Почему именно Fast Cat FC 380? Около 5 лет назад я случайно познакомился на отдыхе с человеком по имени Марк. Загорелся идеей занятия водным спортом именно с его подачи. А, как говорят, случайностей не бывает, бывают случайные закономерности. Спустя некоторое время, исходя из опыта друзей и сформировав собственное видение идеального плавсредства, я приступил к поиску. Несмотря на огромный модельный ряд надувных лодок от разных компаний и относительную доступность товаров, мало кто из производителей знает, как вообще выглядит надувной катамаран. Большинство людей представляют себе катамараны-велосипеды, которые были популярны в прокате в советское время.
Так почему же именно катамаран? Да потому, что при тех же массогабаритных характеристиках, способах хранения и транспортировки у катамарана есть множество плюсов по сравнению с надувной лодкой. Я люблю воду, и для меня лодка – это, в первую очередь, отдых на воде и на природе. Лодка должна быть универсальной и многофункциональной, чтоб и с ветерком прокатиться, и порыбачить, и лыжника покатать, и просто в тишине поплавать.
Я потратил много времени на поиск, но оказалось, что купить то, что я хочу невозможно по причине его отсутствия. Заказывать импортный Zap Cat было очень накладно, клеить КлоН под заказ не очень хотелось. Я уже, было, подумывал отказаться от идеи катамарана и остановиться на обычной надувной лодке местного производства, как обнаружил на сайте «Баджера» то, что так долго искал. Это был катамаран Fast Cat FC 380. Оставалось решить проблему доставки из Питера в Киев. К сожалению, компания «Баджер» не предоставляет возможности международной доставки товаров. И все-таки мне это удалось. Наверное, на то время я стал первым обладателем этой лодки на Украине.
Итак, какие именно критерии стали для меня важными при выборе Fast Cat FC 380. На первом месте были масса и размер лодки. Лодка должна была транспортироваться одним человеком и не занимать много места в гараже. По этому условию сразу отпали корпусные лодки и пал выбор на надувные ПВХ. Так как мы с женой по натуре «отшельники» и не любим шумных мероприятий и больших компаний, приходится уезжать достаточно далеко от цивилизации, потому транспортировка ПВХ лодки и всего лагеря не должна быть сильно сложной и длительной, иначе не останется времени на сам отдых. Плюс, легкую моторную лодку можно переносить вдвоем и сплавить в трудно доступном месте, куда на машине с трейлером уже не подъедешь. Вторым основным критерием стали в сумме скорость, грузоподъемность, остойчивость и конструктивная продуманность, что у этого катамарана как раз на высоте по сравнению с обычной лодкой. Характеристики водного катамарана очень подходили для поставленных мной задач. Я не буду перечислять положительные черты катамарана, об этом достаточно написано. Есть и минусы, но их гораздо меньше.
Цена не оказывала существенного влияния на выбор. К сожалению, у нас на Украине нет дилера «Баджер», и оценить, посмотреть, пощупать эту лодку перед покупкой я не мог. Оставалось только собирать мнения и отзывы людей в Интернете на форумах и разных сайтах.
Хочу выразить благодарность менеджеру Интернет-магазина «Баджер», Калныньш Евгению, за его консультацию. Несмотря на то, что я не мог сделать предоплату, мне пошли навстречу и приняли мой заказ. В это время действовала акция, так что я еще получил скидку, что было весьма приятно.
Спустя три месяца после заказа, мне перезвонил Евгений и сообщил, что мой надувной катамаран прибыл и его можно забирать. Мы с семьей решили ехать на автомобиле все вместе, чтобы и лодку забрать, и Питер посмотреть. Огромное спасибо моему знакомому Марку за предоставленное нам жилье на время пребывания в Питере, помощь в оплате, получении и тестировании, без него всего этого не было бы.
Катамаран эксплуатирую уже пятый сезон, с мотором Johnson 25. Масса положительных эмоций и впечатлений! Благодаря малой смачиваемой поверхности надувной катамаран имеет низкое сопротивление и хорошо набирает скорость, практически сразу выходит на глиссирование, я бы сказал, “выстреливает” из воды. Развороты на 180 градусов на скорости в 30 км/ч можно делать, образно говоря, на месте. Главное - держаться покрепче, а то и слететь в воду можно. Управляемость по сравнению с обычной надувной лодкой просто поражает. Небольшую волну катамаран проходит вообще незаметно, разрезая ее на скорости и не отклоняясь от курса.
Что касается качества изготовления водного катамарана, то оно на высоте, швы склеены ровно и аккуратно, общий вид тоже все еще впечатляет, несмотря на пятилетний возраст товара. Многие рыбаки открывают рты при виде этого Чуда, спрашивают, где купили. Но ничего вечного не бывает, и в процессе эксплуатации стали появляться некоторые дефекты и желание сделать доработки.
Вот некоторые из них. Частая сборка-разборка размягчила ПВХ ткань, и корпус стал не такой «дубовый», как когда был новым. Собирать стало значительно легче, практически без дополнительных инструментов. Но резиновый молоточек сразу же стал частью комплектации вместе с электрическим насосом.
В местах проклейки спансонов к баллонам, со стороны транца, стали отклеиваться некоторые элементы. Давление в спансонах все-таки в 4 раза выше, чем в баллонах, и из-за заводского дефекта практически сразу стал подпускать правый, а спустя некоторое время, левый спансон. Пришлось заказывать у компании Badger специфический ключ для клапанов, чтобы выкрутить клапан и посадить его на клей.
По комплектации скажу, что мне однозначно не хватает уключин с двумя длинными веслами. Как известно, чем мощнее подвесной мотор, тем дальше грести на веслах. Хорошо когда они есть. У нас был случай, когда мотор заглох и никак не хотел заводиться, а до места стоянки было больше километра, с собой только одно весло, которое шло в комплекте, да и ветер не попутный - натерпелись...
Также хотелось бы иметь возможность установки дополнительного крепления бензобака на пластиковом носу, потому что на небольшой морской волне нос сильно задирает, а дополнительный противовес и свободное место в этой компактной лодке не помешают. Еще одним хорошим подспорьем была бы дополнительная быстросъемная мелкая сетка для поклажи, натянутая на носу. Естественно, ею можно было бы пользоваться только на тихом ходу или при стоянке, но зато исключалась бы возможность уронить какую-то вещь в воду при работе со снаряжением. А, как показал опыт, внутреннего пространства в моей надувной лодке не так много.
Также, на мой взгляд, стоит продумать крепление под датчик эхолота, у катамарана с этим оказалось проблематично. Крепление датчика в таком случае должно быть к спансону, а не под транцем, чтобы он не цеплял водоросли и не создавал фонтан брызг на скорости. Но из-за набегающего потока воды под спансоном, датчик скорости у эхолота дает завышенные показатели скорости, процентов на двадцать. Кстати, сам эхолот, оказалось, тоже некуда крепить. Я хотел приспособить крепление UniMount, но оно достаточно громоздкое.
Очень не хватает крепления типа уток или колец для небольшой веревочной лесенки со стороны носа. Верхняя часть баллона у FC 380 находится на высоте около 50 см от уровня воды, после покатушек или длительного плаванья влезть на борт без посторонней помощи, держась только руками за леер, почти невозможно.
Задние карманы на баллонах оказались абсолютно бесполезными, закрываются они не плотно из-за твердости ПВХ материала и липучек. Отверстий для слива воды в них нет, поэтому любая вещь, оставленная в них, гарантированно промокает. Так утопился наш первый GPS приемник. Мне кажется, правильно было бы их вообще убрать и заменить косынками от баллона к транцу, чтобы уменьшить набрызгивание. А заднюю сливную пробку тогда лучше заменить двумя. Во-первых, открытию пробки не будет мешать лодочный мотор, во-вторых, через два отверстия вода будет стекать быстрее.
Свою лодку я перевожу в автоприцепе с остальными вещами лагеря. Слабое крепление ручек сумки в местах пришива к чехлу дало о себе знать почти сразу. Чехол, на мой взгляд, должен быть из более плотной износостойкой ткани, а шлейки должны охватывать сумку снизу. Надувать катамаран надо только электронасосом – это мой личный опыт и совет. Баллоны надуть ножным насосом, который идет в комплекте, не проблема, а вот надуть спансоны до нужного давления – просто мученье. Гораздо проще снять аккумулятор с автомобиля и за 5-10 минут надуть лодку насосом BRAVO BST12HP, чем полчаса "прыгать" на ножном.
При движении катамарана с небольшой загрузкой (2 человека) на скорости 30–40 км/ч, брызг практически нет, он скользит по воде как по льду. При загрузке 3 человека образуется много брызг сзади, а с 4-мя членами экипажа заливает водой и спереди, в особенности, если идти против ветра на скорости больше 20 км/ч.
Очень хотелось попробовать покататься на вейкборде, для этого я установил два рым-болта для крепления фала лыжника. Вначале в верхней части транцевой плиты, а после нескольких “заездов” пришлось опустить как можно ниже, чтобы уменьшить дифферент на корму. Мощности подвесного мотора хоть и хватает, но при старте нос катамарана очень задирает, что сильно затрудняет старт. Пришлось сделать удлинитель румпеля, чтобы хоть как-то уравновешивать лодку своей массой. Есть и другой вариант: сажать одного пассажира на нос в качестве балласта.
Иногда я жалею, что не взял старшую модель FC 410, пусть она и была существенно дороже. Все-таки мне часто не хватает длины и внутреннего пространства, в особенности, если на борту снаряжение для дайвинга. Но у старшей модели «дырявый» транец. Если бы не эта особенность, то выбрал бы именно ее. Большая часть внутреннего объема лодки забирается пластиковым носом. По моему мнению, идеальной была бы длина где-то 4.2–4.4 м. При такой длине масса ПВХ лодки без настила увеличилась бы всего килограмм на пять, что еще терпимо для транспортировки одним человеком, а вот на воде было бы комфортно уже и вчетвером кататься.
Максимальную скорость, которую мне удалось достичь и замерить по GPS в тестовом заезде с моим двухтактным мотором Johnson 25 и подобранным гребным винтом, – 43 км/ч. Хочу заметить, что этот мотор старше меня, но в отличной форме и может померяться силами с новыми. На мой взгляд, этому катамарану достаточно лодочного мотора в 40 л. с., но, учитывая массу мотора, невозможность транспортировки и установки его в одиночку, мой Johnson весом в 42 кг остается для меня лучшим вариантом.
Моя жена Анна, при своей миниатюрности и скромном весе как у нашего мотора (42 кг), прекрасно справляется с катамараном. Он легок в управлении как под мотором, так и на веслах. Проплывать топи, кувшинки и прочие водоросли под веслами просто не составляет труда, главное, успеть вовремя приподнять гребной винт.
У нас обоих появилась полная уверенность, что с человеком на воде в этой лодке ничего не может случиться. Катамаран прекрасно держит волну, в нем невозможно сесть на мель, да и через топляк можно проскочить, оставив его, как между колес, позади. По мнению Анны, Fast Cat FC 380 – просто водный джип! Из любви к нашему новому техническому Чуду, мы так и переименовали нашу спортивную команду. Разработка логотипа и авторство принадлежат Анне. Так что «Быстрые коты» из Киева рады сотрудничеству и обмену информацией.
В заключение хочу сказать, что покупка FC 380 себя оправдала, лодка велликолепно справляется с возложенными на нее задачами и приносит радость в эксплуатации. Да, это не каютная лодка, поэтому требовать от нее невозможного не стоит. В своем классе это замечательное плавсредство.
Спасибо «Баджеру» за то, что сделали доступными такие редкие лодки-катамараны!
Николай Анатольевич, nicola@homus.com.ua, Украина, Киев
С дополнительными видеоматериалами, предоставленными Николаем Анатольевичемв рамках конкурса «Какой должна быть надувная лодка Badger?», Вы можете ознакомиться в разделе «Видео и фотообзоры».