типа «Момент» тщательно выдавить внутрь насоса в зоне расслоения (отверстия), затереть клей, используя чувствительный органолептический прибор марки «палец», дать высохнуть 20-30 минут. Правда, при накачке к наружному слою клея приклеиваются трава и листья, но это мелочь, которой, ради достигнутой цели, можно пренебречь… Данный ремонт приходилось повторять несколько раз, но, повторяю, насосом я пользуюсь до сих пор.
От новой лодки насос ножной – маленький, и мне не нравится, а этим я создаю вакуум (отсасываю воздух из баллонов) для более компактной укладки лодки в машину. Еще был с годами произведен ремонт зоны крепления сиденья слева, это наиболее нагруженная от веса водителя зона. Накладка ПВХ ослабла, и капроновая петля, удерживающая сиденье, выскочила. Ездить стало невозможно. Еще отошла пластиковая накладка возле транца. Я обратился к тому самому мастеру ремонта лодок из Химок, но получил отказ. Пришлось изучить технологию склейки и ремонта и все сделать самому. С нагревом клея замечательно получилось, и ремонт держится уже 4-й год.
С годами мне стало тяжеловато таскать и собирать в одиночку лодку с фанерными полами. Я писал и в Баджер свои пожелания по модернизации моделей, и Максу Балачевцеву, но ответа не получил. А смысл очень простой: уже несколько производителей в России изготавливают и продают лодки с НДНД. Они имеют свои недостатки, но их основное преимущество – малый вес – все перекрывает. Зимой 2014 г. я приобрел лодку размерности 310 см Новосибирского производителя, летний сезон откатал, очень доволен, и единственное, о чем жалею, что это не лодка марки Баджер.
Сергей Николаевич, j_laker@rambler.ru, Московская обл.