Хочу сразу сказать, что все написанное является сугубо моим личным мнением, основанным на небольшом опыте эксплуатации надувной лодки Badger Duck Line 370, на личных предпочтениях и предыдущем опыте эксплуатации других моторных и гребных лодок.
Хочу сразу сказать, что все написанное является сугубо моим личным мнением, основанным на небольшом опыте эксплуатации надувной лодки Badger Duck Line 370, на личных предпочтениях и предыдущем опыте эксплуатации других моторных и гребных лодок.
Долгое время после переезда из родного города Ленска в Иркутск я даже и не задумывался о покупке моторной лодки. Но время шло, и снова меня потянуло на реку. Первый раз я увидел лодку Badger на выставке в 2008 году. Даже не знаю, какая это была модель, скорее всего Duck Line, характерного оливкового цвета, длиной не менее 4.2 м. Она показалась мне просто огромной (еще и стояла вертикально).
Первое впечатление – необычный цвет, благородные обводы и высокое качество изготовления. Я тогда подумал: «вот правильная надувная лодка, не то что всякие ''уфимки''». В общем, запала она мне в душу. Но поскольку покупать ПВХ лодку в планах тогда еще не было, я про нее скоро забыл.
В 2009 году как-то раз мы отдыхали на даче у друга, на берегу одной из проток Иркута. Протока та была шириной 4-5 м и глубиной от 40 см. Купались, ловили ельчиков на удочки. Каково же было мое удивление, когда мимо нас прошла надувная лодка под мотором – по такой-то мелкой и узкой протоке! В этот момент я понял: тоже так хочу. Хочу именно компактную многоцелевую моторную лодку, чтобы можно было ее перевезти без проблем на Байкал и покатать семью (в том числе и на прицепных аттракционах), и порыбачить, и поохотиться.
Поскольку свободных финансов на тот момент не было, я решил отложить выбор и покупку лодки на следующий год. Зимой начал планомерное обследование сайтов в Интернете. Перерыл весь форум на сайте motolodka.ru. Там опытные владельцы надувных лодок писали, что для моих целей наиболее подходящей лодкой будет лодка максимально возможного размера. Тогда я определился с критериями выбора:
1. Размер. Максимальный размер ПВХ лодки для меня ограничивался ее весом (чтобы можно было одному ее собрать/перетащить) и размерами упаковки (чтобы уместилась в микроавтобус, и еще место осталось под подвесной мотор и бензобак). Минимальный размер ограничивался грузоподъемностью и допустимой мощностью лодочного мотора. Мне хотелось, чтобы была возможность буксировки лыжника или надувного аттракциона на скорости, достаточной для выброса адреналина. Немножко посчитав, я прикинул, что пустая лодка с водителем, мотором и бензобаком (общий вес ~250 кг) сможет вывести на глиссер лыжника весом до 90 кг при мощности мотора 25 л. с.
2. Диаметр баллонов. Запомнилось из детства, что обычная двухместная надувная лодка с диаметром баллонов 28-30 см – это ерунда какая-то. Садиться в нее страшно. А вот десантная лодка – это вещь. Короче, чем диаметр баллона больше, тем лучше – лодка остойчивее и грузоподъемность ее выше. Правда, чем больше диаметр баллона, тем меньше места в кокпите и больше вес лодки. Остановился на диаметре 45 см.
3. Цвет. Понравился мне оливковый цвет у той лодки «Баджер», что я видел на выставке.
Из других параметров, пожалуй, можно упомянуть килеватость днища. Чем больше килеватость, тем ПВХ лучше лодка ведет себя на волне под подвесным мотором и тем меньше захлестывает брызгами при входе в волну. Однако на сильно килеватой лодке сплавляться по очень мелким речкам и протокам значит быстро порвать днище в районе киля.
Определившись при помощи отзывов владельцев с габаритами будущей лодки и предпочтительной компанией-изготовителем, я посмотрел цены на лодки Мнев и Корсар. Цены неприятно удивили. И тут-то я вспомнил про лодку «Баджер», которую видел на выставке. Нашел сайт «Баджера», нашел ПВХ лодку, которая меня устраивала по всем параметрам. Очень помогло подробное описание моторных лодок и их фотографии/рисунки. Жаль, отзывов о лодках «Баджер» было мало.
Поскольку четкие критерии выбора лодки у меня уже сформировались, то и подходящую мне лодку я выбрал очень быстро. Правда, с длиной не мог определиться – 3.7 м или 4.2 м. Решил все-таки взять 3.7 – она чуть легче.
На тот момент как раз проходила акция. Её преимущества - цена прошлого сезона, бесплатная доставка, носовая сумка в подарок. Семейный бюджет не трещал по швам от такой покупки, и я решился. Кстати, в Иркутске есть дилеры «Баджера», но я туда ни разу так и не съездил, т.к. надувные лодки вживую я уже видел, а где заказывать товар мне было без разницы.
И вот весна, долгожданный звонок из компании-перевозчика, и я еду забирать свою покупку. Распаковал и собрал лодку прямо на работе. Надувная лодка собирается элементарно, основная сложность – завести стрингеры на пайолы. Для выкачивания воздуха из лодки использовал ножной насос.
Итак, лодка Badger Duck Line 370 в комплектации: пайолы из окрашенной фанеры, алюминиевые стрингеры, алюминиевые разборные весла, наклеенные уключины с двумя осями вращения, носовой рым, две лавки, окрашенные в цвет пайол, седельная сумка, насос Bravo со шлангом и комплектом переходников, ремкомплект, чехлы для лодки, пайол. Дополнительно я заказал три спасательных жилета.
Качество проклейки швов не вызвало нареканий, а качество транца и способ его вклейки меня по-хорошему удивили: сделано надежно. Обещанный бонус в виде носовой сумки мне прислали на два месяца позже, так как носовые сумки вовремя не поступили на склад.
Оформление в ГИМС никаких проблем не вызвало. Лодку мне записали сразу как моторную, хотя подвесного мотора у меня еще не было. Категория плавания: ВВП, удаление до 2 км, высота волны до 2 м. Через день я забрал судовой билет. С нанесением номера я заморачиваться не стал – сделал на компьютере шаблоны, вырезал, приклеил скотчем на борт и закрасил маркером. Маркер теперь немного размазывается, со временем тускнеет, а смыть его полностью не так-то просто. Самый, как мне кажется, лучший вариант нанесения номеров такой: заказать в рекламной мастерской вырезанные из баннерной ткани подходящего цвета буквы-цифры и приклеить их клеем «Уран».
Настало время озаботиться поисками подвесного мотора. С этим, впрочем, я давно определился, но денег на покупку не было. Да и выглядит роскошью потратить 80 тыс. руб. на покупку Mercury 15 весом только 37 кг. Почему Mercury? Во-первых, лодочные моторы этой фирмы славятся своей надежностью. Во-вторых, только у Mercury есть патентованная система включения передачи простым поворотом ручки газа на румпеле. Я прикинул, что Mercury 15 сможет вытолкнуть на глиссер мою лодку (80 кг) с 300 кг груза на борту. Можно, конечно, и большей мощности мотор (в паспорте лодки написано до 25 л. с.), но Mercury 25 весит 52 кг, и таскать его мне не хочется. В итоге я купил подержанный Нептун 23. Компрессия у него хорошая, зажигание уже стоит электронное. Он меня ни разу не подвел. Поскольку предыдущий хозяин его на учет не ставил, то я просто пришел в ГИМС с паспортом этого подвесного мотора, и его оформили как свежекупленный.
На борту потребовали иметь кошму или брезент 1,5 м2; черпак; фонарь; свисток; якорь; якорный фал; буксировочный фал; спасательные жилеты; мед. Аптечка; ремкоплект. Хочу отметить один из важнейших пунктов экипировки лодки – якорь. Я хотел заказать якорь в «Баджер», но мне нужен был складывающийся якорь без острых выступающих частей, а там такого не было. Нашел такой на одном из сайтов. Летом проверил его на быстром течении – на каменистом дне держит как бетонный столб. Сниматься с него, правда, тяжело.
Время шло, а я все никак не мог собраться и первый раз спустить мою новую лодку на воду, т.к. реки ото льда еще не освободились. Наконец, в один из теплых июньских выходных дней мы с женой и дочкой выбрались на Иркут. Сборка и спуск на воду заняли у меня 40 минут. Уселись, я отгреб от берега и завел мотор. Река мелкая, на одном из перекатов я чуть не угробил гребной винт. Винт, кстати, стандартный нептуновский, с шагом 280 мм. С этим гребным винтом моя лодка с тремя пассажирами просто выпрыгивает на глиссер.
После первой вылазки я загорелся сплавиться по Иркуту. Месяц готовился к этому и решил пройти маршрут от Анчука до Баклашей. Не буду долго расписывать, сплавился я практически без приключений. Надувная лодка показала себя в основном с лучшей стороны, но были и минусы.
Начнем с плюсов. Перевернуть ПВХ лодку довольно затруднительно. Я, правда, сильно не старался, но в одном месте на пороге прозевал сливной камень и хорошенько шарахнулся об него нижней частью транца. На транце висел подвесной мотор, он соскочил с защелки и опустился в воду, а в лодку попало немало воды. Но ничего, я отчерпал воду, ощупал транец снизу и успокоился. Потом уже, когда поход был закончен, и я смог перевернуть свою лодку, нашел на днище, на верхнем слое ПВХ, приличную ссадину, но совершенно несущественную для дальнейшей эксплуатации лодки. Так что прочность днища сомнений не вызывает. Лодку я накачал при отплытии и больше не подкачивал за четверо суток.
Избыточного брызгообразования от самой моторной лодки нет, но при сильном попутном ветре брызги заносит в лодку. В этом случае, на мой взгляд, помогли бы диагональные фартуки на транце. Подвесной мотор Нептун 23 располагается на транце нормально, поднимать его выше не вижу смысла, так как на поворотах винт будет захватывать воздух. Остойчивость судна исключительная, один раз я экспериментировал с этим: повернул на полном ходу на 180 градусов. Винт хватанул воздух, однако не было даже намека на попытку переворота лодки.
Насколько хорошо подобран гребной винт и выбран угол установки подвесного мотора, я определил по звуку двигателя и форме буруна. Я использовал стандартный лодочный винт 280 и «продвинутый» Волгарь 320. На более тяжелом гребном винте моя лодка медленнее выходит на глиссер. Грузовой винт ставить не вижу смысла.
Теперь перейдем к минусам. Моя лодка широкая и тяжелая, и одному человеку на веслах управлять ею получается не быстро. Перед прохождением Большого порога я причалил к берегу, надежно заякорил лодку и пошел искать наилучший вариант прохода порога. Выбрал маршрут, но одно меня смущало: за огромным обливным камнем нужно было очень быстро развернуть лодку и проскочить к берегу, чтобы не попасть в неслабую бочку. Других вариантов не было, пришлось использовать этот. За этим обливным камнем мне удалось-таки быстро развернуть мою лодку, и я начал выгребать к берегу, но в этот момент у меня сломалась уключина. Хорошо, что моторная лодка уже успела набрать скорость. А сломайся уключина чуть раньше, остался бы посреди порога с одним веслом. После этой поездки было еще несколько, описывать их подробно не буду, остановлюсь только на том, что связано с эксплуатацией лодки.
Поездка на Байкал. Замерил скорость по GPS с двумя пассажирами на стандартном гребном винте – 34 км/ч. Сломал ножной насос Bravo 7М. После этой поездки я заметил, что половинки насоса уже не так жестко соединены между собой. В следующий раз крепление половинок окончательно развалилось, и насос держался только на мембране из ПВХ. Разборка насоса показала ненадежное крепление между пластинами. Позже приобрету ручной насос.
Сплав по р. Ангаре от Иркутска до р. Белая, с подъемом по р. Белой. В самом начале путешествия я едва не сел в лужу. Приехали на берег, выгрузились, я накачиваю носовой отсек ПВХ лодки и отчетливо слышу, что клапан травит, причем травит сильно. Внешний осмотр никаких повреждений не выявил. Мне пришла в голову мысль: раз травит из-под клапана, надо попробовать замотать его ниткой с клеем. Начал мотать по часовой стрелке, клапан повернулся под натяжением нитки. Я нашел плоскогубцы, засунул в решетку клапана и затянул его. Был бы ключ для замены клапанов в ремкомплекте, не было бы никакой проблемы.
Поездка запомнилась тем, что попали мы в последний день путешествия в сильный ветер. Река хоть и не особо широкая, но сильнейший ветер поднял на ней короткую и крутую волну 50-70 см высотой. Довелось испытать моторную лодку на волне. Лодка практически не рыскает по волне и наискосок к волне идет нормально. Но забрызгивает лодку изрядно, т.к. волна очень короткая, и ПВХ лодка просто пробивает верхушку волны носом. Стоит еще упомянуть, что мы в этой поездке забрались в протоку, на которой местами были настолько мелкие перекаты, что лодку приходилось буквально протаскивать. После поездки я осмотрел днище, оно было немного поцарапано, но ни одной глубокой царапины.
Охота на уток сплавом по равнинной речке. Здесь моей бедной надувной лодке выпало тяжкое испытание. Речка, имеющая ширину всего в 1.5 раза шире самой лодки, была завалена бревнами и вся заросла нависшими над самой водой деревьями. И как по такой речке продираться на ПВХ лодке с ружьем и веслом в руках? Через полчаса такой мороки я начал рычать – куда вы меня притащили! Но еще через полчаса речка стала заметно шире, и мы дальше сплавлялись по открытой воде. После этой поездки моя лодка была настолько грязная и исшорканная об ветки, что на ней живого места не было. Я смирился с тем, что на моей лодке будут царапины, но после отмывки на ней не осталось никаких следов.
Краткие выводы после достаточно жесткой эксплуатации в течение одного сезона:
Лодка склеена качественно, осенью заметил только отклеившийся уголок защитной ленты, что проклеена снаружи борта вдоль днища. Плотность ткани ПВХ 1300 г. Можно сильно не опасаться всяких сучков, торчащих из воды, плавающих бревен и т.п. Подвесной мотор меньше 15 л. с. ставить просто нет смысла. 30 л. с., мне кажется, транец выдержит без проблем. Самое сложное в сборке лодки - найти ровное место без битого стекла. Хочется более мощные уключины. Ножной насос одноразовый. Хватит его от силы на один сезон при аккуратном использовании. Все, чем укомплектована ПВХ лодка, пригодилось. Из дополнительных опций было бы полезно иметь надувное сиденье и съемный держатель для ружья или спиннинга. Чехол, в который упаковывается сама лодка, сделан таким образом, что углы сложенной лодки торчат наружу.
Мне кажется, я выбрал для себя идеальную универсальную надувную моторную лодку. Она тяжеловата для своих размеров, зато прочна. Но если бы продавались комплекты для установки парусного вооружения на обычную надувную лодку, я бы приобрел с удовольствием.
Еще я думаю заказать ватрушку, но для этого придется делать крепление на транце для буксировочного троса. Может быть, получится сделать крепление троса к дейдвуду лодочного мотора. Не хотелось бы дырявить транец.
Главное достоинство моей ПВХ лодки – это то, что это полноценная моторная лодка, которую можно компактно сложить и перевезти. Главный недостаток: лодка тяжелая, нужно поднапрячься, чтобы управиться с ней в одиночку. Есть пожелание, чтобы конструкторы поработали над уменьшением площади смачиваемой поверхности в режиме глиссирования под подвесным мотором.
Когда я собирался приобрести лодку, никто меня не отговаривал, но и не поддерживал. Большинство под словосочетанием «надувная лодка» понимают обычную гребную «резинку» и искренне недоумевают, как это она может стоить таких денег. Однако при виде накачанной лодки мнение кардинально меняется. После того, как я покатал свою семью, ни у кого больше и мысли «зачем нам это?» не появлялось.
Я доволен своей покупкой и считаю, что удовольствие, которое она доставляет, и широкие возможности путешествовать на ней стоят тех денег, что я на нее затратил.
Александр Викторович, YeskinAV@metcom.ru, Иркутская обл., г. Шелехово