Я вспомнил историю, прочитанную на одном форуме. Рыбак рассказывал, как пошел на подледную рыбалку, а возвращаясь обнаружил, что лед отошел от берега на 4-5 м, и на землю теперь не перебраться. Он и решил эксперимент провести от безвыходности: выпустил брючины костюма поверх сапог, плотно обмотал шнуром (а глубина всего чуть больше метра), разбежался, прыгнул в воду и дошел до берега, не промокнув. Мне стало интересно: а что будет, если я сделаю то же самое и зайду в воду на глубину больше высоты сапог?
Зайдя как-то раз на сайт «Баджер» я прочел в новостях о проведении конкурсного тестирования обуви Superlite®. Данная информация меня заинтересовала, и я решил поучаствовать, оставив заявку. Вот так случайно я и стал счастливым обладателем очень неплохих сапог Superlite Xenon зеленых. Остановлюсь в первую очередь на том, с чего начался процесс тестирования сапог, а именно – на выборе модели и размера.
Необходимость приобретения демисезонных сапог для рыбалки на осенний и весенний периоды появилась давно, и поисками подходящего товара я занимался уже некоторое время. На рынке, в основном, представлены либо модели обуви отечественных производителей, но за небольшие деньги, либо широко известные бренды, но по цене от 3000 т.р. выше. Мне требовалась обувь на температурный диапазон от +10ºС до -5ºС. В итоге, совершенно случайно мне попалась информация о сапогах Superlite Xenon. Почитав информацию о модельном ряде данных сапог я сделал выводы, что по сути своей это одна и та же обувь, отличающаяся цветом и наличием или же отсутствием утягивающейся манжеты.
Учитывая, что использовать сапоги планировалось при температурах до -5 градусов (а в это время наличие снега – явление обычное) я остановил свой выбор на модели с манжетой – Superlite Xenon зеленые.
Выбирать любую обувь заочно, скажу я Вам, дело неблагодарное. У разных производителей всегда отличается размер, высота подъема и т.д. В каких-то случаях это минимальные расхождения, а в каких-то – вплоть до целого размера. Спасибо информации на сайте «Баджер» о расхождении размеров и соответствии европейского ряда размеров ряду, привычному для нас. Про то, что обувь может не подойти по подъему, я совершенно не переживал, т.к. у меня подъем невысокий, и я привык, что проблем с этим нет. Хочется сразу отметить, что, как оказалось позднее, подъем у сапог не низкий. В принципе, информации по этим критериям на сайте достаточно. Хотя я все же переживал, что ошибусь с размером. Возможно, для большего спокойствия покупателей было бы неплохо поместить в комментариях к сапогам некую информацию о том, что реально промерены сотрудниками «Баджера» такие-то размеры, и они точно соответствуют таким-то.
Например, мой реальный российский размер обуви, надеваемой на тонкий носок – 41. Поэтому с учетом термоноска надо подбирать русский размер – 42, а европейский – 43. В любом случае, я не ошибся и при получении сапог убедился в правильности подбора размера. Первичный осмотр сапог показал соответствие заявленному качеству. Дефектов я не заметил. Хорошо рассмотрел структуру материала, используемого для слоя теплоизоляции и обеспечивающего одновременно с этим отвод влаги. Закралась мысль: «А ведь должно работать!»
Сапоги пришли как раз вовремя: планировался выезд на рыбалку. Итак…
Условия: дневная, ночная рыбалка. Температура ночью до -3, днем до +7.
Место: озера, протоки поймы р. Амур, раскисший глинистый берег, местами снег, в воде забереги.
Транспорт: автомобиль УАЗ «Таблетка», лодка Баджер Wave Line 360.
Экипировка: мембранный демисезонный костюм Нова Тур «Хантер», костюм флис Нова Тур «Камчатка», термобелье Нова Тур «Поларис», термоноски «Torpen».
Рыбалка носила не ходовой характер. Т.е. приехали на машине, выгрузились. Подготовили лодку, отплыли, расставили снасти, вернулись, подготовили «табор» к вечеру и застолью для души, периодически проверяли снасти, ночевали в машине. На следующий день снялись и домой. В ходе этого на каждом этапе я пытался проанализировать степень удобства сапог.
Началось все с того, что я же и вез рыбачков, будучи за рулем «Таблетки». Те, кому приходилось ездить на этом «чуде» отечественного автопрома конца 60-х годов меня поймут. Эта процедура для тех, кто не боится трудностей. Но я решил осложнить себе жизнь, надев сапоги Superlite Xenon.
Вывод! Ехать, конечно, можно, но только если сзади гонятся фашисты с автоматами, а альтернативы нет! Сапоги изготовлены из вспененного полимерного материала, а это влечет за собой достаточную его толщину. Плюс к этому – наличие влагоотводящего слоя, который дополнительно утолщает стенки сапог. Но словно и этого было недостаточно! Подошва сапог изначально гораздо шире стопы, видимо, для увеличения площади и тем самым для уменьшения давления на грунт и лучшего сцепления с ним. Таким образом, в сапогах крайне неудобно ехать за рулем автомобиля. При переключениях передач постоянно задеваешь элементы обшивки салона и соседние педали. Кроме этого, жесткость подошвы, дающая комфорт при ходьбе, в данном случае не дает чувствовать педали. А жесткость материала в районе подъема не дает сапогам сгибаться, и нажатие на педаль приходится осуществлять, изменяя не только наклон стопы, но и всей ноги. Кто-то может сказать: «Так возьми сменную обувь!» Она была взята. Это просто был эксперимент.
По прибытии на место рыбалки начались испытания сапог в движении. И я снова обратил внимание на несгибаемость сапог в подъеме. Во время ходьбы это доставляет неудобства. Полагаю, что для ходовой рыбалки сапоги непосредственно после покупки не пригодны. Их надо разносить. У меня сразу всплыли ассоциации с валенками. Когда они начинают сгибаться только по прошествии некоторого времени носки. Тут же хочется отметить, что я использовал высокие термоноски, но они все равно немного сползали. Наверное, это по той же причине – несгибаемости сапог при ходьбе. С коротким носком это вызывало бы реальные постоянные проблемы с подтягиванием носка! Про использование носков с утеплителем Thinsulate сказать ничего не могу, т.к. таковых не имею.
Что же касается остального, сапоги показали себя очень хорошо. Берег был раскисший и глинистый, местами залитый водой. Крутые спуски к воде. По кромке воды смесь раскисшей глины и песка. При этом на берегу были кусты, необходимо было пролазить через них за дровами для костра. Хочется сказать, что перешагивание препятствий дискомфорта не вызывает. Однажды я неудачно ударился ногой чуть выше подъема о бревно. Никаких болевых ощущений! Позже ради эксперимента попросил взять деревянный кол и сильно несколько раз ударить мне по ногам. Итог – полное демпфирование, защита идеальна. Жесткость носка на том же уровне. Ступню точно не отдавить и не ушибить.
Сознательно вставал на куски бревен с сучками, подошва очень хорошо защищает от острых предметов. Нашел отколотое горлышко от бутылки. Встал на него. С силой попрыгал. Никакого дискомфорта, никаких повреждений сапог. Горлышко просто вдавилось в грунт, а острые края стекла покрошились.
Кроме того, что подошва сапог жесткая, она еще и агрессивная. Зубцы хорошо врезаются в грунт. Соскользнул с мокрого бревна, лежащего на земле, и при этом содрал подошвой кору в этом месте. Т.е. сцепление подошвы было для этого достаточным. Поведение на раскисшей глине устойчивое. Особенно если раскисший слой продавливается до более твердого. Скользит подошва умеренно. Но ведет себя однозначно лучше простых резиновых болотников. Там насечка на подошве забивается вмиг. На Superlite Xenon глина так же забивает пространство между грунтозацепами, но при следующем шаге выдавливается под действием веса человека. На подтаявшем снегу сапоги оставляют четкий след, практически не скользят. Чувствуешь себя абсолютно комфортно. К сожалению, на льду испытать поведение сапог не представилось возможным (опасно, лед был уже хрупкий), но, мне кажется, отличий в результатах не было бы. А вот в случае реально низких устойчивых температур ниже нуля поведение сапог на льду в любом случае изменится. Вопрос «насколько?» остается открытым до ноября.
На поверхности с сильным уклоном сапог сначала немного скользит, но потом врезается в поверхность земли и надежно стоит, оставляя отчетливый отпечаток. На более расквашенных участках грунта, ближе к кромке воды, сапог начинает сильно скользить, след смазывается, сцепления уже не хватает. Но люди в «болотниках» туда и не лезли даже. При этом малое удельное давление на грунт не дает в сапогах Superlite Xenon увязнуть по колено.
Как я отмечал выше, температура окружающего воздуха за сутки колебалась от +7 до -3 градусов. Температура воды была чуть выше нуля. При этом во время ношении сапог всегда чувствовался комфорт. Холодно не было! Даже в стандартной ситуации вхождения в воду и нахождения в ней на протяжении нескольких десятков минут, ощущения леденящего обволакивающего холода не чувствовалось. Рядом находились люди в обычных болотных сапогах с кучей надетых носков и при этом через 10 минут выпрыгивали на берег. Теплоизоляция у Superlite Xenon на очень хорошем уровне. Во всяком случае, до нулевых температур идеальна. За все время рыбалки ноги в сапогах не вспотели. Уж не могу сказать по какой причине. Может, просто жары особой не было, или же реально работал паровыводящий слой. Но днем при +7ºС, в движении и суете с подготовкой «табора» было жарко, но не вспотели ни ноги, ни тело (но тут все понятно: флис + мембрана работали).
Достаточно находившись по грязи я задался вопросом: «А куда я в этом теперь ночевать полезу?» И самое удивительное, что сапоги очень легко отмылись. Я их практически и не тер. Единственное место, где пришлось потрудиться, это подошва. Но! Как оказалось, глина плохо вымывалась из-за того, что запрессовалась туда вперемешку с травой, которая закрепила ее и не давала вымываться.
Небольшое отступление…
Буквально за пару недель до описываемых событий группа моих товарищей поехала на рыбалку. Температура тогда была от -7 до +2 градусов. И так получилось, что когда на утро они собрались плыть на двухместной резиновой лодке, снимать снасти, то плыть оказалось не по чему! Забереги замерзли. Но хочешь – не хочешь, а грести надо. Взяли кол, чтобы лед перед собой разбивать и вдвоем отправились в путь! Первый заплыв удался. А вот второй не очень. Лодка порезалась об острую кромку разбитого ими же льда и оба моих товарища оказались в ледяной воде. До берега метров пятнадцать. Дна нет. Благо третий человек на берегу был и веревку им кинул, подтянул к берегу. Так вот, потом они рассказывали, какими тяжелыми им показались сапоги и намокшая одежда!
Мне стало интересно, а куда бы меня тянули сапоги Superlite Xenon в такой ситуации?! Снял и притопил их. И как вы думаете, каков результат? Они имеют положительную плавучесть! Может, кому-то это неважно и никогда не пригодиться, но факт есть факт! На дно они не потащат!
И тут я вспомнил одну историю, прочитанную на одном из форумов по теме снаряжения и рыбалки. Рыбачек рассказывал, как утром пошел на подледную рыбалку, а возвращаясь с нее обнаружил, что лед отошел от берега на 4-5 метров, и перебраться на берег теперь никак не получается. Посидел, подумал да и решил подневольный эксперимент провести от безвыходности. Выпустил брючины мембранного костюма поверх сапог, плотно обмотал шнуром, то же самое сделал по поясу и на рукавах. Что дно отлогое и глубина чуть больше метра он знал. Тогда он разбежался, прыгнул в воду и просто скоренько вброд дошел до берега, при этом не промокнув. К чему это я? А к тому, что мне стало интересно: а что будет, если я затяну манжету, выпущу брючину мембранного костюма поверх сапог и зайду в воду выше их высоты? Попробовал, зашел. Шнуром брючину не обвязывал. Она просто прижималась давлением воды.
Итог: простоял около 10 секунд в воде выше верха сапог сантиметров на 20, вода в сапог не попала! Носок сухой. Эксперимент прервал, как только почувствовал влагу выше затянутой манжеты. Костюм дал запас времени, вода не через швы проникала и не через полотно, а между сапогом и брючиной (оно и понятно, костюм – мембрана с проклеенными швами).
Казалось бы, мелочи, которые могут никогда в жизни не пригодиться, а приятно. Зато появилась реальная возможность узнать – а как сапоги сушатся?
У костра сушить не хотелось. Тогда я завел машину, включил печку, снял толстый гофрированный шланг подачи воздуха от печки к стеклу со своего места и направил в сапог. В свое время я таким образом сушил болотные сапоги (а они в 2 раза выше) за 40 минут. А вот тут слой теплоизолятора и паровыведения сапог Superlite Xenon все усугубил. Чудес не бывает. Пористый материал набрал в себя влагу. Сушил я 1,5 часа, но так и не высушил! Забросил это дело. Потом ради эксперимента дома намочил сапог и поставил сохнуть. Через 4 часа он был еще влажный. Сох еще всю ночь, а на утро уже можно было его надевать.
Сразу хочу оговориться, кроме описанной мною рыбалки сапоги еще дважды использовались в аналогичной ситуации. При температурах до +15ºС. Необходимо отметить, что при этом с термоноском нога не потела. Чувствовал себя комфортно. Жесткость сапог выше подъема немного снизилась, но все равно явно ощущается. Хотя, как я уже отмечал, у меня в основном пока не ходовая рыбалка.
В мире нет ничего идеального. Но есть вещи, которые оптимальны по тем параметрам, свойствам, качествам, которые от них ждет их владелец. Причем одна и та же вещь не может подойти всем, ведь универсализация необратимо приведет к усреднению ее качеств и она перестанет быть особенной.
Так получилось, что желаемые мной качества присутствуют в сапогах Superlite Xenon почти в полной мере и данный товар, как говориться, стоит своих денег.
В заключение хочу выделить плюсы и минусы данных сапог.
На мой взгляд, к абсолютным плюсам данных сапог следует отнести:
- Легкость. Весят реально немного, из-за чего ноги не устают при ходьбе.
- Положительная плавучесть.
- Большая площадь подошвы и, как следствие, малое удельное давление на грунт.
- Конструкция такова, что нога не подворачивается, стоит уверенно.
- Хорошие грунтозацепы, слабое скольжение в грязи.
- Жесткость подошвы обеспечивает защиту от острых предметов, сучков, скалистого грунта.
- Жесткость стенок сапога и их толщина обеспечивают хорошую защиту ноги от ударов о преграды, случайные препятствия.
- Хорошая теплоизоляция, показанная в условиях тестирования. Резина и рядом не стояла.
- Ноги не вспотели, все же пароотводящий слой работает.
- Поверхность сапог легко моется.
- Сберегающий тепло и отводящий влагу слой долго просушивается.
- Новые сапоги как валенки – не гнутся, но при регулярной носке это можно «вылечить».
- Широкая подошва создает трудности при управлении автомобилем.
- При первом же выезде на природу на одном сапоге оторвалась петля, держащая фиксатор шнура, затягивающего манжету. Чтобы пришить, нужно распарывать внутренний шов на манжете.
Что могу сказать? Было очень жарко. Чувствовалась влага. И я решил манжету, которая все это время находилась в свободном состоянии, спустить вниз и натянуть на голенище сапог. Как результат, улучшилось проветривание и появился свободный контакт пароотводящего слоя с окружающей средой. Примерно через 30-40 минут я начал чувствовать себя достаточно комфортно в сапогах. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что сапоги могут «работать» вплоть до 20 градусов тепла. Но для этого необходимо стянуть манжету на голенища.
Владимир Владимирович, w349@yandex.ru, Комсомольск-на-Амуре
С дополнительными видеоматериалами, предоставленными Владимиром Владимировичем в рамках конкурса «Облегченные сапоги Superlite – тестирование в условиях бездорожья», Вы можете ознакомиться в разделе «Видео и фотообзоры».