Модель моего снегохода называется BRP FORMULA GT 580 SKIDOO (так написано в паспорте). Родная гусянка у него была 41 см. Максимальную скорость, какую я развивал по накатанному снегу, - 130 км/ч. Проходимость в пухляке была достаточно мала, т. к. сама гусеница была короткая, а снегоход на водяном охлаждении и весил примерно 360-380 кг. В глубоком снегу достаточно сильно проваливался, поэтому приходилось ехать на максимально выжатом газу.
Снегоход в основном использую для отдыха, иногда для охоты. Модель мне нравится тем, что она очень маневренная в сравнении с большими снегоходами (с гусеницей 51 см). Плюс, я постоянно занимаюсь буксировкой груза (банан для катания по снегу, парашют, лыжи).
Условия эксплуатации снегохода различные. Я ездил при температуре от -43ºС до +7ºС. Средняя температура использования от -15ºС до -20ºС. Во время сезона снегоход находится на улице возле дома, вне сезона храню в гараже. Во время переездов использую охотничий костюм с берцами. Если тепло, то горнолыжный костюм.
За один переезд максимально проезжал 128 км. Всегда приходится возить канистру с бензином для дозаправки снегохода. В среднем за сезон пробег составляет 1000 км. Сезон длится с ноября по апрель.
Как-то раз, год назад, я сильно увлекся загоном косули и не заметил, как кончился бензин. Канистры с собой не было. Пешком, по пояс в снегу, пришлось идти 15 км до трассы, откуда уже я вызвал подмогу. Поэтому бензин теперь вожу с собой всегда.
Эксплуатация производится на равнинной местности, иногда в лесу, где глубокий рыхлый снег. Я стараюсь каждый сезон прокатиться по льду реки и озера. Одно из таких катаний и привело к тому, что я порвал родную гусеницу.
Как это произошло. Чтобы поскорее добраться в нужный пункт, я ехал по льду реки, русло которой проходит мимо городских энергосетей. В начале февраля случилась оттепель, и лед стал тоньше. Городские электросети пустили горячую воду прямо в реку. Я на скорости 100 км/ч не заметил проталин и выехал на середину русла, где шел сток. Вдруг услышал хруст. Нажал на тормоз и увидел, как снегоход начал задом проваливаться под лед в одну из проталин. Я резко прибавил газу и снегоход встал вертикально. В таком положении я проехал метров пять, буравя лед. При этом задняя часть снегохода находилась под водой. Ну, вот – вылетел потом, как пробка, из полыньи и отъехал от того места подальше. Заглушил двигатель, перевел дыхание и увидел, что слева на гусенице имеется разрез длиной 8 см. Потихонечку поехал домой, пока ехал, разрез увеличился до 15 см и пошел надрыв гусеницы в другую сторону. На тот момент пробег был 4000 км.
Тогда я и зашел на сайт компании «Баджер». Я считаю, что информация о гусеницах на сайте изложена подробно, к тому же, всегда можно воспользоваться консультацией специалиста, как сделал я, т. к. нужного мне размера гусеницы (41 см) не было. Консультация специалистов очень помогла. В конечном итоге я выбрал более узкую гусеницу, но с более высоким грунтозацепом - Energy 9793T.
Проблем при получении не возникло, заказ пришел достаточно быстро. Упаковки вообще не было, что меня сильно удивило. При осмотре я увидел боковое повреждение гусеницы в виде небольшого надреза, пришлось обработать напильником. По конструкции вопросов не возникло.
Замена прошла в «гаражном» сервисном центре достаточно быстро. Инструкция мне не понадобилась, очень много информации есть в Интернете. Сложностей при установке тоже не было.
С новой гусеницей сильно изменились ходовые качества снегохода, но сказать что лучше – моя старая гусеница или новая – не могу. Все же раньше гусеница была 41 см и грунтозацеп 1.5 см, а теперь – 38 см и грунтозацеп 2.5 см.
Раньше я меньше проваливался в снег (хоть разница всего 3 см, она все равно ощутима), а сейчас проваливаюсь, но, опять же, проходимость увеличилась в разы и разгон стал более динамичен. Исчезли боковые сносы на разворотах и т.д. Ну и еще – снегоход стал сильно зарываться, поэтому приходится в пухляке газу давать аккуратно, иначе сразу сядет на раму, придется его выкапывать. В целом, гусеница сильно порадовала своими ходовыми качествами. По расходу топлива разницы не заметил, т. к. не контролирую расход, заправляюсь, как только датчик подходит к 0.
Конечно, гусеница – это одна из главных составляющих снегохода, но еще есть и другие важные факторы, от которых зависит, как будет вести себя снегоход. Например, длина базы снегохода, его вес, его мощность и т.д. Моя новая гусеница работает в разных условиях: и на льду, и по насту и в пухляке… Я бы поставил оценку 5+ по всем рельефам местности, кроме глубокого рыхлого снега, т. к. снегоход быстро закапывается.
При сильной нагрузке (3 человека на снегоходе), иногда, когда снегоход наезжает на кочки, слышно как цепляются грунтозацепы за радиатор охлаждения, который стоит под сиденьем. Если бы я выбирал гусеницу снова, я бы выбрал именно эту модель или модель с грунтозацепом ниже, например, 2 см.
Роман Александрович, dixisrex@bk.ru, Шадринск