Я пользуюсь насосом БРАВО BST 12 уже восьмой сезон. Четыре года я качал лодку КвикСильвер 380, после и по настоящее время – Баджер FL 330AD. Восторг первого этапа владения, когда ты, без каких-либо проблем и энергозатрат стоишь, покуривая и наблюдая, как вокруг исполняют дабстэп на ножных насосах, а твоя лодочка уверенно и быстро, сама собой принимает форму, на втором году использования прошел.
Теперь уверенности придает не сама помпа, а то, что в багажнике есть еще и ножной насос – на всякий случай. А случаев за это время бывало, блин, всяких. Не уходя в лирику, постараюсь описать основные, на мой взгляд, достоинства и недостатки, которые лично я выявил.
Итак, сначала по мелочам. Длина проводов и шланга, крокодилы, форма и материал корпуса, цвет и материал сумки вопросов у меня не вызывают никаких. К роторному нагнетателю (низкого давления) тоже претензий нет. Знакомые юзеры говорили, что у кого-то двигатель выходил из строя, но сам я с проблемами ступени низкого давления не знаком.
Отдельно и подробно про поршневой насос высокого давления. За 7 сезонов эксплуатации разбирал / собирал свой БРАВО, и не вспомню, сколько раз. Как по экстренным случаям, так и для регулярных чисток-смазок.
За это время случалось:
- «съело» зубцы на большой шестерне (это не лечится – только замена);
- вырвало ось шатуна из основания большой шестерни – 2 раза;
- сломалась ось большой шестерни (поломка редкая, но, тем не менее, было и такое);
- сломался шатун – 3 раза (только замена);
- сломалось гнездо шатуна на поршне.
При первой серьезной поломке я заказал в интернет-магазине Баджер узел (насос высокого давления) целиком. Кстати, к работе интернет-магазина претензий нет – консультации квалифицированы, оформление и доставка – оперативны, насколько это возможно. В дальнейшем я использовал имеющиеся запчасти – свои и знакомых пользователей.
Опишу приобретенный при такой жизни опыт. Не надо лениться: регулярно вскрывать насос для чистки от пластиковой пыли и мелкой стружки, которая неизбежно образуется при работе механизмов, т.к. ведущая шестерня на валу моторчика металлическая, а большие рабочие шестерни – пластиковые. При этом нужно внимательно осматривать рабочие шестерни, аккуратно надфилем удалять припаявшуюся стружку, наплывы, заусенцы.
Периодически нужно удалять всю смазку, постепенно накапливающую мусор и превращающуюся в абразивную массу. Для свежей обильной смазки вполне подходит Литол. Процедура разборки, обслуживания и сборки не занимает много времени, и для человека, у которого руки растут из плеч, проблемы не составляет.
Немаловажно следить за исправностью регулятора давления. Если насос перестает отключаться автоматически, это обязательно нужно устранять. Эта неисправность – верный и, поверьте, недолгий путь к гораздо более серьезной поломке.
Скажу сразу – при поломке, а они происходят всегда на рыбалке, починиться практически нереально, т.к. в насосе отпасть, раскрутиться, слететь ничего не может. Поломки – это всегда «что-то сломалось». Моментальные клеи на циакриновой основе пластик, из которого изготовлена механика, не берут. Только двух- и трехкомпонентные отверждаемые смолы (например, Поксипол или эпоксидка). Из этого вывод – сделаны детали из полиэтиленовой массы (что имеет еще один отрицательный аспект, о котором ниже). Я на всякий случай вожу с собой про запас последний запасной шатун и восстановленную своими силами шестерню.
О ремонте отдельных деталей. От восстановления поврежденной зубчатой части шестерен и склеивания сломавшихся шатунов я отказался после первых же попыток. Процесс непростой и себя не оправдывает. Все равно ломается снова. Сравнительно успешно я ремонтировал вырванные шатунные оси упомянутыми смолами. Однажды попробовал переставить ось напротив развороченого штатного места, просто просверлив отверстие по диаметру крепежного винта – и получилось. Работает.
И, в заключении, о моих соображениях и рекомендациях производителю, если позволите.
1. Материал, из которого изготовлены детали насоса высокого давления, а особенно – рабочие шестерни, не соответствует условиям работы. Через две минуты после включения поршневой ступени аппарат значительно нагревается, а остывает очень медленно, т.к. корпус герметичен, а вентиляционные отверстия отсутствуют. Под воздействием температуры материал «плывет», нарушается геометрия конструкции. И даже если всегда, до буквы соблюдать инструкцию, рано или поздно деформации становятся критичными и механизм просто «идет вразнос». На ветке обсуждения товара этот вопрос поднимался, ответ был про сохранение доступной цены.
Считаю, что:
а) за действительно надежную вещь и заплатить не грех;
б) решен же этот вопрос у производителей автомобильных компрессоров, там даже в низшей ценовой категории таких проблем нет.
2. Другой возможный аспект решения вопроса перегрева – устройство эффективного охлаждения. Хотя этот способ может оказаться дороже, чем замена материала. Вентиляционные отверстия, закрытые мелкой сеткой, частично сняли бы остроту. Можно подумать над организацией активного охлаждения – установить крыльчатку, например. А еще, подсказывает мне творческая эйфория, можно сделать как-то так, чтобы роторная ступень не отключалась при включении поршневой, а работала, как охлаждающий кулер.
3. Практически весь этот опыт я приобрел вместе с покупкой АйрДека. Не дружат БРАВО и АйрДек. Набить дно высокого давления, не насилуя помпу, – невозможно. Качать в несколько подходов, периодически давая насосу остыть, – терпения не хватает, да и это сродни абсурду. А чем тогда его качать-то?! Это не снобизм – штатной лягухой докачать его невозможно. Но это уже совсем другая тема…
Вот, как говорится: что знал – рассказал. Для себя уже решил – пересаживаюсь на НДНД. И покупаю новый БРАВО.
Сергей Владимирович, cherepanovpost@yandex.ru, Удмуртия